Россия настаивает, что истребитель Су-75 поднимется в воздух в следующем году

Россия утверждает, что разработка Су-75, включая концепцию беспилотного варианта, продолжается с момента его представления в 2021 году, несмотря на войну на Украине
Российские официальные лица утверждают, что прототип истребителя Су-75 «Шахмат» может выйти на лётные испытания к началу следующего года.
Разработка одномоторного самолёта, о котором впервые стало известно четыре года назад , продолжается, и основное внимание уделяется потенциальным экспортным продажам.
Также существуют, по крайней мере, многообещающие планы по дальнейшим модификациям конструкции, включая беспилотный вариант.
Российская Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) официально представила Су-75, также известный как лёгкий тактический самолёт (ЛТА), или ЛТС, на Дубайском авиасалоне 2021 года.
На мероприятии был показан полномасштабный макет самолёта. Позднее в том же году ОАК заявила о начале работ над созданием летного прототипа.

«Мы всё ещё работаем над разработкой этого самолёта», — заявил Сергей Чемезов, глава российского государственного оборонного конгломерата «Ростех», TWZ и другим изданиям во вторник на Дубайском авиасалоне этого года, сообщил переводчик.
«Нам нужно время, чтобы получить реальный прототип для испытательных полётов».
«В принципе, мы уже практически на этапе испытательных полетов, и в ближайшее время запустим его в производство», — добавил Чемезов, опять же со слов переводчика.
«Думаю, это начало 2026 года», — заявил во вторник в отдельном интервью Первому каналу Сергей Богдан, главный лётчик-испытатель «Сухого», о предполагаемых сроках начала лётных испытаний Су-75.
«Самолет уже в цехе, уже дорабатывается, уже есть определённые сроки. Поэтому, это должно произойти достаточно скоро».
Согласно спецификациям Су-75, представленным ОАК на Дубайском авиасалоне в этом году, максимальная взлетная масса самолета, по крайней мере в его нынешнем виде, составляет около 57 320 фунтов (26 000 кг).
Самолет, как утверждается, способен нести до 16 314 фунтов (7400 кг) боеприпасов класса «воздух-воздух» и/или «воздух-земля» на нескольких подкрыльевых узлах подвески, а также одно в трех внутренних отсеках.
ОАК заявила, что максимальная скорость самолета составляет от 1,8 до 2 Маха с двигателем тягой от 32 000 до 36 000 фунтов (от 14 500 до 16 500 кгс). Габариты самолета, показанного в 2021 году, составляют около 57 футов(17,37 метров) в длину и размах крыла 39 футов (11.8872 метров).
Как ранее отмечал TWZ , несмотря на обозначение LTA, Су-75 на самом деле относится скорее к среднетяжелой конструкции. Для сравнения, одномоторный F-35A компании Lockheed Martin имеет длину 15,5 м, размах крыльев 10,8 м и заявленную максимальную взлётную массу в «классе 32 000 кг».
Другой пример: российский двухмоторный истребитель-тяжеловес Су-57 «Фелон» имеет длину 20,8 м, размах крыльев 14,8 м и заявленную максимальную взлётную массу 34 000 кг.
Судя по моделям и рендерам, представленным ОАК, конструкция Су-75 претерпела изменения с 2021 года. Это включает в себя увеличение задних кромок обоих крыльев, флапероны теперь простираются по обеим сторонам хвостового оперения, а также удлинение корневых частей крыла в носовой части самолёта.
Также изменилась форма законцовок крыла, а также частей носовой и хвостовой частей самолёта. Фонарь кабины пилота теперь имеет пилообразные кромки спереди и сзади.

Также были замечены изменения в одной из самых ярких визуальных особенностей Су-75 — его сильно угловатом воздухозаборнике, охватывающем нижнюю часть носовой части.
Макет, представленный в 2021 году, имел разделитель посередине воздухозаборника, который с тех пор исчез на рендерах и моделях проекта. Нижняя часть воздухозаборника также стала более плоской. Он по-прежнему имеет дизайн сверхзвукового воздухозаборника без отводов (DSI), о преимуществах которого вы можете прочитать более подробно здесь.
Lockheed стала пионером в области технологии DSI в 1990-х годах, и это стало ключевым аспектом дизайна F-35.
Сейчас она появилась в различных формах на ряде других пилотируемых и беспилотных самолетов, особенно разработанных в Китае .

