Угроза проколов в F1: Pirelli и FIA проанализировали порезы шин в Катаре

Шарль Леклер, Ferrari
Pirelli выявила серьёзные повреждения шин из‑за гравия на трассе. FIA и поставщик шин будут следить за ситуацией на протяжении уик‑энда из‑за возможных угроз безопасности.
Pirelli: гравийные ловушки в Катаре вызывают глубокие порезы шин
Главный инженер Pirelli Симоне Берра сообщил о множественных порезах на протекторе: «У нас было несколько порезов на протекторе, затронуты все углы». Причина — гравийные ловушки: их количество увеличили на 3–4 полосы по сравнению с прошлым годом. Гонщики, работая на пределе, выносят гравий на гоночную траекторию, что приводит к серьёзным повреждениям.
Из‑за высоких скоростей в поворотах шины испытывают колоссальные нагрузки. Поэтому Pirelli выбрала более жёсткую спецификацию резины. Кроме того, с учётом сильного износа в прошлогодней гонке компания ввела лимит — 25 кругов на один комплект шин.

Лэнс Стролл, Aston Martin
Гравийные ловушки в Катаре: борьба за безопасность против риска проколов
Высокая скорость на трассе в Катаре вынуждает организаторов жёстко контролировать выход гонщиков за пределы трассы. Изначально проблему пытались решить с помощью крутых бордюров — но острые кромки на их внутренней стороне повреждали боковины шин.
Как меняли трассу перед прошлым Гран‑при:
- Организаторы «сгладили» верхние грани бордюров, убрав острые края.
- В критических поворотах у бордюров разместили узкие гравийные ловушки.
- После успешного тестирования добавили гравийные полосы на выходе из поворотов 6 и 10 (самых крутых на трассе), а также у поворота 16, ведущего на главную прямую.
- Гравийную полосу у поворота 14 (финального участка серии быстрых правых поворотов) продлили вперёд: здесь гонщики стремятся сохранить максимальную скорость, и малейшая ошибка может отправить машину на бордюр.
Опасность острого гравия: комментарий Pirelli
Симоне Берра (Pirelli) отметил:
«Гравий довольно острый — он легко вызывает порезы. Похоже, он острее, чем на других трассах.
Я видел пару довольно глубоких порезов — они дошли до конструкции шины.
К счастью, корды не были повреждены. Но если конструкция обнажена и вы постоянно проезжаете по гравию, есть риск прокола.
В квалификациях и спринтерских квалификациях гонщики чаще выходят за пределы, чем во время спринта и гонки.
В гонках они держатся ближе к трассе, так что проблема может быть менее актуальной во время спринта и воскресной гонки. Но мы, конечно, будем внимательно следить за ситуацией».
Вечный спор: гравий или асфальт?
Вопрос о том, что лучше — гравийные ловушки или асфальтовые зоны вылета, — остаётся спорным уже три десятилетия. Во времена Берни Экклстоуна (когда он владел коммерческими правами) приоритет отдавался асфальту. Причина: машины, застрявшие в гравии, выбывали из гонки, а уменьшение числа участников считалось вредным для зрелищности.

Ландо Норрис, McLaren
Гравийные ловушки в автоспорте: вечный компромисс безопасности и зрелищности
Почему гравий вызывает споры
Трассы, изначально созданные для мотогонок (как в Катаре), стремились избавиться от гравийных ловушек. Причина: вместо снижения травматизма они порой усугубляли последствия падений — яркий пример трагической аварии, оставившей Уэйна Рейни парализованным.
Асфальт vs гравий: плюсы и минусы
Асфальтовые зоны вылета:
- требуют больше места — приходится отодвигать трибуны;
- снижают последствия ошибок, провоцируя гонщиков рисковать сильнее.
- эффективно замедляют машины, выходящие за пределы трассы;
- создают риск повреждения шин из‑за вылетающего на трассу гравия.
Противоречивое отношение гонщиков
Пилоты F1 демонстрируют двойственную позицию:
- требуют гравия, когда соперники злоупотребляют асфальтовыми зонами;
- жалуются на гравий, если он попадает на трассу и портит их круги.
Пример из Катара
Оливер Берман (Haas) после выбывания в SQ2 отметил:
«На последнем круге впереди ехавший постоянно выезжал за пределы — из‑за этого на трассе оказалось много мусора и гравия. Это главная проблема трека. Многие из нас считают, что гравий — не лучшее решение. В итоге мы получаем то, что имеем: гравий повсюду, он повреждает шины и портит круги».
Текущие меры и риски
Гравийные полосы остаются компромиссом, с которым гонщикам приходится мириться. Возможные последствия:
- выезд автомобиля безопасности;
- приостановка гонки для очистки трассы.
Позиция Pirelli и FIA
Симоне Берра (Pirelli) комментирует:
«Сейчас мы не испытываем серьёзного беспокойства. Но нужно учитывать любые возможные последствия во время спринта или гонки — особенно если ситуация создаст риски для шин или приведёт к проколам».
FIA сохраняет бдительность:
мониторит количество гравия на трассе;
готова применить красный флаг или автомобиль безопасности для очистки покрытия.
Источник: motorsport.com