Сказка о русском характере, которую мы рассказываем себе, чтобы не заплакать

Сегодня утром я проснулся и, как обычно, зашел в социальные сети. И в нескольких каналах, будто сговорившись, мне попалась одна и та же история. Красивая, лакированная, с добавлением патриотического пафоса. Та, что про «взгляд, будто ты родился в огне», про «прошивку» и слово «GRIT». Вы ее, наверное, тоже читали. Та, где американец-военный смотрит на русского солдата с благоговейным ужасом и выдает цитаты, достойные голливудского сценария.
И пока я ее читал, внутри впервые за долгое время не вспыхнула гордость. Щелкнуло что-то другое — узнавание. Узнавание старого, почти родного механизма. Мы снова придумываем себе красивую сказку.
История № 1
Я спросил у АМЕРИКАНЦА, чем Русские отличаются от всех остальных — он замолчал на 3 секунды и ВЫДАЛ ОДНО СЛОВО:
1. Он сказал: "GRIT". Это не сила. Не выносливость. Не злость. Это другое. Это когда ты падаешь, тонешь, теряешь всё — но не просишь, не ноешь, не сдаёшься. Он говорил это не как психолог. А как военный, который служил в Афганистане вместе с русскими. И добавил: "Я не знал, что так можно — идти вперёд, когда всё в тебе уже мёртвое. Ни эмоций, ни жалоб. Только взгляд, будто ты родился в огне".
2. Он сказал, что русские могут шутить на похоронах и молчать на свадьбах. У них перевёрнутая логика. Где другим нужна поддержка — они становятся жёстче. Где другим нужно одобрение — они смеются. Он был на учениях, где русскому отказали в эвакуации после травмы. Тот перебинтовал ногу скотчем и прошёл маршрут до конца. Не потому что герой. А потому что "я же мужик". И это не поза. Это прошивка.
3. Он говорил, что в США детей учат говорить о чувствах. А в России — не ныть. У нас эмоции идут внутрь. А потом, через 10 лет, превращаются в характер. И это видно во всём: как мы смотрим, как встаём утром, как держим паузу. Русский может молчать весь день — и в этом будет больше смысла, чем в часовой исповеди американца. Потому что у нас сила не в словах. А в выдержке.
4. Он сказал, что боится не злых русских — а спокойных. Тех, кто в любой ситуации говорит: "ладно, решим". Потому что если русский спокоен, когда всё горит — значит, он уже принял самое страшное. А после этого он становится неудержим. Это не про агрессию. Это про внутреннюю пустоту, в которой нет страха. И если ты с таким русским не на одной стороне — лучше отойди.
5. А потом он сказал второе слово: “Unbreakable”. И замолчал. Потому что больше добавить было нечего. Мы не лучшие. Не добрее. Не умнее. Просто у нас есть этот код: ты можешь быть голым, битым, без шансов — но всё равно пойдёшь. Не потому что надо. А потому что иначе не можешь.
Эта история практически идеальна, не правда ли? В ней есть всё, что мы так любим: уважение взглядом со стороны (желательно от Запада, желательно от военного), признание нашей невероятной, почти мистической стойкости, и главное — превознесение страдания как доблести. Нас не просто уважают — нас боятся. Наша «внутренняя пустота» и «спокойствие среди огня» становятся легендой.
Это же так приятно? Вместо сложного клубка из исторических травм, социальной неустроенности и вечной борьбы за выживание — получить чистый, отполированный архетип "Воина-Философа", "Несгибаемого Страдальца".
Какая история нам больше нравиться, эта слащавая и выдуманная история (в 70-80-х годах у советского рядового просто не могло быть в кармане ленты-скотча. Несколько кусочков хлеба со столовки, чтобы перекусить в поле - это да, но скотч - нет). Или может быть следующая история?
История № 2
Я спросил у соотечественника, чем мы отличаемся от всех остальных — он выдохнул одно слово:
1. «БЕДНОСТЬ». Это не сила воли. Не аскеза. Не стоицизм. Это другое. Это когда ты падаешь, тонешь, теряешь всё — и ты даже не просишь, потому что знаешь: просить не у кого. И не ноешь, потому что нытьё не накормит. Он говорил это не как философ. А как человек, который сменил три города в поисках работы. И добавил: «У нас нет выбора — идти вперёд, когда всё в тебе уже мёртвое. Ни эмоций, ни надежд. Только взгляд, будто ты родился не в огне, а в серой безнадёге, которая с тобой с детства».
2. Он сказал, что мы можем шутить на похоронах и молчать на свадьбах. Со стороны это кажется перевёрнутой логикой, но на самом деле всё на своих местах. На похоронах шутка — это последняя попытка оттолкнуть от себя горе, которое иначе раздавит. А на свадьбе молчание — потому что за счастье страшно; ты уже привык, что за любой радостью следует расплата. Где другим нужна поддержка — мы замираем и ждём, когда шторм пройдёт мимо, потому что помочь не можем: все вокруг тонут в том же море. Эта наша «прошивка» — не врождённая стойкость, а шрам от бесчисленных крушений. Мы не идём напролом — мы просто знаем, что отступать некуда.
3. Он говорил, что в США детей учат говорить о чувствах. А у нас — не ныть. Но это не значит, что чувств нет. Они уходят внутрь. А потом, через 10 лет, превращаются не в характер, а в камень на душе. И это видно во всём: как мы пьём чай молча, как встаём утром без энтузиазма, как держим паузу. Соотечественник может молчать весь день — не потому что в этом безмолвии больше смысла, а потому что слова всё равно ничего не изменят. Сила не в выдержке. А в умении терпеть. Мы путаем эти понятия, потому что второе — наша ежедневная реальность.
