Формула‑1: кто из пилотов McLaren опытнее Норриса? Топ‑10 по опыту
Ландо Норрис станет самым опытным гонщиком McLaren в Формуле‑1 на Гран‑при Катара, проведя 151‑й этап за команду.

Ландо Норрис
Ландо Норрис станет самым опытным гонщиком McLaren в Формуле‑1 на Гран‑при Катара, когда проведёт свой 151‑й этап за команду.
Он провёл всю карьеру в McLaren: присоединился к программе молодых пилотов в 2017 году, а уже в 2019 году, в возрасте 19 лет, получил место боевого гонщика.
Благодаря столь долгой карьере в команде‑чемпионе Кубка конструкторов, Норрис обошёл ряд легендарных имён.
10. Денни Хьюм — 86 Гран‑при за McLaren
Денни Хьюм завоевал титул чемпиона мира в 1967 году в составе команды Brabham — это был его третий сезон как в этой команде, так и в Формуле‑1. Однако уже в 1968 году он решил перейти в относительно молодую команду своего соотечественника и друга Брюса Макларена.
За шесть сезонов Хьюм выиграл шесть гонок, но второй титул чемпиона мира так и не покорился ему: первое звание чемпиона среди пилотов для McLaren в 1974 году завоевал его напарник Эмерсон Фиттипальди.
Тем не менее Хьюм сыграл ключевую роль в сохранении и развитии McLaren после безвременной кончины основателя команды Брюса Макларена в 1970 году. Он завершил карьеру на высокой ноте в 1974 году, внёс весомый вклад в завоевание McLaren первого титула в Кубке конструкторов.

Карьера Денни Хьюма в команде McLaren охватила два десятилетия — 1960‑е и 1970‑е годы
9. Кими Райкконен — 87 Гран‑при за McLaren
Кими Райкконен дебютировал в Формуле‑1 в 2001 году с минимальным опытом, но сразу произвёл впечатление в команде Sauber. McLaren сумела заполучить его контракт, и в 2002 году он заменил своего соотечественника Мику Хаккинена.
За пять сезонов в McLaren Райкконен выиграл девять Гран‑при. Он демонстрировал невероятную скорость, однако регулярно сталкивался с проблемами надёжности техники. В 2003 году ему не хватило всего двух очков до титула чемпиона мира — тогда первенство завоевал Михаэль Шумахер. В 2005 году Райкконен занял второе место, уступив пилоту Renault Фернандо Алонсо: оба выиграли по семь гонок, но более стабильный Алонсо получил чемпионский титул.
После безвыигрышного сезона 2006 года Райкконен перешёл в Ferrari. По иронии судьбы, именно там он завоевал свой единственный чемпионский титул — в то время как пара соперников из McLaren (Алонсо и Льюис Хэмилтон) вела ожесточённую борьбу между собой.

Кими Райкконен одержал немало побед, но так и не завоевал титул чемпиона мира в составе McLaren
8. Фернандо Алонсо — 94 Гран‑при за McLaren
Фернандо Алонсо попадает в этот список, несмотря на то что его первый период в McLaren продлился всего один неудачный сезон. Команда подписала Алонсо в 2007 году на трёхлетний контракт — он пришёл в статусе действующего двукратного чемпиона мира.
Несмотря на победы и шансы на титул, отношения сложились непросто: между Алонсо и руководством McLaren возник конфликт на фоне скандала «Spygate». Разрыв оказался быстрым — и желательным для обеих сторон.
Спустя семь лет произошло неожиданное и мирное воссоединение: Алонсо вернулся в команду как раз к приходу Honda в качестве поставщика силовых установок. Однако сотрудничество не задалось. Алонсо открыто критиковал низкую производительность и ненадёжность Honda, а переход на моторы Renault в 2018 году выявил ряд внутренних проблем McLaren.
Второй период Алонсо в McLaren длился в четыре раза дольше первого, но оказался куда менее успешным: пилоту не удалось подняться на подиум ни разу.

Двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо присоединился к McLaren в 2007 году, но остался лишь на сезон. Его возвращение состоялось в 2015 году
7. Айртон Сенна — 96 Гран‑при за McLaren
Есть ли в истории более знаковая связка «гонщик — команда — окрас болида», чем Айртон Сенна в красно‑белых McLaren?
Бразилец присоединился к McLaren в 1988 году и сразу принёс команде титул на невероятно быстром MP4/4 с мотором Honda. Однако уже через год он утратил чемпионское звание — после знаменитого противостояния со своим напарником Аленом Простом, где Сенна оказался в невыгодной позиции.
В 1990 году Сенна при неоднозначных обстоятельствах вернул себе титул, который удержал и в 1991‑м. Но подъём команды Williams ослабил позиции Сенны в 1992–1993 годах — несмотря на несколько побед, добытых вопреки обстоятельствам.
Перед сезоном 1994 года Сенна перешёл в Williams, но погиб в аварии на трассе в Имоле — всего через три гонки после начала нового этапа карьеры.
За шесть сезонов Сенна одержал 35 побед, завоевал 46 поул‑позиций и выиграл три титула. По этим показателям он остаётся самым успешным гонщиком McLaren в истории Гран‑при.

