Кто такой Ландо Норрис? Всё, что нужно знать о новом чемпионе мира Формулы‑1

Ландо Норрис — новоиспечённый чемпион
Ландо Норрис стал новым чемпионом Формулы‑1, заняв третье место в финальной гонке Гран‑при Абу‑Даби и опередив Макса Ферстаппена на два очка.
Британскому гонщику для завоевания титула в решающей гонке 2025 года достаточно было финишировать в тройке лидеров — и он успешно добился этого на трассе Яс‑Марина, заняв третье место после Ферстаппена и своего напарника по команде McLaren Оскара Пиастри.
Норрис стал 11‑м британским чемпионом мира Формулы‑1 и 35‑м гонщиком в истории, завоевавшим титул чемпиона мира среди пилотов Формулы‑1.

Ландо Норрис и Фернандо Алонсо
Кто такой Ландо Норрис?
Ландо Норрис родился в портовом городе Бристоль, расположенном между устьями рек Эйвон и Северн. В 2025 году он проводит седьмой сезон в Формуле‑1 в составе команды McLaren, с которой у него долгая история сотрудничества.
Начало пути
- В начале 2017 года команда из Уокинга (McLaren) включила Норриса в свою программу для молодых пилотов — незадолго до его единственного сезона в ныне упразднённом Европейском чемпионате FIA Формулы‑3.
- Несмотря на распространённое мнение, Норрис утверждает, что его имя не связано с персонажем «Звёздных войн» Ландо Калриссианом.
- По материнской линии имеет бельгийские корни, но выступает под британским флагом.
- Вырос в городе Гластонбери (графство Сомерсет), известном ежегодным музыкальным фестивалем, проходящим в соседнем Пилтоне.
- Учился в частной школе Millfield, известной своими спортивными достижениями; там же получал образование другой гонщик — Сэм Бёрд.
Путь в автоспорт
Изначально Норрис не интересовался гонками. Его увлечение Формулой‑1 началось с совместных просмотров соревнований с отцом, Адамом, — бизнесменом из Бристоля.
Слова благодарности после победы в Майами
После победы в Майами Норрис публично поблагодарил семью за поддержку на протяжении всей карьеры, а также обратился к бабушке по радиосвязи команды. Вот выдержки из его слов:
«Я уже поговорил с мамой и папой, и это всегда приятно. Обычно папа приезжает на гонки, но не сегодня — уверен, он немного об этом сожалеет. Мои родители всегда меня поддерживали. Они были со мной с самого начала, сделали всё возможное, чтобы это случилось. Именно они приобщили меня к гонкам, поддерживали меня и помогли добраться до Формулы‑1, осуществить мечту и заниматься тем, что я люблю с детства. Я очень благодарен за всё, что они сделали, и за то положение, в котором я сейчас нахожусь. Когда думаешь о таких моментах, конечно, хочется прежде всего поговорить с мамой и папой — ведь мы разделили с ними все эти мгновения. Я хочу сказать им большое спасибо. А ещё — моей бабушке, потому что в последнее время она не очень хорошо себя чувствует. Я видел её на прошлой неделе и сказал, что выиграю гонку. Не уточнил, когда. Просто сказал, что выиграю. И не думал, что это случится так скоро. Поэтому я очень рад, что смог сделать это так быстро».

Путь Ландо Норриса в автоспорте: от видеоигр до больших побед
Увлечение гонками у Норриса началось не только с просмотров Формулы‑1 с отцом, но и благодаря серии видеоигр Gran Turismo. Однако настоящий интерес к реальным гонкам проснулся, когда он вместе с братом Олли посетил чемпионат Великобритании по картингу на трассе Clay Pigeon (недалеко от Дорчестера) — именно там начинал свой путь Дженсон Баттон.
Первые шаги в картинге
«Я — это я, и мне сразу захотелось попробовать!» — рассказывал Норрис в 2018 году на сайте Formula 2. Вскоре у него появился детский карт Bambino, на котором он катался дома — с этого всё и началось.
К 2013 году Норрис уже выступал на международном уровне:
- выиграл юниорский класс чемпионата Европы CIK‑FIA (в том же году Макс Ферстаппен победил в более старшей категории KF2);
- в 2014 году одержал победу на чемпионате мира CIK‑FIA.
Юниорские соревнования: первые серьёзные гонки
Помимо картинга, Норрис начал выступать в чемпионате Ginetta Juniors — серии, сопровождающей British Touring Car Championship (BTCC).
Ключевые моменты:
- В 14 лет впервые сел за руль Ginetta G40 и попал в телеэфир Великобритании.
- Изначально планировал участвовать только во второй половине сезона, но в итоге прошёл весь чемпионат.
- Занял третье место, опередив будущих гонщиков GT — Джека Митчелла и Джеймса Келлетта.
Переход в формульные серии
В 2015 году Норрис перешёл в ещё одну серию, сопутствующую BTCC, — MSA Formula. Эта серия возникла на месте упразднённого чемпионата British Formula Ford после внедрения FIA класса Formula 4 по всему миру.
Важные достижения:
- Впервые выступал за команду Carlin.
- Одержал победу в чемпионате, опередив Рики Колларда и Колтона Херту.
- Получил возможность перейти в чемпионат Formula Renault 2.0.

