🏰 "Башня пост_апокалипсиса".
Ещё буквально каких-то лет 10 назад постапокалипсис был одним из самых популярных сеттингов для фильмов, книг и игр. «S.T.AL.K.E.R.», «Ходячие мертвецы» и подобные тайтлы шествовали по миру с каким-то абсолютно ошеломительным успехом.
И ещё тогда мне прям в голову въелось. Мне прям очень нужно было понять, что значит интерес к теме постапокалипсиса в культуре? Потому что это один из любимых сеттингов и для меня тоже.
Естественно, хотелось обойти банальные идеи о том, что постапокалипсис – это выражение страха перед разрушительными технологиями, ядерным оружием и потенциальной Третьей Мировой войной.
Упрощение.
Однажды я пришёл к мысли, что может быть постапокалипсис – это о стремлении человека упростить мир через его разрушение. Всё-таки во многом человеческая психика архаична и сложно адаптируется к стремительному технологическому прогрессу и тому, как он меняет условия нашего существования, что и порождает огромное количество социальных и культурных глюков.
Подумайте только как это иногда соблазнительно. Возвращение к природным корням. Ни ипотеки, ни документов, ни проблем в отношениях, ни каких-либо ещё трудностей, кроме одной – выжить. Не нужна сложная дифференциация – вокруг враги вообще все и всё хотят тебя убить.
С этой точки зрения постапокалипсис – это миф о Золотом Веке в каком-то своём теневом проявлении. Нет возможности вернуться во времени, но эй! Ведь можно "деграднуть" мир до уровня прошлых эпох.
Сопротивление прогрессу.
Человеческий дух, каким бы пламенным в своём стремлении к познанию и любопытстве он ни был, компенсируется чем-то, что постоянно тянет его назад.
Прогресс даже не всегда ощущается как что-то естественное. Нам буквально приходится за волосы тащить самих себя в него. В этом смысле постапокалипсис – это обесценивание технологического и общественного прогресса.
Радиоактивная помойка постапокалипсиса – это низведение человека до его изначального состояния. Впрочем, как и в первом пункте. Некое обнуление. И вот тут становится реально интересно.
Вавилонская башня.
Постапокалипсис является выражением сюжета аркана Башни. Метафора Башни – миф о Вавилонской башне. Это классическое выражение инфляции эго. Человек пытается забраться на такую высоту, на какой ему быть не следует и бог уничтожает этот могучий пьедестал человеческого величия.
И постапокалипсис, фактически, и есть выражение мифа о Вавилонской башне на новый лад. Техногенная катастрофа – это то, как человек, возомнив себя всемогущим создает нечто, что не способен контролировать. Оно выходит из под контроля и приводит к концу человеческого мира. Бог разрушает башню, построенную человеком.
То, что нельзя контролировать – это и есть "Бог" в некотором смысле. Бессознательное не контролируемо. Человек может сколько угодно запихивать его в определённую форму, но воды бессознательного всегда найдут щель, через которую смогут утечь и принять новую, порой самую не ожиданную форму.
В этом смысле, очередная высокая технология или синтетический вирус в сюжетах постапокалипсиса является той вершиной Вавилонской башни, на которую человек взбирается, но ещё не до конца понимает с чем имеет дело. Человек ищет связи с Богом, но не ожидает, что может быть отвергнутым, если будет слишком поспешным.
Предыдущие пункты той или иной частью тоже входят в смысловое поле Башни. Обнуление до изначального состояния – это прямо одно из её значений. Радикальное упрощение структуры – фактически является синонимом разрушения. Архетип Разрушения составляет семантическое ядро данного аркана.
Конечно, в контексте Башни сюжет постапокалипсиса предстаёт скорее как идея саморазрушения. К слову, эта идея разрушения изнутри себя самого представлена в современной колоде таро "Звёзды Люцифер" за авторством Олега Телемского и его соратников. Там разрушительная сила исходит изнутри Башни, а не снаружи как, скажем, на изображении таро Уэйта.