Айртон Сенна, McLaren
6. Ален Прост — 107 Гран‑при за McLaren
Ален Прост дебютировал в Формуле‑1 в составе McLaren в 1980 году. Хотя он набрал очко уже в первой гонке, сезон выдался тяжёлым — и в 1981 году пилот перешёл в Renault.
Перед сезоном 1984 года Прост вернулся в McLaren под руководство Рона Денниса, начав плодотворное шестилетнее сотрудничество. В том году он уступил чемпионский титул напарнику Ники Лауде всего на пол‑очка, но затем завоевал титулы в 1985 и 1986 годах, став первым гонщиком с 1960 года, кому удалось успешно защитить чемпионское звание.
В 1988 году Прост проиграл титул новому напарнику — Айртону Сенне, но взял реванш в 1989‑м. К тому моменту его отношения с McLaren ухудшились, и в 1990 году он перешёл в Ferrari.
При этом его рекорд в 30 побед за McLaren уступает лишь достижениям Сенны, а три чемпионских титула, завоёванных с командой, повторяют результат бразильского гонщика.

Ален Прост — один из самых успешных гонщиков McLaren в истории Формулы‑1
5. Льюис Хэмилтон — 110 Гран‑при за McLaren
Льюис Хэмилтон начал свой путь в Формуле-1 с McLaren. Он выиграл два титула в Формуле-3 и серии GP2, что позволило ему получить место в топовом болиде.
В дебютном сезоне Хэмилтон одержал первую победу уже в шестой гонке. Он почти стал чемпионом, но в напряжённой концовке уступил Кими Райкконену одно очко.
Через год Хэмилтон исправил положение, завоевав титул в драматичной финальной гонке 2008 года. Однако в 2009-м McLaren не учла новые регламенты. Несмотря на победы Хэмилтона, нестабильные результаты команды и усиление Red Bull помешали ему завоевать дополнительные титулы. В 2013 году он перешёл в Mercedes.
С 21 победой за McLaren Хэмилтон занимает третье место в истории команды, уступая только Сенне и Просту.

Льюис Хэмилтон — последний гонщик, завоевавший титул чемпиона мира за McLaren
4. Мика Хаккинен — 131 Гран‑при за McLaren
Мика Хаккинен перешёл в McLaren в 1993 году на позицию тестового пилота — после двух лет в Lotus. Он получил место боевого гонщика на трёх заключительных этапах сезона, когда из команды уволили Майкла Андретти. Финн сразу произвёл фурор: в первой же квалификации он опередил своего напарника Айртона Сенну.
Однако за этим ярким стартом последовала череда неудач:
- запрет на проведение одного этапа в 1994 году;
- страшная авария с угрозой для жизни в Аделаиде (1995);
- серия механических поломок — в том числе когда Хаккинен лидировал.
Прорывная победа пришла лишь на финальном этапе сезона 1997 года. Это стало стартом плодотворного периода для пилота и команды: Хаккинен завоевал титулы чемпиона мира в 1998 и 1999 годах.
Он оставался в McLaren до конца 2001 года, а затем, в возрасте 33 лет, взял творческий отпуск, который вскоре перерос в завершение карьеры.

Мика Хаккинен
3. Дженсон Баттон — 136 Гран‑при за McLaren
Дженсон Баттон перешёл в McLaren после сказочного завоевания титула в 2009 году с командой Brawn. Уже во второй гонке за новую команду он одержал победу, блестяще справившись со сложными погодными условиями в Австралии.
В 2011 году Баттон занял второе место в чемпионате, а за первые три года выступлений выиграл восемь гонок. Однако с 2013 года McLaren вступила в период упадка, что негативно сказалось на результатах пилота и команды.
После этого Баттон поднялся на подиум лишь однажды — на открытии сезона 2014 года. В 2015 году ситуация ухудшилась из‑за слабых характеристик силового агрегата Honda.
Баттон завершил карьеру в Формуле‑1 после сезона 2016 года, но сделал одно последнее появление в Монако в 2017 году, заменив Фернандо Алонсо, который отправился на «Индианаполис 500».

Дженсон Баттон перешёл в McLaren в 2010 году в статусе действующего чемпиона мира
2. Дэвид Култхард — 150 Гран‑при за McLaren
Дэвид Култхард, до недавнего времени самый опытный пилот McLaren, провёл в команде девять сезонов — с 1996 по 2004 год. За это время он одержал 12 из 13 своих побед, перейдя в McLaren из Williams.
Шотландец принёс команде первую победу эпохи McLaren‑Mercedes в 1997 году. Однако когда McLaren создала машину, способную выиграть титул, триумф достался его напарнику — Мике Хаккинену.
Лучший результат Култхарда в чемпионате — второе место в 2001 году (при этом он значительно уступил Михаэлю Шумахеру). В 2003 году стало известно, что в 2005‑м его заменит Хуан Пабло Монтойя.
После 150 гонок за McLaren Култхард перешёл в Red Bull, где провёл ещё четыре года перед завершением карьеры.

Дэвид Култхард
1. Ландо Норрис — 150 Гран‑при за McLaren
На предстоящих этапах в Катаре Ландо Норрис обойдёт Дэвида Култхарда и станет самым опытным гонщиком McLaren в истории — цифра, которая кажется невероятной с учётом относительно молодого возраста пилота.
Норрис начал сотрудничество с командой ещё в 17 лет — в 2017 году. В 2019‑м он стал самым молодым гонщиком McLaren, получив место в боевой машине. С первых же гонок он впечатлял результатами — как раз в тот момент, когда команда начала выходить из затяжного кризиса.
Первый подиум пришёл в 2020 году, но первая победа долго оставалась недостижимой — во многом из‑за доминирования Макса Ферстаппена.
Наконец, в прошлом году в Майами Норрис одержал прорывную победу. Возвращение McLaren в число постоянных претендентов на победы означает, что британец уже достиг двузначных показателей как по победам, так и по поулам.
Сможет ли он вскоре стать первым после Льюиса Хэмилтона пилотом, завоевавшим чемпионский титул для McLaren?

Источник: официальный сайт чемпионата