Богатырский конвейер: почему я не пойду в кинотеатр на новый мультфильм про трёх богатырей

25 декабря в российский прокат выходит очередной мультфильм из бесконечной саги — «Три богатыря и свет клином». Четырнадцатая часть обещает нам историю о самом серьёзном испытании для Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича — отцовстве. Пока они радуются грядущему пополнению, на Русь надвигается угроза, грозящая погрузить мир во тьму. Герои бросают беременных жён и мчатся спасать отечество. А коварный купец Колыван вновь пытается захватить власть, призвав недобрых духов из свиты Бабы-яги на помощь. В финале, как и следовало ожидать, богатыри спасают князя и верного коня Юлия, а затем возвращаются к жёнам, которые за время их отсутствия становятся мамами.
Я не пойду на этот мультфильм. И дело не в том, что я устал от франшизы. Просто наши герои, которые когда-то были живыми и искренними, превратились в набор идеологических клише.
Помните первых богатырей? Тот самый мультфильм, где Илья был не просто силачом, а добряком, ищущим своё место в мире? Где юмор рождался из характеров, а не из абсурдных сюжетных поворотов? Герои тогда менялись, росли, их мотивы были понятны каждому. Теперь же сюжет новой части словно списан с шаблона: угроза (всегда внешняя) — долг (оставить семьи и уйти на войну) — подвиг (спасти князя) — награда (появление детей). Всё предсказуемо, как смена времён года. Даже злодей Колыван действует по накатанной схеме.
Из мультфильма исчез тот самый живой, порой простодушный юмор, который был его душой. Теперь герои говорят не от себя, а словно зачитывают цитаты из патриотического букваря. Илья больше не сомневается, Добрыня не философствует, Алёша не лукавит. Они просто получают задание и выполняют его, произнося то, что от них ждут.
Новый мультфильм — это не история, а конструктор, собранный по утверждённому плану, все ради продвижения одной идеи: мужчина должен защищать Родину, а женщина — рожать детей. За этим уже не видно живых героев, их радости и тревог. Важен лишь посыл.
Продюсеры франшизы Сергей Сельянов и Александр Боярский, а также режиссёр Дарина Шмидт, кажется, окончательно поставили крест на развитии персонажей. Зачем менять успешный рецепт, если он приносит прибыль? Вот и штампуются сюжеты, где главное — долг, а не характер, правильная фраза, а не смешная импровизация.
Поэтому 25 декабря я останусь дома. Возможно, включу первый мультфильм, где трое неуклюжих, но душевных богатырей только знакомятся и учатся быть командой. Там была душа. А в «Свете клином» будет, судя по всему, идеально сделанный массовый продукт: на вход подали «угрозу» и «долг», на выходе получили «победу» и «правильные ценности». И если так пойдёт и дальше, то вскоре мы увидим пятнадцатую часть, где повзрослевшие дети богатырей произнесут: «Спасибо отцу-командиру за наше счастливое детство». Но это уже совсем другая история.