6 примеров, как решалась судьба титула в решающей гонке сезона

Спорное столкновение между Михаэлем Шумахером (Ferrari F310B) и Жаком Вильнёвом (Williams FW19 Renault).
Сезон Формулы‑1 2025 года завершится в эти выходные на Гран‑при Абу‑Даби, где за мировой титул поборются три гонщика.
Ландо Норрис лидирует с 408 очками — на 12 очков опережая чемпиона мира из Red Bull Макса Ферстаппена и на 16 очков обгоняя своего напарника по McLaren Оскара Пиастри.
Хотя Норрис подходит к гонке в статусе фаворита, прошлый опыт показывает: в финальном этапе сезона, когда на кону титул чемпиона Формулы‑1, может случиться абсолютно всё.
В истории Формулы‑1 было немало грандиозных чемпионских противостояний, но случались и мрачные моменты. Ниже — случаи, когда ситуация выходила из‑под контроля, включая и те, что не связаны напрямую с Формулой‑1.
6. Гран‑при Мексики 1964 года — Хилл против Бандини

Где: Мехико.
Участники: Грэм Хилл и Лоренцо Бандини.
Чемпион: Джон Сёртис.
Из‑за нехватки видеоматериалов сложно дать однозначную оценку событиям, но несомненно: столкновение одного претендента на титул с напарником другого повлияло на исход чемпионата мира.
В финале в Мехико за титул 1964 года боролись три гонщика:
- Грэм Хилл (BRM);
- Джон Сёртис (Ferrari);
- Джим Кларк (Lotus).
У Сёртиса возникли проблемы с системой впрыска на тренировках и в начале гонки, тогда как Кларк уверенно вырвался в лидеры со стартовой позиции. Когда двигатель Сёртиса (V8) прогрелся, неполадки исчезли, и он начал прорываться вперёд.
Вскоре он догнал борьбу за третье место между своим напарником Лоренцо Бандини и Хиллом. В итоге Бандини и Хилл столкнулись — машина BRM вышла из борьбы за титул (хотя Хилл в итоге финишировал 11‑м).
Позже Сёртис утверждал, что предвидел столкновение из‑за ожесточённости борьбы, но кто именно виноват — до сих пор предмет споров.
Тем не менее Кларк уверенно лидировал и шёл к титулу, пока у него не порвалась масляная магистраль.
Дэн Герни вышел в лидеры на предпоследнем круге, а затем Бандини вновь сыграл свою роль, уступив позицию своему лидеру команды. В результате Сёртис финишировал вторым и завоевал чемпионский титул, опередив Хилла на одно очко.
5. Гран‑при Японии 1989 года — Прост против Сенны

Где: Сузука.
Участники: Ален Прост и Айртон Сенна.
Чемпион: Ален Прост.
Эта гонка не была финальным этапом сезона — через две недели должен был пройти Гран‑при Австралии, — но для Айртона Сенны было критически важно обыграть Алена Проста в Сузуке, чтобы сохранить шансы на титул перед финалом в Аделаиде.
Два болида McLaren‑Honda доминировали в квалификации: Сенна опередил своего непримиримого соперника Проста на впечатляющие 1,730 секунды и завоевал поул‑позицию. Прост выбрал для гонки настройку с меньшим уровнем прижимной силы и лучше стартовал; Сенна лишь с трудом удержал вторую позицию, отбившись от Ferrari Герхарда Бергера.
Когда Прост отправился на пит‑стоп, его преимущество составляло 4 секунды. Сенна заехал в боксы двумя кругами позже, и его обслуживание заняло на 2 секунды больше. Затем началось преследование. К концу 40‑го круга бразилец сократил отставание до половины секунды, но Прост собрался и снова увеличил разрыв. Сенна вновь приблизился, и на 47‑м круге (за 6 кругов до финиша) пошёл в атаку.
Из‑за меньшей прижимной силы Прост имел преимущество в максимальной скорости на прямых, поэтому у Сенны был лишь один реальный шанс для обгона — максимально поздно затормозить перед шиканой. Он пошёл по внутренней траектории, но Прост закрыл «калитку» — слишком поздно. Два McLaren остановились в нелепом переплетении. Прост, у которого заглох двигатель, вылез из машины и ушёл. Сенна же попросил толчка для запуска и продолжил движение — но критически важно, что он поехал не через шикану.
На следующем круге Сенна заехал в боксы, чтобы заменить повреждённое переднее антикрыло, что вывело Алессандро Наннини на первую позицию. Однако за два круга до финиша Сенна обогнал Benetton в шикане и одержал нужную ему победу. Позже Сенну дисквалифицировали за то, что он миновал шикану на 47‑м круге. Апелляция McLaren не увенчалась успехом, и Прост стал чемпионом — перед переходом в Ferrari.
4. Гран‑при Австралии 1994 года — Шумахер против Хилла

Где: Аделаида.
Участники: Михаэль Шумахер и Дэймон Хилл.
Чемпион: Михаэль Шумахер.
Сезон 1994 года уже был омрачён скандалами и трагедиями — от гибели Айртона Сенны на Гран‑при Сан‑Марино до дисквалификации Михаэля Шумахера на Гран‑при Великобритании и последующего пропуска двух этапов. После блестящей победы в дождевой гонке в Японии Дэймон Хилл сократил отставание от лидера чемпионата Шумахера до одного очка — и команды прибыли в Аделаиду на финальный этап.
После гибели Сенны команда Williams‑Renault поставила в напарники Хиллу новичка Формулы‑1 Дэвида Култхарда, а также (в четырёх гонках) чемпиона мира 1992 года Найджела Мэнселла. В Аделаиде именно Мэнселл проявил себя, завоевав поул‑позицию: он опередил Benetton‑Ford Шумахера на 0,018 с, а Хилл стартовал третьим.
Из‑за этого минимального отставания в одно очко титул фактически должен был достаться тому из Шумахера и Хилла, кто финиширует выше. На старте Мэнселл резко рванул с места, его Williams занесло вбок; Шумахер и Хилл обошли его, а Мэнселл усугубил неудачный старт выездом за пределы трассы на первом круге.
Гонка стабилизировалась: Шумахер лидировал, а Хилл шёл вплотную за ним. К 30‑му кругу преимущество пилота Benetton колебалось в районе двух секунд. Но на 36‑м круге Шумахер ударился в стену в повороте East Terrace. Он быстро продолжил движение, а Хилл попытался обойти повреждённый Benetton на следующем повороте.
Шумахер резко сменил траекторию, подрезав Williams: его машина взлетела на два колеса и врезалась в отбойники. Хилл же был вынужден сойти в боксах из‑за повреждения левой передней подвески.
В итоге Шумахер стал чемпионом, а Мэнселл завершил карьеру в Williams победой — обойдя Ferrari Герхарда Бергера.
3. Гран‑при Европы 1997 года — Шумахер против Вильнёва

Где: Херес (Jerez).
Участники: Михаэль Шумахер и Жак Вильнёв.
Чемпион: Жак Вильнёв.
Как и в 1994 году, судьба титула решалась в финальной гонке — на этот раз между Шумахером (теперь за Ferrari) и лидером Williams‑Renault, Жаком Вильнёвом.
Williams считалась более быстрой машиной, однако блестящие выступления Шумахера и несколько ошибок Вильнёва привели к тому, что перед этапом в Хересе немец опережал канадца на одно очко. По сути, это был поединок «победитель получает всё».
Первые вопросы возникли уже в квалификации: тройка лидеров показала абсолютно одинаковое время — вплоть до тысячной доли секунды. По правилу очерёдности Вильнёв получил поул‑позицию, опередив Шумахера и второго пилота Williams Хайнца‑Харальда Френтцена.
Шумахер лучше стартовал и вырвался в лидеры, обойдя Вильнёва. Оба совершили по два пит‑стопа, и каждый раз Ferrari выходила на трассу впереди Williams.
На 48‑м круге (чуть больше двух третей дистанции) Вильнёв пошёл в атаку. Он зашёл внутрь траектории Шумахера в шпильке Dry Sack.
Понимая, что не может позволить себе проиграть Вильнёву, Шумахер резко сменил траекторию: переднее правое колесо его машины ударило по левому борту Williams, и Ferrari вылетела в гравийную ловушку. Шумахер пытался выехать, раскручивая задние колёса, но в итоге сдался и покинул машину.
Вильнёву для титула всё ещё нужны были очки, и, к его счастью, повреждения Williams оказались некритичными. Он лидировал до последнего круга, после чего пропустил вперёд McLaren Мики Хаккинена и Дэвида Култхарда. Хаккинен одержал свою первую победу в Гран‑при, а третье место Вильнёва принесло ему чемпионский титул.
Шумахер, на которого ещё висели подозрения из‑за событий 1994 года, был дисквалифицирован из общего зачёта чемпионата мира.
2. Гран‑при Абу‑Даби 2021 года — Ферстаппен против Хэмилтона

