Крах единой трудовой школы: Реформы начала 1930-х

Возврат от экспериментов к традиционной классно-урочной системе. Коллаж автора из фото в свободном доступе
Ученье — свет, а неучёных — тьма.
(народная мудрость, вольный пересказ)
Со времён советских прочно утвердился пропагандистский тезис о том, что перед революцией 1917 года Россия была де страной с почти поголовно неграмотным населением. А вот с приходом к власти большевиков сразу все от мала до велика сели за парты и превратились через относительно небольшое время в высококультурных высокообразованных мастеров своего дела. Увы, реальность всегда отличается от пропагандистских мифов, иногда чрезвычайно сильно.

Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Советская общеобразовательная школа свою историю ведёт с осени 1918 года, когда ВЦИК РСФСР своим решением от 30 сентября утвердил Положение об единой трудовой школе РСФСР. Хотя формирование системы управления школьным образованием и смежными направлениями началось почти сразу после октябрьского переворота в 1917 году. Описывая советское школьное образование 1920-х годов очень часто повторяют как мантру, какое оно было передовое и новаторское. Так вот, к рубежу 1920-х - 1930-х это передовое и новаторское школьное образование в массовом масштабе привело не к снижению, а к росту безграмотности. Но теперь уже эти неграмотные и малограмотные имели документ о наличии у них образования. И ничего удивительного в этом нет, потому что какие же ещё могут быть выпускники у школы, в которой отменили оценки, предметы, уроки как форму занятий, дисциплину как пережиток практики угнетения, а почти 3/4 всего учебного времени занимает трудовое обучение и трудовое воспитание?
Статья 7-я. Разделение на преподавателей на категории уничтожается. Все школьные работники (ст. 8-я) получают вознаграждение по ставкам 1-й категории декрета Совета Народных Комиссаров "О нормах оплаты учительского труда" ("Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства", № 47,ст.552).
Примечание 1-е. Оплата учительского труда производится не поурочно, а помесячно.
* * *
Статья 8-я. Все школьные работники, т. е. преподаватели, школьные врачи и инструкторы физического труда, избираются в соответствии с постановлением о выборности всех педагогических и инструкциями Народного комиссариата по просвещению.
* * *
Примечание 2-е. В случае невозможности удовлетворить хозяйственные нужды школы силами школьного коллектива (ст. 26) допускается приглашение технических служащих по найму, которые не участвуют в учебно-воспитательной работе, но могут быть привлекаемы к обсуждению хозяйственных вопросов.
(из Положения об единой трудовой школе РСФСР)
Приведённые выше отрывки из Положения об единой трудовой школе хорошо иллюстрируют, насколько абсурдной была организация системы общего образования в первые лет 10-15 советской власти. Только и остаётся, что кивать на передовое и революционное. Новую школьную реформу, как это не покажется странным, инициировали, в первую очередь, военные. А именно, в высшие властные структуры обратилось руководство Главного политуправления Наркомата Обороны с жалобой на то, что львиная приходящих новобранцев из выпускников той самой единой трудовой школы приходит настолько безграмотная, что командирам приходится вместо занятий по боевой подготовке заниматься ликбезом. Причём это приходилось делать не в индивидуальном порядке, а создавая целые учебные группы.
"Советская школа была лучшей в мире" — а какая из них?
Началом реформы можно считать решение о переходе на обязательное начальное обучение, обнародованное в совместном постановлении ВЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 года. В начале сентября 1931 года ЦК ВКП(б) в своём постановлении предлагает наркомпросам союзных республик срочно разработать учебные программы с "точно очерченным кругом систематизированных знаний (родной язык, математика, физика, химия, география)", по которым надо было начать работу даже не с 1 сентября 1932 года, а прямо с 1 января. В августе 1932 постановлением ЦК ВКП(б) "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе" фактически обозначилась роль Народного комиссариата просвещения РСФСР как ведущей площадки по разработке и внедрению по сути многих компонентов дореволюционной школы, интегрируя их в советскую систему образования. В 1934 году Центральный Комитет Компартии своим постановлением транслирует директиву о переходе к унифицированному комплекту учебников для школы.
3. Немедля прекратить издание так называемых "рабочих книг" и "рассыпных учебников", подменяющих действительные учебники и не дающих систематических знаний по проходим в школе предметам.
Поручить Наркомпросу и Огизу обеспечить на деле издание стабильных учебников, рассчитанных на применение их в течение большого ряда лет (родной язык, математика, география, физика, химия, естествознание и т. д.)
* * *
5. Отменить существующий порядок издания учебников самостоятельно каждой областью, краем и автономной республикой РСФСР. Установить, что по каждому отдельному предмету должен существовать единый обязательный учебник, утверждаемый Наркомпросом РСФСР и издаваемый Учпедгизом.
(из постановления ЦК ВКП(б) от 12 февраля 1934 года "Об учебниках для начальной и средней школы")
Про первый послереволюционный учебник по истории, кстати, кое-что есть интересное в публикации, ссылка на которую ниже.
Советские учебники истории как носители политического мифа
В том же 1934 году общеобразовательная школа получила привычную 3-ступенчатую структуру: начальная, неполная средняя и средняя. Одновременно директора средних и семилетних, а также заведующие средних школ получили довольно большую самостоятельность при стабильном финансировании, став распорядителями кредитов по аналогии с директорами предприятий и организаций в других сферах. Постановлением от 5 августа 1934 года Совнаркома РСФСР был одобрен Устав начальной, неполной средней и средней школы РСФСР. К середине 1930-х таким образом была полностью восстановлена в школьном образовании классно-урочная система, привычная всему цивилизованному миру с незапамятных времён.
Статья опубликована на моём канале "Мир глазами историка" на площадке Дзен под заголовком "Крах единой трудовой школы: Реформы начала 1930-х".