Сезон 2016: победа в Новой Зеландии
Весной 2016 года Норрис принял участие в Toyota Racing Series (Новая Зеландия), где убедительно одержал победу, опередив своего бывшего соперника по картингу Джехана Дарувала.
Успехи в Formula Renault 2.0
После новозеландской серии Норрис завоевал титулы в двух престижных чемпионатах Formula Renault 2.0:
- Еврокубок (Eurocup);
- Североевропейский кубок (NEC).
Выступал за команду Йозефа Кауфманна (Josef Kaufmann Racing).
Возвращение в Carlin и чемпионат Формулы‑3 (2017)
В 2017 году Норрис вновь объединился с командой Carlin для участия в Европейском чемпионате Formula 3.
Включение в программу McLaren и триумф в Формуле‑3
Благодаря череде чемпионских титулов Норрис зарекомендовал себя как восходящая звезда автоспорта. Это привело к его подписанию в программу молодых пилотов McLaren Young Driver — одно из первых решений нового CEO McLaren Зака Брауна после вступления в должность.
В борьбе с сильными соперниками:
- Джоэлом Эрикссоном (гонщик второго года);
- Максимилианом Гюнтером (гонщик третьего года),
Норрис одержал 9 побед и завоевал титул чемпиона за две гонки до конца сезона. При этом он автоматически стал победителем зачёта новичков (rookies’ championship).
Руководство для новичков: Формула-3

Ландо Норрис, Carlin Dallara F317 - Folkswagen
Это продвижение вывело Норриса в Формулу‑2, где как раз представили новое шасси F2 2018.
Команда Carlin покинула серию (тогда ещё известную как GP2) в конце 2016 года, но вернулась в чемпионат годом позже. В британской команде напарником Норриса стал Сержиу Сетте Камара. В конце 2017 года Норрис провёл одну гонку за Campos — это дало ему представление о том, чего ждать от серии. Британец успешно проявил себя на ранних тестах, заявив о себе как о претенденте на титул.
Перед своим первым полным сезоном в F2 Норрис выступил в «24 часах Дайтоны» в составе United Autosports (команды Зака Брауна) вместе с Фернандо Алонсо и Филипом Хэнсоном.
Сезон 2018 года считается одним из лучших в истории F2 благодаря исключительно сильному составу участников. В борьбе за титул участвовали:
- Ландо Норрис, победивший на открытии сезона в Бахрейне;
- Джордж Расселл (команда ART);
- англо‑тайский пилот Алекс Албон (команда DAMS), который благодаря мощному старту чемпионата смог превратить поэтапный контракт в полный сезон.
Несмотря на уверенное начало и победу в основной гонке на открытии сезона в Бахрейне (это была последняя победа Норриса в любых сериях до победы в Гран‑при Майами), в 2018 году он больше не поднимался на высшую ступень пьедестала. Тем не менее за счёт стабильности оставался в числе претендентов на чемпионский титул.
Руководство для новичков: Формула-2
Однако его шансы на титул рухнули на этапе в Сочи из‑за прокола шины в дождевой гонке. Когда пелотон отправился на финальный этап в Яс‑Марину, чемпионский титул в итоге завоевал Расселл. Албон выбыл на старте из‑за заглохшего двигателя — такая проблема нередко возникала у машин F2 2018 года из‑за серийных неполадок сцепления.