Где: Яс‑Марина (Абу‑Даби).
Участники: Макс Ферстаппен и Льюис Хэмилтон.
Чемпион: Макс Ферстаппен.
Этот случай выделяется в списке: дело не столько в действиях гонщиков, сколько в том, как была проведена сама гонка. Борьба за титул в 2021 году порой была жёсткой, но в итоге всё решилось решениями гоночного директората.
Ферстаппен и Хэмилтон приехали в Абу‑Даби с равным количеством очков, но преимущество было у Ферстаппена: у пилота Red Bull было девять побед против восьми у представителя Mercedes. Если бы оба не набрали очков, чемпионом стал бы Ферстаппен — это породило опасения о возможном столкновении в стиле 1990 года (см. ниже), но этого не произошло.
Хэмилтон обогнал стартовавшего с поула Ферстаппена на старте, а затем умело отразил его атаку в шестом повороте, отступив настолько, насколько требовалось по мнению стюардов, после выезда в зону безопасности. Несмотря на старания Серхио Переса (второй пилот Red Bull), который сдерживал Хэмилтона во время пит‑стопов, британец выглядел фаворитом — за шесть кругов до финиша он лидировал с отрывом в 12 секунд и был близок к победе и титулу. Но затем Николас Латифи попал в аварию, и на трассу выехал автомобиль безопасности.
Red Bull незамедлительно (и оправданно) отправила Ферстаппена на пит‑стоп, чтобы поставить свежие шины, тогда как Хэмилтон остался на трассе. В любой другой гонке чемпионата мира всё либо завершилось бы под жёлтыми флагами, либо началась бы с отставшими на круг машинами между Хэмилтоном на старых жёстких шинах и Ферстаппеном на новых мягких. Некоторые даже предлагали объявить красный флаг: по их мнению, один круг, на котором все машины могли бы сменить резину, был бы справедливее.
Зелёный, жёлтый, красный: что означают флаги в Формуле‑1?
Однако вместо этого после первоначального сообщения о том, что обгоны не разрешены, машины, находившиеся между Mercedes и Red Bull (и только они), пропустили вперёд. Затем гонка возобновилась. Однокруговой финал был зрелищным, но при таком явном неравенстве условий победитель был предрешён.
Для победы Ферстаппену нужен был либо контакт, либо обгон — и когда он пошёл в атаку в пятом повороте, Хэмилтон оставил ему пространство. Mercedes попытался контратаковать, но не хватило сцепления — Ферстаппен удержал позицию и выиграл гонку и титул с отрывом в 2,3 секунды.
Ландо Норрис из McLaren, возможно, лучше всех подытожил ситуацию:
«Это было сделано для телевидения, конечно. А вот было ли это справедливо — решать не мне».
Последствия оказались одними из самых болезненных в истории спорта. Радиопереговоры Red Bull и Mercedes с гоночным директором Майклом Маси во время финального периода с автомобилем безопасности не добавили престижа Формуле‑1. В итоге Маси лишился должности, но Mercedes решила не продолжать апелляцию — результаты гонки, проведённой непохоже ни на одну из более чем 1000 Гран‑при чемпионата мира, остались в силе.
1. Гран‑при Японии 1990 года — Прост против Сенны

Где: Сузука.
Участники: Айртон Сенна и Ален Прост.
Чемпион: Айртон Сенна.
Как и в 1989 году, драма в Сузуке развернулась на предпоследнем этапе сезона, но на этот раз ситуация сложилась иначе. Прост, перешедший в Ferrari, должен был победить, чтобы сохранить шансы на чемпионский титул в финальной гонке в Аделаиде и обойти Сенну и его McLaren.
Снова Сенна занял поул‑позицию, а Прост стартовал рядом с ним. Сенна, всё ещё помнивший «профессиональный фол» Проста в 1989 году, настаивал на переносе поула на внешнюю сторону трассы — на гоночную траекторию. Однако президент FISA Жан‑Мари Балестр (которого Сенна годом ранее ошибочно обвинил в манипуляциях со стюардами) отклонил его просьбу.
Как и ожидалось, Прост лучше стартовал, чем Сенна, которому пришлось стартовать с грязной, пыльной внутренней стороны трассы. Несмотря на это, Сенна предпринял, казалось бы, крайне оптимистичную попытку пройти Ferrari по внутренней траектории в первом повороте. Переднее левое колесо его машины на высокой скорости задело правое заднее колесо Проста — оба болида вылетели в гравийную ловушку и сошли с дистанции.
«Мы оба вылетели, и это было отвратительное завершение чемпионата», — сказал Сенна год спустя, признав, что намеревался обойти Проста в первом повороте, даже если это приведёт к столкновению. «Это было плохо для меня и плохо для Формулы‑1». И он был абсолютно прав.
В очередной раз спор между Сенной и Простом привёл к победе Benetton: Нельсон Пике и Роберто Морено финишировали дублем. Это произошло лишь после того, как второй McLaren‑Honda Герхарда Бергера вылетел на втором круге, а Ferrari Найджела Мэнселла сошла из‑за поломки приводного вала.

Разбитые болиды Ferrari 641 Алена Проста и McLaren MP4/5B Айртона Сенны
Источник: motorsport.com