Александр
Александр Подписчиков: 131
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 3.3М

Что такое прижимная сила в Формуле‑1?

4 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,80 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Что такое прижимная сила в Формуле‑1?

Прижимная сила — это вертикальная аэродинамическая сила, которая прижимает болид Формулы‑1 к трассе. Её действие можно сравнить с работой перевёрнутого крыла самолёта. Эта сила существенно увеличивает сцепление колёс с трассой, позволяя машине проходить повороты на более высоких скоростях.

Величину прижимной силы можно регулировать, изменяя угол и размер таких элементов, как переднее и заднее антикрыло, а также днище автомобиля. Это ключевой баланс между сцеплением в поворотах и сопротивлением на прямых участках.

Как работает прижимная сила


  • Аэродинамические элементы. Переднее и заднее антикрыло, а также днище машины спроектированы так, чтобы управлять движением воздуха над и под болидом.

  • Перевёрнутый профиль крыла. Крылья по форме напоминают перевёрнутые авиационные. Когда воздух обтекает их, создаётся вертикальная нагрузка, прижимающая машину к земле.

  • Эффект земли (Ground effect). Форма нижней части болида создаёт зону низкого давления, притягивающую машину к поверхности трассы.

  • Увеличение нагрузки на шины. Дополнительная вертикальная сила повышает уровень сцепления, позволяя пилотам проходить повороты на большей скорости без потери управляемости.

Почему прижимная сила критически важна в F1


  • Скорость в поворотах. Прижимная сила — главный фактор, позволяющий болидам проходить повороты на экстремальных скоростях без срыва в скольжение.

  • Оптимизация производительности. Команды постоянно ищут баланс между прижимной силой и сопротивлением. Больше прижимной силы — лучше сцепление и прохождение поворотов, но выше сопротивление, замедляющее машину на прямых.

  • Настройки для конкретных трасс. Идеальный баланс меняется от трассы к трассе. На треках с множеством поворотов требуется более высокая прижимная сила, а на трассах с длинными прямыми — меньшая (чтобы снизить сопротивление).

  • Ощущения пилота. Пилоты сразу чувствуют разницу: снижение прижимной силы делает машину менее устойчивой, а увеличение — словно «приклеивает» её к трассе.

Что представляет собой прижимная сила?

Прижимная сила — это вертикальная составляющая аэродинамических сил, действующих на машину. Когда болид движется в воздушном потоке, прижимная сила давит на него, направляя к земле.

В аэродинамике машины выделяют три силы:

  • прижимная сила (вертикальная);

  • сопротивление (продольное);

  • боковые силы (поперечные).

Прижимная сила — важнейшая для производительности болида. Чем сильнее машина прижата к земле, тем выше скорость в поворотах и лучше управляемость.

Пример величины прижимной силы:

  • при скорости около 150 км/ч машина создаёт прижимную силу, равную её весу (минимальный вес болида — 800 кг);

  • на максимальной скорости (в конце прямой) прижимная сила может достигать 3–4‑кратного веса машины.

Какие части болида создают прижимную силу?

Основная часть прижимной силы создаётся днищем машины. Значительный вклад также вносят переднее и заднее антикрылья. Эти элементы легче всего регулировать: можно менять угол переднего крыла или глубину и угол заднего антикрыла, чтобы варьировать уровень прижимной силы.

Однако не только эти очевидные аэродинамические элементы создают прижимную силу — вся поверхность машины участвует в её генерации. Задача аэродинамиков — добиться гармоничной работы всех элементов для максимальной производительности.

Как команды F1 разрабатывают пакет прижимной силы?


  • Анализ структуры потока. Команды определяют, какие структуры воздушного потока нужны для улучшения производительности или адаптации к особенностям конкретной трассы.

  • Вычислительная гидродинамика (CFD). С помощью CFD моделируются различные геометрии и тестируются варианты.

  • Испытания в аэродинамической трубе. Если результаты CFD удовлетворяют команду, компоненты тестируются в аэродинамической трубе. В ней машина неподвижна, а «дорога» движется под моделью, имитируя относительное движение машины, дороги и воздуха.

  • Производство и тестирование на трассе. После успешных испытаний в трубе деталь изготавливается и доставляется на трассу.

Из‑за ограничений F1 количество времени на CFD и испытания в аэродинамической трубе зависит от позиции команды в чемпионате (на 1 января и 1 июля).

Какие внешние факторы влияют на прижимную силу?

  • Погода (ветер). Аэродинамика очень чувствительна к изменениям направления скорости ветра:
- встречный ветер замедляет подход к повороту, но увеличивает прижимную силу;
- попутный ветер ускоряет подход, но снижает прижимную силу.

  • Высота над уровнем моря. Влияет на плотность воздуха:
- например, в Мехико (2285 метров над уровнем моря) плотность воздуха ниже, поэтому прижимная сила меньше;
- в таких условиях даже максимальное антикрыло даёт эффект, сравнимый с настройками для Монцы.

Всегда ли больше прижимной силы лучше в F1?

Больше прижимной силы обычно улучшает:

  • скорость в поворотах;

  • устойчивость (особенно в средних и быстрых поворотах);

  • возможность позже тормозить и раньше ускоряться.

Но есть и минусы:

  • увеличивается аэродинамическое сопротивление;

  • снижается максимальная скорость на прямых (невыгодно на трассах вроде Монцы или Баку).

Вывод: больше прижимной силы не всегда лучше — всё зависит от характеристик трассы и стратегии гонки. Инженеры используют симуляции и данные из аэродинамической трубы, чтобы подобрать оптимальный уровень прижимной силы для каждого Гран‑при.

Увеличивает ли прижимная сила скорость?


  • В поворотах прижимная сила увеличивает скорость: улучшает контакт шин с трассой и сцепление, позволяя пилотам позже тормозить, выбирать более узкие траектории и сохранять скорость в поворотах.

  • На прямых прижимная сила может снижать максимальную скорость из‑за аэродинамического сопротивления.

Ключевой момент — баланс. Команды настраивают углы крыльев, дизайн днища и дорожный просвет, чтобы максимизировать общую эффективность круга.

Источник

Понравилась публикация?
5 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Самые масштабные празднования чемпионата мира Формулы‑1 в новейшей истории

Чтобы выиграть чемпионат мира в Формуле‑1, гонщику нужно выложиться полностью — пройти через изнурительный сезон и пересечь финишную черту победителем. Когда цель наконец достигнута, эмоции вырываются наружу.

Жак Вильнёв: Red Bull не заточен под Ферстаппена

Чемпион Формулы‑1 1997 года Жак Вильнёв выступил в защиту Red Bull после заявлений о том, что команда из Милтон‑Кинса конструирует болиды специально под четырёхкратного чемпиона Макса Ферстаппена.
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы