Что на самом деле стоит за уходом Марко из Red Bull

Хельмут Марко покинет Red Bull в конце 2025 года, завершив более чем 20‑летний период работы в качестве советника по автоспорту команды Формулы‑1.
Этот шаг преподносится как решение Марко «уйти в отставку», однако, как стало известно, за его уходом стоит непростая предыстория.
82‑летний Марко сыграл ключевую роль в создании команды Red Bull F1 и её превращении в одного из лидеров чемпионата.
Он принимал важнейшие решения для Red Bull Racing, а затем и для второй команды — Toro Rosso, а также руководил молодёжной программой, благодаря которой в Формулу‑1 попали Себастьян Феттель и Макс Ферстаппен.
Несмотря на успехи, которых Red Bull добилась при участии Марко и многолетнего руководителя команды Кристиана Хорнера (которого отстранили от должности ранее в этом году), отношения между Марко и организацией Red Bull стали напряжёнными.
Перемены начались после смерти сооснователя Red Bull Дитриха Матешица — человека, с которым Марко был очень близок, — в конце 2022 года.
Это привело к постепенному, но заметному изменению подхода головной компании Red Bull к управлению командой F1: появился уровень отчётности, с которым Марко прежде не сталкивался.
Среди серьёзных конфликтов — оскорбительные высказывания Марко в адрес тогдашнего гонщика Red Bull Серхио Переса из‑за его мексиканского происхождения в конце 2023 года; разногласия из‑за неудачной попытки отстранить Марко в начале 2024 года (которую публично раскритиковал Ферстаппен); а недавно — всплеск оскорблений в адрес Кими Антонелли из‑за комментариев после Гран‑при Катара.
Голландские СМИ также сообщали, что в этом году Марко принимал спорные решения по молодым гонщикам, с которыми Red Bull не соглашалась и вынуждена была вмешиваться, чтобы их отменить.
Предполагается, что это связано с вопросом о том, присоединится ли к программе экс‑гонщик молодёжной программы McLaren Алекс Данн.
Тем не менее Red Bull выпустила заявление, в котором Марко и Оливер Минцлафф — генеральный директор по корпоративным проектам и инвестициям компании Red Bull (с которым, как известно, у Марко были конфликты) — оба настаивали, что это полностью желание Марко.
«То, что мы упустили чемпионский титул в этом сезоне, глубоко меня тронуло и показало, что сейчас для меня лично подходящий момент завершить эту очень долгую, насыщенную и успешную главу», — сказал Марко после того, как Ферстаппен уступил Ландо Норрису титул 2025 года с разницей в два очка в Абу‑Даби.
Минцлафф заявил, что «Хельмут обратился ко мне с желанием завершить свою роль советника по автоспорту в конце года».
«Я глубоко сожалею о его решении, поскольку он был влиятельной фигурой более двух десятилетий, и его уход знаменует конец выдающейся эпохи», — сказал Минцлафф.
«После долгой и насыщенной беседы я понял, что должен уважать его желание, поскольку у меня сложилось впечатление, что для него настало подходящее время сделать этот шаг».
Несмотря на заявления Red Bull, уход Марко не стал неожиданностью: отношения, судя по всему, значительно охладились, и, как стало известно, и Минцлафф, и акционер Red Bull Чалерм Ювидхья после финала в Абу‑Даби сошлись во мнении, что его следует отстранить.
Как стало известно, его уход был согласован и обговорён в воскресенье вечером и в понедельник — до объявления во вторник.
Однако менее ясно, что это значит для Ферстаппена. Четырёхкратный чемпион мира неизменно защищал Марко — человека, который дал Ферстаппену место в Формуле‑1 в Toro Rosso прямо из Формулы‑3 в 2015 году, что породило сильную взаимную привязанность.
Открытая поддержка Марко со стороны Ферстаппена в начале 2024 года резко контрастировала с тем, что он не поддержал Хорнера во время личного скандала последнего, разразившегося в предсезонный период.
Ферстаппен назвал Марко одним из своих «опор» в команде и ясно дал понять, что покинет Red Bull, если Марко будет отстранён.
Этого удалось избежать, когда Марко согласился на новый контракт, продливший его работу в Red Bull до конца 2026 года, — теперь он завершается на год раньше.
Это означает, что Ферстаппен лишается ключевого сторонника и человека, которого высоко ценил в организации — в то время, когда Red Bull пытается убедить Ферстаппена остаться на долгосрочной основе.
У него самого контракт до 2028 года, но он может уйти раньше. Неясно, изменилась ли позиция Ферстаппена по отношению к Марко и восстановил ли он доверие к Red Bull в целом без него — или же он увидит в этом ещё одно свидетельство того, что основы команды необратимо разрушаются.
Помимо увольнения Хорнера и расставания с Марко, Red Bull лишилась гениального конструктора Эдриана Ньюи, спортивного директора Джонатана Уитли и руководителя стратегии Уилла Кортни — последнего, как стало известно, отправили в оплачиваемый отпуск, хотя он должен был отработать полный контракт до перехода в McLaren в следующем году.
Внутри команды, на стороне Ферстаппена в боксах, наблюдается массовый уход ведущих специалистов — включая его главного механика, инженера по производительности и по меньшей мере двух других ведущих инженеров на трассе.
Также неясно, продолжит ли его давний гоночный инженер Джанпьеро Ламбьязе свою работу в 2026 году: есть предположение, что он перейдёт на более высокую должность, которая не предполагает посещения столь большого числа гонок.
Источник: the-race.com