Инцидент Норриса и Цуноды: в чём суть спора и почему был выписан штраф

Ландо Норрис избежал штрафа, который мог стоить ему титула в Формуле‑1, — речь о спорном обгоне Юки Цуноды на Гран‑при Абу‑Даби.
На первом круге финальной гонки сезона напарник Норриса по McLaren Оскар Пиастри обогнал его, но Ландо выдержал натиск пилота Ferrari Шарля Леклера и сохранил третье место. Это гарантировало ему титул, даже если ближайший соперник в чемпионате Макс Ферстаппен выиграет гонку.
Затем Норрис первым из трёх претендентов на титул отправился на пит‑стоп. После этого ему пришлось пробиваться через трафик, чтобы удержать позицию.
С этой задачей он справился, а затем столкнулся с пилотом Red Bull Цунодой. Юки стартовал на жёстких шинах и оставался на трассе, чтобы затруднить продвижение Норриса и максимально помочь Ферстаппену.
Цунода сообщил своей команде по радио, что знает, что делать. Однако со стороны казалось, что он позволил Норрису легко его обогнать: при выходе из шпильки на длинную прямую позади они шли с отрывом всего в полсекунды.
Затем Цунода начал маневрировать, чтобы разорвать «воздушный мешок» (эффект слипстрима). Его последний манёвр влево, когда Норрис попытался пройти его по внутренней траектории, вынудил Ландо ещё сильнее сместиться внутрь — за белую линию, обозначающую край трассы.
Что такое слипстрим в Формуле-1?
Норрис завершил обгон за пределами трассы, и обоих пилотов взяли на контроль. Цуноду — за то, что вынудил другого гонщика выехать за пределы трассы; Норриса — за выезд за пределы трассы и получение преимущества.
Судьи назначили Цуноде пятисекундный штраф, а Норрис был оправдан — никаких санкций к нему не применили.
Согласно гоночным правилам FIA, маневр с целью разорвать слипстрим другого автомобиля «когда следующая машина находится на безопасном расстоянии позади» может быть допустим по усмотрению судей. Однако «более одного изменения направления для защиты позиции не разрешается».
В правилах указано: «Любой пилот, возвращающийся на гоночную траекторию после того, как ранее защищал свою позицию за её пределами, должен оставлять по крайней мере ширину одного автомобиля между своей машиной и краем трассы при подъезде к повороту».
Кроме того, манёвры, затрудняющие движение других пилотов — включая намеренное вытеснение машины за пределы трассы или любое другое ненормальное изменение направления — «строго запрещены».
Вероятно, это и стало смягчающим обстоятельством для Норриса, завершившего обгон за пределами трассы. В правилах также подчёркивается: «Пилоты должны прилагать все разумные усилия, чтобы оставаться на трассе в любое время, и не могут выезжать за её пределы без обоснованной причины».
Обычно пилотам требуется вернуть полученное преимущество, если считается, что они его получили, — за исключением случаев, когда судьи находят смягчающие обстоятельства.
Судьи сочли, что Норриса вынудил выехать за пределы трассы Цунода, который, по их оценке, совершил более одного изменения направления. Этого оказалось достаточно, чтобы не назначать Норрису штраф, который мог изменить исход чемпионата.
Если бы Норрису назначили 10‑секундный штраф, он рисковал бы не попасть на подиум: Леклер на тот момент отставал всего на несколько секунд. При победе Ферстаппена это стоило бы Норрису титула.
Однако даже в этой ситуации McLaren, скорее всего, приказала бы Пиастри замедлиться и пожертвовать любыми позициями, необходимыми для того, чтобы Норрис поднялся на третье место.
Генеральный директор McLaren Зак Браун заявил в эфире Sky Sports F1 во время гонки:
«Я считаю, что это было явно правильное решение. Это был опасный и ненужный манёвр.
Это командный спорт, поэтому я не удивлён, что вторая машина пытается помочь, но должны быть какие‑то пределы.
Они не управляют машиной, поэтому, на мой взгляд, ответственность лежит на Юки — он перешёл черту.
Это был опасный манёвр, но теперь у нас всё хорошо».
Источник: the-race.com