Александр
Александр Подписчиков: 98
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1.9М

Трассы категории FIA Grade 1: что это такое и почему на них могут проводиться гонки Формулы‑1

3 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,35 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Формула‑1 может проводить гонки только на трассах категории Grade 1 по всему миру, но что требуется от трассы, чтобы соответствовать этому стандарту?

Трассы категории FIA Grade 1: что это такое и почему на них могут проводиться гонки Формулы‑1

Шарль Леклер, Ferrari. Трасса Спа-Франкошамп


У Формулы‑1 насыщенный календарь: в него входят 24 трассы в 21 стране на пяти континентах. Однако, чтобы принять этап чемпионата, недостаточно просто иметь хорошую асфальтовую дорогу, каждая трасса должна иметь лицензию FIA Grade 1.

F1 и FIA придерживаются строгих критериев при отборе трасс для проведения Гран‑при — чтобы получить право принимать гонки, трасса должна иметь классификацию Grade 1. Это высший уровень в семиступенчатой системе классификации FIA, которая охватывает все типы гоночных сооружений — от дрэг‑стрипов до участков ралли.

Система классификации FIA устанавливает правила и требования для различных гоночных объектов — они охватывают разные аспекты безопасности и характеристики трасс. Для трасс категории Grade 1 все эти требования направлены на то, чтобы обеспечить безопасность автомобилей с соотношением мощности к массе менее 1 л. с./кг.

Требования к конфигурации трассы Grade 1

FIA определила базовый набор требований, которым должна соответствовать трасса для получения классификации Grade 1. При этом важно отметить: некоторые из них применяются только к вновь строящимся объектам.

Во‑первых, протяжённость самой трассы должна составлять не менее 3,5 км и не более 7 км.

Кроме того, FIA предписывает, что на трассе не должно быть прямых участков длиннее 2 км. Баку с его 2,2‑километровой прямой — редкое исключение из этого правила.

Трассы категории FIA Grade 1: что это такое и почему на них могут проводиться гонки Формулы‑1

Длина прямой на трассе в Баку более 2 км


Следующие ключевые требования касаются ширины трасс: покрытие должно быть достаточно широким, чтобы машины могли свободно обгонять друг друга, не рискуя врезаться в стены, траву или гравийные ловушки.

FIA устанавливает минимальную ширину трассы не менее 12 м. Однако для временных городских трасс (например, в Монако) предусмотрено исключение. В княжестве средняя ширина трассы составляет около 10 м на протяжении круга. Это даёт повод критикам утверждать, что трасса не соответствует требованиям для современных болидов Формулы‑1 шириной два метра.

Требования к стартовой прямой

Старт гонки также должен соответствовать ряду параметров:

  • ширина стартовой решётки — не менее 15 м;

  • стартовая линия должна располагаться (предпочтительно) в 250 м от первого поворота;

  • расстояние между позициями на решётке — 6 м (для Формулы‑1 увеличено до 8 м);

  • первый поворот должен обеспечивать изменение направления не менее чем на 45° и иметь радиус менее 300 м.

Требования к пит‑лейну

Существуют также правила, касающиеся пит‑лейна:

  • минимальная ширина — 12 м;

  • расположение — примыкание к стартово‑финишной прямой;

  • точки въезда и выезда из пит‑лейна не должны пересекаться с гоночной траекторией, чтобы избежать столкновений при возвращении на трассу.

Требования к уклону и виражам

Правила регламентируют:

  • уклон трассы — не более 2 % на стартово‑финишной прямой;

  • угол виража — не более 5,7° (исключение составляют повороты 3 и 14 на трассе в Зандворте).

Требования безопасности для трасс категории Grade 1

Регламент FIA для трасс Формулы‑1 охватывает не только конфигурацию трека, но и строгие требования к безопасности.

Трассы категории FIA Grade 1: что это такое и почему на них могут проводиться гонки Формулы‑1

Требования к зонам безопасности, гравийным ловушкам и отбойникам различаются в зависимости от трассы


Прежде всего, существуют правила, касающиеся барьеров и зон безопасности для трасс категории Grade 1, которые отличаются от требований к трассам более низких категорий из‑за высоких скоростей гоночных автомобилей. Эти требования варьируются в зависимости от конкретной трассы и зависят от конфигурации поворотов и типов используемых зон безопасности — будь то трава, гравий или длинная асфальтовая зона, за которой следует комбинация замедлительных зон, останавливающих барьеров и энергопоглощающих конструкций.

