Почему мобильный интернет «пропал», а наличка — ликует? Неожиданный эффект отключений, деньги идут «в обход»
В свежем Обзоре рисков финансовых рынков ЦБ обнаружилась крайне любопытная деталь: россияне внезапно начали активно «вытаскивать» деньги из банков и возвращаться к наличным расчётам.
Причём всплеск случился не где-то «когда-то», а буквально недавно — в третьем квартале 2025 года, когда многие регионы столкнулись с массовыми отключениями мобильного интернета.

Да, серьёзно. Не курс доллара, не банковские ставки, а исчезающий мобильный интернет стал главным финансовым триггером сезона. 📵
📊 Что показывают данные ЦБ?
Если разложить цифры по кварталам, картина получается как в хорошем сюжете: тихое начало, тревожный поворот и драматическая развязка.
В 2024 году:
— общий объём наличности сократился почти на 50 млрд рублей. Россияне предпочитали безнал — удобно, быстро, привычно.
В начале 2025 года:
— в среднем 356 млрд рублей ежемесячно уходило из нала в безнал. Казалось бы, тренд очевиден.
Но вот второй квартал уже начал хмурить брови:
— примерно 92 млрд в месяц люди снова забирали из банков.
А в третьем квартале ситуация просто «перевернулась» —
— 200 млрд рублей ежемесячно выводилось и обналичивалось.
Ну и где тут логика? Она есть. И она — в кармане, где вместо LTE светилась надпись «Нет сети».
📵 Почему отключения интернета так сильно ударили по безналу?
Все оказалось просто до банальности.
Около 25–30% торговых точек использовали терминалы, работающие через мобильные SIM-карты. Когда интернет исчез — терминалы, к сожалению, последовали его примеру.
Результат:
— невозможно оплатить картой,
— не проходит QR,
— совершить перевод через СБП тоже невозможно.
И вот люди, которые уже давно не держали в кармане ни одной бумажки, начали делать то, о чём забыли со времён студенческих общежитий — снимать наличку «на всякий случай». Особенно сильно это проявилось в августе:
Сентябрь: минус 162 млрд из банков;
Октябрь: минус 134 млрд;
А август вообще стал рекордсменом — по расчётам, россияне вывели 304 млрд рублей, что в несколько раз превышает показатели других месяцев.
Август 2025 — официально «чемпион» по бегству в кэш. 🏆
🏦 А что с вкладами и инвестициями?
Тут тоже заметен эффект «интернет-перебоев»:
в августе и сентябре притоки средств на вклады были минимальными за два года;
многие россияне не реинвестировали даже проценты, хотя обычно делают это автоматически;
деньги уходили не только в нал, но и в альтернативные инструменты.
В октябре, правда, ситуация начала оживляться — притоки на депозиты снова выросли. Так что говорить о массовом «побеге вкладчиков» пока рано.
Но тенденция очевидна: люди стали осторожнее. Когда терминал не работает, вера в цифровые сервисы «слегка»… трещит по швам.
🔮 «Замедления»? Да уже не только
Уже несколько месяцев назад было ясно, что временное замедление мобильного интернета легко может перерасти в точечные и полные отключения. И да — именно так и произошло.
Сегодня в ряде регионов отключения уже стали практикой, а не исключением. И судя по динамике наличности, люди реагируют на такие меры очень быстро и довольно предсказуемо.
✍️ Моё мнение
Ситуация очень показательная. Мы столько лет шли к цифровизации, а в итоге один технический сбой — и вся система начинает работать «по старинке».
Возможно, это полезный намёк: какие бы инновации ни окружали нас, наличка всё ещё остаётся универсальной страховкой, и многие это почувствовали буквально «на своей коже» у кассы супермаркета.
❓ А что думаете вы?
Держите ли вы наличные «на всякий случай»? Сталкивались с проблемами оплаты из-за отключений интернета?
Напишите в комментариях — обсудим! ❤️ Если статья оказалась полезной — ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Это помогает показывать материалы чаще и шире 🚀
ссылка на первоисточник https://dzen.ru/a/aRrJIfnsKwiN9oyM
вы лучше дайте совет как и что предъявить операторам связи - они-то деньги списывают согласно тарифам, а услуги предоставляют не в полном объеме
тогда пусть берут половину за тариф а то деньги уходят а интернета нет это наглость!!!
Да, по-хорошему так и должно быть, но ----
Предъявите, и они вас переведут на другой тариф.
А дело не в тарифе, меня и этот по цене устраивает.
