Захарова Анастасия Юрьевна
Захарова А.Ю. Подписчиков: 30
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 46.7к

Средства индивидуальной мобильности в рамках деликтного обязательства и договора кикшеринга

6 дочитываний
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 0,46 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Согласно правовому определению государства, под средствами индивидуальной мобильности(далее - СИМ) предполагается транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства). Однако в п.2 ст. 1 ПДД РФ указывается, что под транспортным средством законодатели определяет устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. В это же время Верховный суд Российской Федерации(далее - ВС РФ) говорит нам в своем определении о том, что не считает электросамокат транспортным средством, что в конечном счёте приводит к неопределенности.

Обратимся к практике использования электросамокатов. Люди стараются использовать СИМ в рамках договора краткосрочной аренды, а не обращать СИМ в собственность. Можно предположить, что так происходит, потому что заключить данный договор довольно проще, чем приобрести электросамокат. Обратим внимание на то, что четкого определения договора кикшеринга на данный момент в рамках российского гражданского законодательства нет. Однако если немного проанализировать механизм осуществления краткосрочной аренды электросамоката, то можно сделать первоначальный вывод о том, что он заключается в соответствии со ст. 642 ГК РФ 34 главы Гражданского кодекса. Однако стоит обратить внимание и на то, что в силу особенного характера электросамокатов, было бы не совсем корректно полностью приравнять договор кикшеринга к ст. 642 ГК, поэтому мы предлагаем ко вниманию законодателя рассмотрение проекта новой статьи в рамках ГК, которую можно было бы сделать дополнением к ст.642, а именно ст. 642.1 ГК - Договор кикшеринга. В рамках данной статьи можно было бы раскрыть особенность урегулирования споров, возникших по данному договору, а также указать ссылку на Федеральный закон от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в котором уже подробнее можно было бы раскрыть особенность заключения договора кикшеринга. Таким образом можно сохранить данный данный договор в рамках 34 главы ГК.

Ранее мы указали, что договор краткосрочной аренды заключается в соответствии с 642 статьей Гражданского кодекса. Если данный договор совершается в рамках 34 главы ГК, то вместе с ним применяется 648 статья ГК, которая предполагает деликтное обязательство за вред, причиненный владельцем транспортного средства.

Отдельного внимания требует следующее. Статья 1079 ГК РФ устанавливает, что владелец источника повышенной опасности, под которым понимается и транспортное средство в том числе, без разницы, юридическое или физическое лицо несет ответственность за вред, который причиняется данным источником. Наличие вины в данном случае не играет никакой роли. Но если будет установлено, что имели место быть противозаконные действия лица, являющегося временным владельцем транспортного средства на момент ДТП, то статья 1081 ГК РФ предоставляет возможность применения регресса. Благодаря чему возмещение убытков предстоит возместить временному владельцу транспортного средства. Но имеется тут проблема правовой реализации данного положения. Так как СИМ не признаны российским законодателем транспортными средствами, то правила, предусмотренные статьями 1081 и 1079 Гражданского кодекса РФ на них распространяться не могут, что вызывает пробелы в праве, так как если СИМ это не транспортное средство, то оно и не может быть субъектом ДТП. Поэтому в случаях, когда владелец электросамоката является виновником подобного происшествия, установить его вину будет достаточно сложно. Это, во-первых, создает правовую коллизию, во-вторых, ущемляет права как пешехода, так и водителя СИМ. Отсюда следует, что, приравняв СИМ к транспортным средствам, законодатель позволит применять статью 1079 ГК, которая обяжет собственника СИМ возместить убытки с применением регресса по статье 1081 ГК по отношению к арендатору СИМ. Рассмотрим правовые и технические основания приравнивания СИМ к транспортным средствам. Электродвигатель электросамоката, в среднем, обладает мощностью от 250 до 300 и выше Вт, средняя скорость от 20 до 50 км/ч. Обратимся к характеристикам мопеда. В соответствии с п.2 ст. 1 ПДД под мопедом понимается двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. Как мы видим, технические характеристики мопеда и электросамоката в какой то степени идентичны. Однако для управления скутером и мопедом необходимо сдать экзамены на получение водительского удостоверения категории «М». Водительское удостоверение с категорией «М» можно получить с 16 лет. В это же время для управления электросамокатом получение прав не требуется, и никаких возрастных ограничений нет. Интересно, кстати, то, что в своем определении от 30.03.2022 по делу № АКПИ22-66 ВС РФ в рамках статьи 264 Уголовного кодекса все таки признал СИМ транспортным средством. Стоит также отметить недавнюю новость о возрастном ограничении для использования электросамокатов в Москве. 10 февраля на сайте департамента г.Москва вышла новость, что теперь для заключения договора аренды электросамокатов необходимо пройти верификацию MOS.ID на сайте mos.ru, что можно совершить только с 18 лет. Данная мера была принята московскими властями по достаточно объективным причинам. Как уже было ранее указано, согласно статистике ГАИ МВД РФ, только в г.Москва за 2024 год было совершено более тысячи ДТП с участием СИМ. В основном, как отмечают эксперты, виновниками и непосредственными участниками данных ДТП выступают лица младше 18 лет, которые, в силу своего возраста не способны полноценно ориентироваться в роли участников дорожного движения, что и приводит к совершению ДТП, поэтому, во избежание огромного количества ДТП, московские власти пошли на такие радикальные, но оправданные меры. Стоит также отметить, что обязательная регистрация через сайт mos.ru позволит сотрудникам ГАИ МВД РФ проще отслеживать работу электросамокатов и расследовать ДТП, которые совершаются с использованием СИМ, что также положительно повлияет на правоприменение. Если говорить о сложности реализации данного правового положения, то стоит отметить, что благодоря универсальному сайту gosuslugi.ru процесс будет проходить намного проще и быстрее, и если практика Москвы докажет это предположение, то данную идею можно будет распространить и по всей территории страны, что обеспечит безопасное передвижение СИМ, не допуская к управлению электросамокатами лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

