Как венецианец соблазнил Европу. Завет Казановы в седьмой главе

Глава 1: Рождён в романтике, вырос в театре
Представьте город, где каждый закоулок — как декорация к фильму о любви, а воздух пахнет солью, интригами и легким парфюмом измены. Венеция. 1725 год. Здесь появился на свет Джакомо Казанова — человек, чьё имя стало синонимом бешеного успеха у женщин.
Но не думайте, что он был красавцем из обложки. Скорее, это был умник с харизмой шарады и глазами, в которых читалась одна фраза: «Мадам, вы сегодня особенно прекрасны… особенно доступны».
Если обычные дети учились говорить «мама», маленький Джакомо, вероятно, первым словом сказал: «Ты меня хочешь» — и тут же получил по щеке от гувернантки.
Глава 2: Много талантов — и все в пользу дела
Казанова — это был не просто ловелас. Он был тем, кем мечтал быть каждый мужчина XVIII века: писателем, шпионом, дипломатом, математиком, священником (на время), игроком в карты, побегом из тюрьмы и автором автобиографии, где 90% страниц — это подробности свиданий.
Да, он попадал в тюрьму. Но даже за решёткой он умудрился завести роман с женой тюремщика. А однажды, чтобы сбежать, использовал шпагу, поддельные документы и... шёлковый шарф. Не для моды — для верёвочной лестницы.
Вывод: если вас посадили, не теряйте времени. Учитесь на Казанове: первым делом — ищите жену надзирателя.
Глава 3: Искусство соблазнения без LovePlanet
Сегодня мы пишем «привет» в Telegram и ждём неделю ответа. Казанова писал письма на 20 страниц, полные комплиментов, намёков и стихов.
Одна дама жаловалась на депрессию? Он тут же отправлял ей послание, в котором каждая строчка была как массаж души. И да — чаще всего это заканчивалось так, что читать его письмо было уже некогда.
Его секрет?
— Внимание.
— Слушание.
— Шутка в нужный момент.
— И умение исчезнуть до того, как начнётся скандал.
Глава 4: Гений интриги или просто везучий?
Один из самых дерзких эпизодов — бал, на котором Казанова пообещал представить величайшего драматурга Италии.
Что он сделал?
Подбросил записку в сумочку гостя: «На ужине будет скандал. Остерегайтесь соседа справа».
Затем переоделся слугой, ходил между столами, подслушивал переполох и добавлял масла в огонь:
— «Вы тоже заметили, как он косится на графинью?»
— «А вы слышали, что он носит при себе кинжал?»
Через час весь зал был уверен, что заговор готовится прямо сейчас. Все шептались, дрожали, смотрели друг на друга с подозрением.
И тут Казанова снимает парик, выпрямляется и говорит:
— «Дамы и господа! Вы только что стали главными героями гениальной драмы. Автор — вы сами. Я лишь зритель».
Аплодисменты были бурными. Особенно — от дам, которые уже забыли, почему пришли на бал.
Глава 5: Лицо, которого не было
Вопреки расхожему мнению, Джакомо Казанова при жизни был не столько легендой, сколько… проблемой для цензоров, дипломатов и мужей. Европейской знаменитостью он не был. Его имя шептали за закрытыми дверями, а не выкрикивали на площадях. Поэтому неудивительно, что портретов настоящего Казановы — как граблей в Венеции: теоретически должны быть, но никто не видел.
Он стал иконой только после смерти. Когда в 20–30-х годах XIX века начали выходить его мемуары — «История моей жизни» — читатели остолбенели. Не от постельных сцен (их, кстати, не так уж много), а от масштаба личности: философ, авантюрист, свидетель эпохи. Но вот беда — ни одной картинки с автором. Ни подписи, ни автопортрета. Только слова. И образ, который каждый рисовал сам.
И только в 1880 году, почти столетие спустя, когда в Париже вышло второе, тщательно отредактированное издание мемуаров, историки всерьёз взялись за вопрос: А как же он выглядел?
Глава 6: Один портрет — и сто подозрений
На сегодняшний день мы можем с уверенностью указать один абсолютно достоверный портрет — это миниатюра работы Анри Фонтана, выполненная в 1759 году. На ней — мужчина средних лет, пронзительный взгляд, чувственные губы, лоб, полный идей. Он смотрит на вас так, будто уже знает, что вы подумаете о нём.
Есть ещё один портрет — с высокой степенью достоверности, где он изображён в парике, в камзоле, с книгой в руке. Считается, что это он, но доказать невозможно. Зато можно представить, как он шепчет: «Книга — мой главный реквизит. Особенно если женщина читает».
А дальше начинается балаган.
Портрет под вопросом? Есть.
Поддельные изображения, приписанные ему просто потому, что «ну кто ж ещё такой красивый в XVIII веке»? Десятки.
Их публикуют в учебниках, вешают в музеях, кладут на обложки романов. Одни из них — его братья. Франческо и Джованни Казанова — известные художники, люди яркие, буйные, внешне очень похожие на Джакомо. И пока один соблазнял графинь, двое других — писали их портреты. Так что теперь, глядя на старинную гравюру, трудно сказать: перед нами герой любовных похождений... или всего лишь его родной брат, случайно попавший в анналы истории как «тот самый Казанова».
Глава 7: Что бы сказал Казанова сегодня?
Если бы он оказался в нашем мире, он бы, глядя на ваши переписки в мессенджерах, вздохнул и сказал:
«Милые мои, вы пишете "привет", жмёте сердечки и ждёте чуда. А я в XVIII веке писал 20-страничные письма, рисковал жизнью ради свидания и убегал из тюрьмы ради ночи с женщиной. А вы боитесь позвонить. Вы не ищете любовь — вы ищете Wi-Fi».
Так каким же он был на самом деле?
Высоким? Нет.
Красавцем? Скорее нет.
Но он был настоящим.
И, возможно, именно поэтому его лицо до сих пор остаётся загадкой. Ведь миф — всегда красивее портрета. А легенда — живее любого изображения.
И может быть, так и надо.
Пусть Казанова останется тем, кого каждый видит по-своему.
Главное — чтобы в глазах этого образа всё ещё горел огонь.
И чтобы сердце, как говорится, работало на пределе.
Финальная мысль (с привкусом сарказма)
Казанова умер в замке Дук де Круа, в одиночестве, но окруженный воспоминаниями о сотнях побед. Он написал свою историю — буквально.
Может, мы слишком заняты, чтобы влюбляться?
Или просто забыли, что настоящая страсть — это не лайк, а риск, взгляд, письмо… и побег по канату из окна тюрьмы.
Источники https://diletant.media/articles/30354883/?ysclid=mi8k5sye3s938828776
https://e11enai.livejournal.com/99531.html