Александр
Александр Подписчиков: 99
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1.9М

Что такое контрольная планка на днище болида F1

166 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 18,60 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Что такое контрольная планка на днище болида F1

Контрольная планка на днище автомобиля Формулы-1

Противоскользящий блок (skid block), который также называют планкой (plank), — это плоская защитная деталь, закреплённая под днищем гоночного автомобиля. Она гарантирует, что дорожный просвет машины соответствует минимально допустимому значению, установленному регламентом автоспорта.

У противоскользящего блока несколько важных функций. Прежде всего он служит физическим барьером, который не позволяет командам опускать автомобиль слишком близко к трассе. Когда машина едет почти вплотную к дорожному полотну, она создаёт большую прижимную силу и проходит повороты быстрее. Однако организаторы гонок ограничивают эту практику по соображениям безопасности и равенства условий. Противоскользящий блок обеспечивает соблюдение лимитов: если автомобиль опускается слишком низко, блок начинает буквально скрести по трассе.

В Формуле‑1 и других гоночных сериях противоскользящие блоки изготавливают из прочных материалов, способных выдерживать контакт с трассой. Современные планки обычно делают из пермагласса — износостойкого композитного материала. Раньше их изготавливали из джаброка (композита на основе буковой древесины) либо из комбинации углепластика и титана. Эти материалы должны быть достаточно прочными, чтобы защищать днище автомобиля, и при этом позволять измерять степень износа.

Регламент, регулирующий использование противоскользящих блоков, содержит чёткие требования. В Формуле‑1 блок должен быть шириной 300 мм и иметь толщину 10 мм в новом состоянии. Он располагается вдоль центральной части днища — от зоны сразу за передними колёсами до осевой линии задних колёс. Такая стандартизация гарантирует, что все команды соревнуются в одинаковых условиях.

После гонок и квалификационных заездов официальные лица случайным образом выбирают машины для проверки противоскользящих блоков. Они измеряют толщину в определённых точках, чтобы определить степень износа. Ключевое требование: толщина планки не должна уменьшаться менее чем до 9 мм. Если это происходит, значит, автомобиль ехал слишком низко — и это нарушение технического регламента.

Команды постоянно ищут баланс в стратегии использования противоскользящего блока. Чем ниже расположен автомобиль, тем выше его скорость и манёвренность, но тем больше риск чрезмерного износа планки. Разные типы покрытия трассы приводят к разной степени износа — особенно проблематичны неровные или бугристые участки. Командам приходится тщательно рассчитывать высоту дорожного просвета, чтобы добиться максимальной производительности, не нарушая при этом установленных норм.

Последствия чрезмерного износа противоскользящего блока серьёзны. Гонщика могут дисквалифицировать по итогам гонки, если толщина его планки окажется ниже минимально допустимой — независимо от того, насколько успешно он выступил.

Дисквалификации в 2025 году

Первые три случая дисквалификации в этом 2025 году были на втором этапе в Шанхае: болиды Шарля Леклера и Пьерра Гасли оказались на 1 кг легче нормы, из‑за чего они лишились соответственно пятого и одиннадцатого мест.

Между тем партнёр Леклера по команде Ferrari Льюис Хэмилтон потерял шестое место на Гран‑при Китая из‑за чрезмерного износа контрольной планки под днищем болида.

Лишь двумя гонками позже произошла четвёртая дисквалификация сезона‑2025: Нико Хюлькенберг лишился 13‑го места на Гран‑при Бахрейна, поскольку его Sauber также не соответствовал требованию к минимальной толщине контрольной планки.

Ни один из этих случаев не стоил пилоту подиума — в отличие от Норриса в Лас‑Вегасе. Последний раз подобное происходило на Гран‑при Бельгии 2024 года.

Расселл привёл Mercedes к дублю, но позже выяснилось, что его W15 на 1,5 кг легче нормы. В результате Хэмилтон получил свою 105‑ю и самую последнюю победу в Гран‑при.

Эти случаи показывают, насколько строго официальные лица следят за соблюдением регламента по противоскользящим блокам (пресловутой планке): они играют ключевую роль в обеспечении честной конкуренции и стандартов безопасности в автоспорте.

Источник: motorsportscalendar.com

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