Помимо самой трассы, FIA предъявляет строгие требования к медицинским объектам на территории. Начиная с категории Grade 4 медицинский центр должен быть стационарным элементом трассы. Для мероприятий высокого уровня, таких как Формулы‑1, в течение всего гоночного уик‑энда должны присутствовать как минимум два врача. Также на месте должны находиться не менее двух хирургов, способных лечить такие травмы, как ожоги, повреждения позвоночника и сотрясения мозга.

Что касается технического оснащения, которое должно быть в каждом медицинском центре, FIA требует наличия такого оборудования, как аппараты искусственной вентиляции лёгких, мониторы сердечного ритма, запасы кислорода, рентгеновское оборудование, ультразвуковые аппараты и прочее.

Каким ещё правилам должны соответствовать трассы категории Grade 1?

У FIA есть множество других предписаний относительно трасс, на которых могут проводиться гонки Формулы‑1. Существуют правила обустройства дренажной системы на прямых участках, чтобы трассы не заливались водой. Они предусматривают нарезку канавок в асфальте для улучшения стока воды и уклон поверхности до 1,7 градуса.

Также существует сложная формула для расчёта количества автомобилей, которые могут одновременно находиться на трассе категории Grade 1, однако Формула‑1 имеет собственные правила относительно числа участников гонки.

Трассы категории FIA Grade 1: что это такое и почему на них могут проводиться гонки Формулы‑1

Особое внимание к рекламным щитам

Что касается рекламного оборудования на гонках, FIA требует, чтобы рекламные щиты по внешнему периметру трассы были устойчивыми и надёжно закреплёнными. Они не должны мешать видимости пилотов или официальных лиц. Размещение рекламы на поверхности трассы запрещено. Любая реклама в зонах безопасности не должна снижать сопротивление скольжению, которое замедляет машины в случае столкновения.

В части впечатлений болельщиков FIA не устанавливает жёстких правил относительно вместимости или инфраструктуры, но требует, чтобы общественные зоны были доступны для зрителей с ограниченными возможностями. Как минимум, рекомендуется создать:

  • специально отведённую зону просмотра для зрителей с ограниченными возможностями;

  • специализированные туалетные помещения;

  • зарезервированные парковочные места;

  • асфальтированные дорожки, позволяющие людям в инвалидных колясках свободно передвигаться по территории.

Все трассы категории Grade 1 по классификации FIA должны соответствовать этим и другим требованиям безопасности и инфраструктуры, чтобы получить лицензию на проведение гонок высокого уровня, включая Формулу-1.

Источник: motorsport.com

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Подробный разбор: всё, что нужно знать о дисквалификациях Норриса и Пиастри

В ночь на субботу после финиша Гран‑при Лас‑Вегаса мир Формулы‑1 потрясла новость: Ландо Норрис и Оскар Пиастри дисквалифицированы за технические нарушения. Но какое именно правило было нарушено?

Серьёзная авария на трассе М-11 — там столкнулись два грузовика и легковой автомобиль

Предварительно, у одного из водителей случился эпилептический приступ. ДТП произошло в районе 194 километра в Тверской области. Движение в сторону Москвы перекрыто, на трассе пожар. Пострадали два человека.
00:13
Поделитесь этим видео

Дорога в Ад

Федеральную трассу Тюмень - Омск в народе называют “Дорога в Ад”. В сырую погоду ...

Гигантская стена огня перекрыла трассу М-11 "Нева" в Тверской области

Очевидцы рассказали, что прямо на проезжей части взорвался бензовоз, пожар виден за несколько километров. Предварительно, взрыву и пожару предшествовало ДТП недалеко от деревни Изворотень Калининского района.
00:08
Поделитесь этим видео

Сильнейший пожар перекрыл трассу М-11 «Нева» в Тверской области.

По данным местных СМИ, на трассе взорвался бензовоз. Предварительно, взрыву и пожару предшествовало ДТП недалеко от деревни Изворотень Калининского района. Огонь растянулся по всей дороге.
00:08
Поделитесь этим видео