В целом, как и Су-57, конструкция Су-75, похоже, обладает некоторыми характеристиками малозаметности, но, по всей видимости, в основном ориентирована на снижение радиолокационной заметности в передней полусфере, а не на всеракурсную скрытность.
ОАК утверждает, что Checkmate будет эффективен в зонах, «защищённых системами ПВО», и «в условиях сложной помеховой обстановки» благодаря своему сенсорному комплексу, включающему РЛС с активной фазированной антенной решёткой и инфракрасную систему поиска и сопровождения (IRST) , а также другим функциям.
Как уже отмечалось, с момента первого показа Су-75 ОАК заявляла о планах создания целого семейства самолётов на базе одноместного варианта LTA.
За прошедшие годы были представлены модели двухместной пилотируемой версии, а также упомянутой выше беспилотной модификации.
В этом году на Дубайском авиасалоне была представлена более усовершенствованная модель беспилотного самолёта Checkmate.
Её общая конфигурация соответствует изменениям в одноместной конструкции.


Модель беспилотника Checkmate также примечательна тем, что под его фюзеляжем находится электрооптическая система наведения (EOTS), которая находится внутри оконного корпуса, в целом похожего на те, что можно увидеть на американском F-35 и китайском J-20 , а также на других конструкциях по всему миру.
Есть то, что, по-видимому, еще одна электрооптическая и / или инфракрасная сенсорная система с более фиксированным передним полем зрения на нижней стороне фюзеляжа.
Сенсорная апертура также присутствует в верхней части носа. Эти последние две системы, похоже, являются частью системы с распределенной апертурой (DAS), которая также может иметь более мощные возможности IRST.
Усовершенствованные боевые беспилотники особенно нуждаются в массиве датчиков вокруг самолета для обеспечения общей ситуационной осведомленности, особенно если они предназначены для более независимых автономных операций, а также для обнаружения и отслеживания целей в воздухе и внизу.



Учитывая все вышесказанное, многое в проекте Checkmate, особенно планы относительно последующих его вариантов, как с экипажем, так и без, в настоящее время выглядят весьма многообещающими.
«Обычно создание полноценного самолёта занимает около 10–15 лет», — заявил во вторник в Дубае Чемезов из «Ростеха» о ходе работ над Су-75, по словам переводчика.
«Ребёнка можно родить за девять месяцев, но самолёту потребуется чуть больше времени».
Замечания Чемезова в целом верны.
Для сравнения, первый полёт предсерийного прототипа Су-57 состоялся в 2010 году, а официальное начало серийного производства этой модели заняло ещё около десятилетия.
В то же время, это свидетельствует о том, что ОАК достигла высокого уровня зрелости базовой модели Су-75, не говоря уже о запуске её в крупносерийное производство, которое может начаться не раньше, чем в следующем десятилетии.

Говоря о предполагаемом первом полёте Су-75, следует отметить, что до настоящего времени не было никаких изображений или других веских доказательств существования реального прототипа в стадии строительства или проведения предварительных испытаний. Это резко контрастирует с тем, как ранее появлялись изображения и другие сведения, отражающие прогресс в разработке других перспективных российских самолётов, таких как беспилотный боевой летательный аппарат (БПЛА) С-70 «Охотник-Б» .
Давление продолжающейся войны на Украине делает невозможным не задаться вопросом, действительно ли Россия готова выделить ресурсы, необходимые для нового проекта истребителя. Хотя Чемезов из Ростеха поспешил преуменьшить любые опасения в Дубае в начале этой недели, существуют также реальные вопросы о текущей способности России производить боевые самолеты, с экипажем или без экипажа, в целом, после многих лет западных санкций.
Глава российской оборонной промышленности также признал дополнительные требования, которые конфликт возложил на оборонную промышленность России для удовлетворения непосредственных нужд вооруженных сил страны.
Поставки серийных Су-57 ВВС России были заметно вялыми, и ВВС России получили около 18 самолетов в период с 2022 по 2024 год. У авиации есть заказ на 76 таких самолетов, и неясно, когда он может быть выполнен в полном объеме.
Ранее в этом году власти Беларуси, ближайшего союзника России, объявили, что изучают возможность совместного партнёрства по дальнейшей разработке Су-75. Это могло бы помочь, по крайней мере, покрыть расходы на программу Checkmate.
С 2021 года ОАК активно продвигает Су-75 как более совершенный, но при этом более дешёвый вариант истребителя, особенно для небольших ВВС на Ближнем Востоке, в Азии, Латинской Америке и Африке.
В последующие годы появились сообщения об интересе со стороны ряда стран , включая Индию, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ), Иран, Алжир и Вьетнам.
Однако на сегодняшний день подтверждённых заказов не поступало.
Стоит отметить, что ранее сообщалось, что Алжир стал первым экспортным заказчиком более крупного Су-57.
ОАК также сообщила на этой неделе о поставке первых двух экспортных Су-57 неназванному иностранному заказчику.
Визуальных свидетельств поступления Су-57 на вооружение за пределами России пока не обнаружено.