Авторские права на идею: почему создатели детективного сериала «Кастл» не нарушили закон, позаимствовав концепцию у Хичкока

(Иллюстративный материал заимствован из общедоступных ресурсов интернета, не содержащих указаний на авторов этих материалов и каких-либо ограничений для их заимствования)
Не бойтесь заимствовать идеи. Всё равно они их украли у кого-то другого
— Уилсон Мизнер, американский писатель-сатирик и драматург.
Представьте себе судебную тяжбу: знаменитый классик кинематографа против создателей популярного современного сериала. Истец — Альфред Хичкок с его бессмертным «Окном во двор» 1954 года. Ответчик — команда сериала «Кастл». Претензия — в 100-м эпизоде «Кастла» («The Lives of Others», 5 сезон, 19 серия) была использована без разрешения центральная идея фильма Хичкока. Казалось бы, иск очевиден. Но закон придерживается иного мнения. Давайте разберемся, почему сама по себе творческая идея — сколь бы гениальна она ни была — не может быть «приватизирована» и защищена авторским правом.
Суть спора: «Окно во двор» против «Жизней других»
Для начала детализируем предмет гипотетического спора. В фильме «Окно во двор» профессиональный фотограф Джеффрис, прикованный к инвалидному креслу со сломанной ногой, от скуки начинает наблюдать за соседями по двору и приходит к выводу, что стал свидетелем убийства. Его подозрения никто не воспринимает всерьез, но в итоге он оказывается прав.
В почти идентичной ситуации оказывается и Ричард Касл, главный герой одноименного сериала. В юбилейной сотой серии он также сломал ногу (коленную чашечку, если быть точным), также от скуки наблюдает в бинокль за соседями и также видит то, что ему кажется убийством. Концепция, как видим, один в один. Однако разработка этой концепции и ее исполение кардинально различаются. Если у Хичкока мы наблюдаем настоящий триллер, то в «Кастле» вся история оказывается грандиозным розыгрышем — подарком Каслу на день рождения, который устроили его друзья и коллеги, чтобы развеять его скуку.
Почему идея не защищается законом: буква и дух авторского права
Здесь мы подходим к ключевому юридическому принципу, который существует в законодательстве об авторском праве большинства стран мира, включая США и Россию: охраняется не идея, а форма ее выражения.
Этот фундаментальный постулат означает, что вы не можете запретить другому автору написать роман о волшебнике, учащемся в школе, но вы можете защитить конкретный текст, персонажей, диалоги и уникальный мир, созданный в вашей книге. Другой автор волен использовать ту же базовую концепцию (мальчик-волшебник, школа магии), но должен выразить ее по-своему: создать собственных героев, выстроить оригинальный сюжет, придумать новые заклинания и локации.
Что охраняется авторским правом (конкретное выражение):
- Текст произведения: сценарий, диалоги, описания.
- Персонажи: их внешность, характер, глубокая проработка.
- Художественные образы и уникальный мир.
- Музыка и песни.
Что не охраняется (идея, концепция, тема):
- Общий замысел или концепция (например, «вуайерист становится свидетелем преступления»).
- Сюжетные ходы и тропы («никто не ведит герою», «убийца раскрывает слежку»).
- Жанр произведения (детектив, триллер).
- Технические приемы, если они не являются уникальным методом съемки.
Если бы закон охранял идеи, жанр детектива был бы исчерпан после первого же рассказа о сыщике, а создатели космических опер бесконечно судились бы друг с другом. Творчество остановилось бы, ведь любое новое произведение так или иначе отталкивается от уже существующих культурных кодов и нарративных структур.
Сравнительный анализ: «заимствование» в «Кастле»
Применим этот принцип к нашему случаю. Да, создатели «Кастла» — Эндрю У. Марлоу и Терри Эдда Миллер — открыто заимствовали основную идею Хичкока. Более того, они сделали это сознательно, отдав дань уважения классику, о чем свидетельствуют многочисленные отсылки в эпизоде. Однако они создали абсолютно новое выражение этой идеи:
Разный тон и жанр: «Окно во двор» — напряженный психологический триллер. Эпизод «Кастла» — это детективная комедия с элементами розыгрыша.
Разные персонажи: Джеффрис — серьезный фотожурналист, Касл — легкомысленный писатель. Их мотивация и харакеры прописаны совершенно по-разному.
Ключевое различие в сюжете: У Хичкока убийство реальное, а у «Кастла» — инсценировка, которая служит развитием отношений главных героев и превращается в подарок на день рождения.
Оригинальные диалоги и локации: Несмотря на схожий стартовый посыл, развитие истории и диалоги уникальны для каждого произведения.
Создатели «Кастла» позаимствовали скелет повествования, но нарастили на него собственную плоть — юмор, персонажей, неожиданную развязку, вплетя эту историю в общую мифологию сериала. Именно эта «плоть» и является охраняемой авторским правом.
Заключение: американский писатель-сатирик и драматург Мизнер, цитатой которого я начал статью, был прав
Так что, возвращаясь к ироничному замечанию Уилсона Мизнера, можно с уверенностью заявить: он был прав вдвойне. Не стоит бояться заимствовать идеи, потому что сама природа творчества основана на переосмыслении и развитии уже существующего. И уж тем более не стоит бояться судебных исков, если вы, вдохновившись чужой концепцией, создали совершенно новое, уникальное произведение.
Судьба гипотетического иска Хичкока к Марлоу была бы предрешена. Создатели «Кастла», безусловно, сделали реверанс в сторону мастера саспенса (художественный приём, создающий у зрителя или читателя тревожное состояние ожидания), но создали самостоятельное произведение, которое не копирует, а творчески перерабатывает исходный материал. И в этом — не нарушение, а одна из форм высшего уважения в мире искусства.
😶
,,Касл"