Качество и длительность предоставления оплаченной услуги от тарифа не зависят
Купите IPhone 17 Pro Max там приёмник сигнала помощнее или попросите закончить войну, от которой столько проблем))
не, нафига мне эта хрупкая дрянь, - моим убойным андроидом можно орехи колоть, и под водой кино смотреть)
Мечтать не вредно))
почему мечтать, есть такие аппараты к вашему сведению))
Давайте я вашим аппаратом орехи поколю. Он у вас застрахован или не жалко за недорого?)
01 июля 2025 года к нам прилетел дрон на завод. И с тех пор - весь июль, весь август, и половина сентября у меня вообще не работал мобильный интернет. Тогда я пошла в офис Т2 и сказала, что хочу написать претензию, что я не получаю качественную услугу. Там молодой человек вообщем отфутболил меня, да ещё и пристыдил "...Вы что? не понимаете, что происходит? Вы ведёте себя как ребёнок"... Так он мне ответил. Я ему сказала, что - нет , не понимаю. Хотя прекрасно, конечно, понимала всю ситуацию. Он даже сказал, что не может принять от меня претензию на бумажном носителе, потому что интернета нет. Это они (мобильные операторы) пользуются сложившейся ситуацией и ничего не делают, а только деньги получают ни за что. Тогда я пошла другим путём. Я нашла адрес в интернете, какой-то московский адрес т2. Написала туда письмо и отправила по почте России. И в письме всю вот эту ситуацию описала: с дроном, с молодым человеком, с отсутствием мобильного интернета и т.д. И ещё написала, чтобы без моего ведома не меняли мне тариф. Если я захочу, то сама пойду ногами в офис и поменяю тариф, например на социальный. И ещё просила, чтобы как-то эти деньги или перенесли на другие месяцы или вернули. И чтобы ответили мне СМС-кой, потому что я на незнакомые номера не отвечаю. Или написали письмо. Вот недавно мне пришла СМС-ка, мое обращение принято и что мне придет письмо по почте России. Вот жду. Но только тариф-то всё больше и больше берут с тех пор. Мне кажется - ничего не измениться в мою сторону. Они сами берут и изменяют тарифы в большую сторону.... Но по крайней мере - я как-то отреагировала на отсутствие мобильного интернета. А-то, если все будут молчать, они вообще обнаглеют.....
Не смешите мои тапочки
Вы всё правильно сделали, но
1. Ответ надо требовать в письменном виде, а не в смс. СМС в суде не предъявишь
2. Надо ссылаться не такие нормы закона, чтобы у них не было шансов Вам не ответить
3. Нужно устанавливать срок ответа и сообщить о последствиях нарушения сроков и ваших дальнейших планах, например исковое заявление, жалоба и т.д.
А тот гаврик своим отказом обеспечил своему работодателю административку (КоАП РФ Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан) как минимум за факт нарушения ФЗ-59 от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (см. ст.5, 15 ФЗ)
Бесполезно. Операторам связи приходит указ от РКН, против которого как против лома - нет приёма
Номер указа предъявите нам всем
Тарифы давно уже следовало бы снизить. Оплата должна производиться за качественно выполненную работу.
С проблемами оплаты не сталкивались, т.к. используем всегда наличные. Надёжнее и спокойнее как-то, когда мои деньги у меня в кармане и кошельке.
Только недавно об этом подумала, говорили скоро наличных не будет, а получается наоборот. И еще из за блокировки карт при переводах такая ситуация. Наконец то сегодня сказали что переусердствовали с этим
Вечно в России ничего до совершенства довести не могут! То одно мешает, то другое!
Роскомнадзор мешает своей самоотверженной работой (и те, кто генерирует приказы для них)
... плохому танцору всегда что-то мешает
Не оправдывайте этих чертей, Думгая на них нет
наличка, консерва, свечи - все это должно быть дома на экстренный случай и это не новость для рожденных в СССР
Мобильного интернета нет,а продолжаем платить в надежде ,что произойдёт чудо)))
Так его полностью не отключают типа. Например: обычно я захожу на этот сайт через M-gmail, но в последнее время, бывает, зайти невозможно — нет соединения с сайтом. Совершенно случайно я обнаружил, что на сайт можно зайти и полноценно пребывать на нём, через "Яндекс". Находите в истории поиска любую ссылку на 9111.ru, нажимаете, и вы — на сайте. Можете писать, комментировать, статьи лайки-дизлайки и пр.