Ландо Норрис, Carlin
Тем не менее Норрис произвёл достаточное впечатление в Формуле‑2 и в ряде сеансов свободных заездов (FP1) за McLaren, чтобы получить повышение до Формулы‑1 в 2019 году — он заменил в команде Стоффеля Вандорна.
Как Норрис выступал в Формуле‑1?
В 2019 году напарником Норриса стал Карлос Сайнс: испанца пригласили на место его соотечественника Фернандо Алонсо, который в первый раз завершил карьеру в Ф1. Пилоты быстро подружились и вместе помогли McLaren подняться в турнирной таблице после нескольких непростых сезонов — в то время команда использовала силовые установки Honda и сталкивалась с проблемами в конструкции болидов.
Первый сезон в Ф1 (2019)
- На дебютной гонке в Альберт‑Парке Норрис квалифицировался восьмым, а финишировал 12‑м.
- Первые очки заработал, заняв шестое место в Бахрейне.
- По итогам сезона набрал 49 очков — при этом McLaren заметно улучшила позиции с болидом MCL34. Результат Норриса составил почти половину от очков, набранных Сайнсом в том году.
Второй сезон (2020)
- Несмотря на последствия пандемии COVID‑19, сезон оказался более удачным.
- Норрис впервые поднялся на подиум на открытии сезона на трассе Red Bull Ring.
- По итогам чемпионата уступил Сайнсу всего 8 очков — как раз перед переходом мадридского пилота в Ferrari в 2021 году.

Слева направо: Шарль Леклер, Ferrari, Вальтерри Боттас, Mercedes, Ландо Норрис, McLaren
Третий сезон в McLaren: соперничество с Риккардо
На третий сезон в McLaren Норрис остался в команде — его напарником в 2021 году стал Даниэль Риккардо. Этот сезон рассматривался как самое серьёзное испытание для Норриса в Ф1: австралиец на тот момент сохранял высокий рейтинг в пелотоне.
Однако Норрис превзошёл экс‑пилота Red Bull: он принёс команде все, кроме одного, из пяти подиумов. Тот единственный случай, вероятно, оказался особенно болезненным.
Гран‑при Италии: первый дубль для McLaren за 11 лет
На хаотичном Гран‑при Италии, где соперники за титул — Макс Ферстаппен и Льюис Хэмилтон — столкнулись в шикане, Риккардо вышел в лидеры. Норрису же поручили сдерживать преследующего Валттери Боттаса. В итоге McLaren добилась первой победы с финишным дублем на первом и втором месте со времён Гран‑при Канады 2010 года.
Гран‑при Сочи: упущенная победа
На следующей гонке в Сочи у Норриса появился шанс на победу: он завоевал первый в карьере поул, опередив Сайнса.
Ход гонки:
- На старте пилот Ferrari вырвался вперёд.
- На 13‑м круге Норрис вернул лидерство и уверенно контролировал гонку, сдерживая Хэмилтона.
- Когда начался дождь, Хэмилтон отправился на пит‑стоп за промежуточными шинами.
- Норрис, посчитав, что дождь будет кратковременным, решил остаться на трассе на сликах.
Это решение оказалось ошибочным:
- Норрис сильно потерял время, борясь с недостаточным сцеплением на сликах.
- В итоге его болид ушёл в аквапланирование, и он вылетел с трассы — упустив реальный шанс на победу.

Ландо Норрис сокрушается после упущенной победы
Сезон 2022: непростой старт с новым регламентом
Несмотря на долгосрочное соглашение с McLaren, первый опыт команды с регламентом, основанным на эффекте прижимной силы (введён в 2022 году), оказался не вполне удачным. Норрис сумел завоевать лишь один подиум за весь сезон — на Гран‑при Эмилии‑Романьи в Имоле.
Сезон 2023: от спада к возрождению
Начало сезона 2023 года вышло ещё более сложным: за первые восемь гонок Норрис набрал всего 12 очков. Однако ситуация резко изменилась после серьёзной доработки болида к этапу в Австрии. Во второй половине сезона пилот:
- завоевал семь подиумов в Гран‑при;
- едва не одержал первую победу — её у него «перехватил» Оскар Пиастри в спринте в Катаре.
Сезон 2024: прорыв и шансы на титул
2024 год Норрис начал мощно:
- три подиума, включая победу на Гран‑при Майами (первый триумф в карьере);
- второе место в Китае.
Победа в Майами открыла для Норриса шансы побороться за титул против Макса Ферстаппена. Дополнительные победы в Нидерландах и Сингапуре приблизили британца к лидерству, но:
- отрыв Ферстаппена по очкам оставался непреодолимым;
- голландский пилот оформил четвёртый чемпионский титул на Гран‑при Лас‑Вегаса;
- финальный удар по амбициям Норриса нанес блестящий прорыв Ферстаппена к победе в Бразилии (этап перед Лас‑Вегасом).
Сезон 2025: новый старт и соперничество внутри команды
В 2025 году, благодаря высоким характеристикам болида McLaren MCL39, Норрис идеально начал сезон:
- победа на открытии сезона в Австралии;
- перспектива долгой борьбы за чемпионский титул с напарником Оскаром Пиастри;
- И чемпионский титул 2025 по окончании сезона.
Источник: motorsport.com