4. Он сказал, что боится не злых соотечественников — а опустошённых. Тех, кто в любой ситуации говорит: «ладно, решим», только чтобы ты отстал. Их спокойствие — это не сила духа, а признак того, что внутренние ресурсы исчерпаны до дна. Они уже приняли худшее, потому что худшее с ними случалось слишком часто. Их «решим» не означает плана действий — это констатация факта, что проблему придётся принять, пережить или встроить в пейзаж своей жизни. Эта знаменитая «внутренняя пустота», в которой нет страха, на поверку оказывается просто тишиной, заполненной усталостью. И эта усталость куда страшнее любой злобы.
5. А потом он сказал второе слово: «ВЫЖИВАНИЕ». И замолчал. Потому что больше добавить было нечего. Мы не лучшие. Не добрее. Не умнее. Просто у нас нет другого выхода. Этот «код», о котором все говорят: ты можешь быть голым, битым, без шансов — но всё равно пойдёшь. Не потому что надо. А потому что жизнь такая.
Безусловно большинство выберет первую историю. Мы будем рассказывать ее себе и миру, повторяя про «неудержимых» и «несгибаемых», потому что каждому человеку нужно самоуважение. Мы смотрим в интернете, что о нас думают иностранцы, и выдумываем легенды, которых не было. Про Бисмарка и медведя, которого можно разбудить, но невозможно загнать обратно в берлогу. Правда в том, что мы просто научились жить в берлоге. И называть это силой.
Первая история более правильная и с ней спокойнее жить. Нам жизненно необходимы подобные сказки. Как воздух. Потому что если посмотреть правде в глаза, окажется, что наша «невероятная стойкость» — это часто хроническая усталость. Что «умение терпеть» — это не добродетель, а проклятие, мешающее что-то менять. Что знаменитое «ладно, решим» — это не план действий, а ритуальная фраза, за которой скрывается покорность судьбе.
Сказка о «русском характере» — это психологическая защита. Это способ оправдать свои страдания, возведя их в ранг сверхспособности. Это способ сохранить лицо перед самим собой в стране, где условия жизни годами учат не столько побеждать, сколько выживать.
Мы не лучшие и не уникальные в своей стойкости. Просто наш коллективный опыт научил нас выжимать из себя последние соки и называть это силой. Мы научились жить в берлоге и рассказывать друг другу сказки о том, что мы — проснувшиеся медведи, которых невозможно загнать обратно.
Но правда в том, что медведь не должен жить в берлоге вечно. И однажды, чтобы по-настоящему стать сильным, нужно перестать сочинять сказки о своей силе, выйти из берлоги и начать строить тот самый дом, в котором не нужно будет только выживать.
Ссылка на историю, которая побудила меня написать эту статью: https://m.ok.ru/group/54996913881100/topic/157488247476236
"...в 70-80-х годах у советского рядового просто не могло быть в кармане ленты-скотча..."
Могла быть синяя изолента, оторвать край гимнастёрки, ремень от автомата...
Так хорошо начиналось, а закончилось самобичеванием.
Допустим вы правы и у бойца была изолента.
А что вы скажете, что американские военные совместно служили с советскими военнослужащими в Афганистане, более того, проводили совместные учения, в ходе которых видели как ловко советские военнослужащие пользуются изолентой для перевязки ран. Такое было? А как американский военнослужащий был свидетелем того, как мы ведем себя на свадьбах и похоронах? У Толстого в книге прочитал? История "лажа" и выдуманная. Почему и зачем это сделано - я написал в статье.
А Вы американцу объясните, что это изолента. И прочтите происхождение слова "скотч" по отношению к изоленте. Для американца все клейкие ленты это скотч. Поэтому это не самобичевание а понимание предмета того, что описываешь. Американец увидев клейкую ленту так и сказал: "Замотал ногу скотчем." Все правильно. Сейчас "скотч" - это просто бренд всех клейких лент фирмы 3М. Есть и другая версия: "Duck Tape". Во время Второй мировой американцы тоже её использовали. Правда для ремонта техники и оружия. Русские более изобретательны. Да, только русский солдат мог закрепить ИЗОЛЕНТОЙ ногу после травмы. Американцу это бы и в голову не пришло. Поэтому лучше сравните IQ русского и американского солдата. Это будет правильнее. По моему разумению. Русскому разумению.
Хорошие и интересные все наши русские сказки.
Русским во все исторические времена жилось тяжело, ибо были на отшибе - вдали от цивилизаций, которые жили близко, обменивались опытом, а мы "варились в собственном соку".
При Иване Грозном у нас опричники, а в Польше короля выбирал Сейм.
Петра Первого не впечатлил английский парламент и он силой насаждал свои реформы.
Крепостное право отменили в 1861, а в Европе боролись за право женщин голосовать на выборах.
Постоянное угнетение со стороны власти и боязнь ее, видимо, накрепко засели в подсознании, если верить Юнгу или Фрейду на влияние подсознания на психику человека.
Как говорил кто-то из древних философов : "Человек един в трёх лицах: каким он сам себя видит, каким его видят другие и каков он на самом деле".
Это Вы крепко намекнули.
Спасибо. Всю свою профессиональную жизнь я посвятил работе с документами. Сначала я служил следователем по особо важным делам, а затем перешел в аналитическое подразделение Генеральной прокуратуры, потом судебная работа. В процессе всего этого мне пришлось научиться доносить свои мысли до других, то есть овладеть как живым, так и канцелярским языком.
Вам бы писателем работать. Задевают ваши тексты за живое.