Обратимся к иностранной практике. В ФРГ СИМ понимаются как малые электромобили. В КНР передвижение на электросамокатах возможно лишь при выполнении следующих условий: 1)регистрация в местной полиции и наличие регистрационного номерного знака; 2)наличие мотошлема; 3)мощность электродвигателя не может превышать 400 Вт.

В Турецкой республике на СИМ установлены правила пользования мопедами.

Задать юристам вопрос бесплатно — ЗДЕСЬ
1 комментарий
Понравилась публикация?
1 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, студент Захарова Анастасия Юрьевна
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Общая оценка статьи. Актуальность темы. Статья затрагивает важную и актуальную проблему правового регулирования средств индивидуальной мобильности (СИМ) в России. Тема особенно важна в контексте растущей популярности электросамокатов и других подобных устройств. Сильные стороны. Комплексный подход. Автор рассматривает проблему с разных сторон: правового регулирования, технических характеристик, судебной практики. Проведен анализ действующего законодательства. Практическая значимость. Указаны конкретные правовые пробелы. Предложены пути их устранения. Приведены статистические данные (более 1000 ДТП в Москве за 2024 год). Сравнительный анализ. Рассмотрена практика других стран (Германия, Китай, Турция). Проанализированы различные подходы к регулированию СИМ. Слабые стороны. Структура. Недостаточно четкая организация материала. Некоторые мысли повторяются. Аргументация. Некоторые предложения требуют более детальной проработки. Недостаточно развернуты некоторые правовые аспекты. Заключение. Статья представляет собой серьезное исследование актуальной правовой проблемы. Несмотря на некоторые недостатки, работа имеет высокую научную и практическую ценность. Автор верно подмечает существующие правовые пробелы и предлагает конструктивные пути их решения. Материал может быть использован как основа для дальнейших исследований в данной области.

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Знай врага в лицо! На смену электросамокатам пришли зимние электроснегокаты! Будет весело? (зловещее видео)

Наивные россияне, нетерпеливо ожидая первого снежочка, считали что с улиц исчезнут бесноватые электросамокатчики, из-за низкой посадки и маленьких колёс своего дьявольского транспорта. Но, не тут-то было!
00:50
Поделитесь этим видео

Правовой анализ договоров – советы юриста

Прежде всего мы смотрим предмет договора. В Гражданском кодексе есть существенные условия практически по каждому договору, который может быть самым популярным. Договор подряда, займа, факторинга,...
10:00
Поделитесь этим видео

Как правильно уволиться по собственному желанию и получить все выплаты

Увольнение по собственному желанию — самый распространённый способ прекращения трудового договора. Но чтобы не потерять положенные выплаты и избежать конфликтов с работодателем, нужно действовать по правилам,...

Как проверить арендатора?

Чек‑лист проверки потенциального арендатора (долгосрочная аренда, семья) Паспорт РФ (или иной документ, удостоверяющий личность): проверить подлинность (целостность страниц, отсутствие подделок)

Знай врага в лицо! На смену электросамокатам пришли зимние электроснегокаты! Будет весело? (зловещее видео)

Наивные россияне, нетерпеливо ожидая первого снежочка, считали что с улиц исчезнут бесноватые электросамокатчики, из-за низкой посадки и маленьких колёс своего дьявольского транспорта. Но, не тут-то было!
00:50
Поделитесь этим видео

Договор в виде комикса – и такое бывает

Очень интересное решение, я бы сказала необычное и по необычному делу, лучше конечно ознакомиться с решением. Истец утверждал, что договор, оформленный в виде комикса, непонятен и нарушает его права,...