Виктор Павлович
Виктор Павлович Подписчиков: 1365
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 42.3М

Мы зовём их «соотечественниками», а они считают нас чужими. О русских в Прибалтике

31 дочитывание
17 комментариев
Эта публикация уже заработала 14,00 рублей за дочитывания
Зарабатывать
Коллаж автора

Всегда считал, что если дать человеку шанс — он им воспользуется. Особенно если этот шанс ещё и с деньгами. Поэтому, когда услышал, что из Прибалтики в Россию в 2023 году переехало всего 640 человек, — честно говоря, удивился. Ведь там живут сотни тысяч русскоязычных, в Латвии, Литве и Эстонии они составляют до трети населения. Программа переселения соотечественников — одна из самых щедрых в мире: подъёмные, помощь с перевозом, жильё, гражданство почти «по умолчанию». Буквально: собирай чемоданы — и добро пожаловать. По крайней мере, так пишут на официальных сайтах.

Но они не едут

И не потому, что там всё хорошо. Напротив: экономика Прибалтики стагнирует, цены на продукты растут быстрее, чем в Европе принято (в Эстонии — почти как у нас), безработица в 2–4 раза выше, а молодёжная — в 5–6. И всё же — никто не спешит. За год из Германии приехало больше русских, чем из Латвии. Подумайте об этом.

Я начал копать — и понял: проблема не в деньгах, а в том, что для них «дом».

Начнем с того, что те, кто хотел уехать в Россию, уже уехали. Сейчас в Россию уже из Прибалтики выдворяют принудительно.

Недавно в Псков и Калининград прибыли первые из 841 депортируемых из Латвии неграждан - русских резидентов ЕС. С 2023 года это третий поток выдворяемых. Они или не сдали экзамен по латышскому языку, или не прошли "проверку лояльности ЕС". (данные на 15.11.2025 года источник https://rg.ru/2025/11/15/moskalkova-vse-bolshe-sootechestvennikov-v-latvii-hotiat-pereehat-v-rossiiu.html)

За последние три года (с 2023 по 2025) официальные данные показывают, что из Латвии, Литвы и Эстонии в Россию на постоянное место жительства переехало сравнительно небольшое число людей.

Латвия

По данным латвийских миграционных служб, с января 2023 года в Россию переехали около 158 человек.​

По заявлению главы управления по делам гражданства и миграции Латвии, с весны 2022 года Латвию покинули более 10 тысяч граждан России, но это не означает, что все они переехали в Россию — часть уехала в третьи страны.​

Литва

Прямых данных о количестве переехавших из Литвы в Россию за последние три года не опубликовано, но в общих статистиках переселения из стран Прибалтики указывается, что поток из Литвы был небольшим и сопоставим с Латвией и Эстонией.​

Эстония

В 2024 году в Россию из Эстонии переехало около 600 человек.​

В целом, за последние три года из Эстонии в Россию переехало примерно 1 000–1 200 человек.​

Общая статистика

По данным МВД России, в 2024 году из стран Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония) в Россию переехало около 600 человек, что соответствует примерно 20% от общего числа переселенцев из недружественных стран.​

По заявлению МВД, в 2024 году было подано 151 заявление от граждан Латвии и 72 от граждан Эстонии по программе переселения.​

Скрин с экрана монитора со ссылками на источники

Зарплаты: цифры, которые не врут

Я спросил у сына своего одноклассника из Вентспилса (во времена СССР его отец служил там в танковом полку и после срочной службы остался жить в республике) — а ты бы вернулся, если бы предложили?

— Конечно, — сказал он, — Но только если зарплата будет хотя бы в полтора раза выше, чем здесь.

Меня это ошарашило. Я думал, им важна стоимость жизни: у нас дешевле коммуналка, продукты, лекарства… Но нет. Их волнует стабильный доход от труда. Цены — вторичны.

А теперь посмотрим на цифры (актуальные на осень 2025 года):

Латвия: МРОТ — 740 € (72 тыс. руб.), средняя зарплата — 1342 € (131 тыс. руб.)

Литва: МРОТ — 1038 € (101 тыс. руб.), средняя — 2338 € (228 тыс. руб.)

Эстония: МРОТ — 886 € (86 тыс. руб.), средняя — 2284 € (223 тыс. руб.)

Даже минимальная зарплата в этих странах — это больше, чем средняя в большинстве российских регионов. Их «средняя» — это доход московского IT-специалиста… или курьера, который работает по 18 часов в сутки.

Мы пока не можем конкурировать по зарплатам. И это факт, который перевешивает любые компенсации.

Куда они смотрят? Не на нас

И ещё кое-что удивило: прибалты вообще не сравнивают себя с Россией.

— А зачем? — спросил один мой латвийский знакомый. — Мы смотрим на Германию. Хотим, чтобы наши бренды знали, как немецкие. Зарплаты хотим как у немцев. Жить — с порядком. У вас богатств больше, но мы живём богаче, потому что равняемся на тех, кто успешнее.

Сначала даже обиделся. Потом вспомнил историю.

Балтийские немцы веками формировали элиту Прибалтики — торговлю, управление, культуру. После 1991 года всё логично повернулось к Германии: инвестиции, рынки, рабочие места. Сегодня литовцы и латыши массово работают в Германии — не как мигранты, а как квалифицированные специалисты. У них там социальные связи, семьи, друзья. Это уже не «работа за границей» — это часть жизни.

А Россия в этом контексте воспринимается… мягко говоря, иначе. Как страна сырьевая, непредсказуемая, с нестабильными правилами. Историческая память работает — даже у тех, кто родился при СССР.

А русские ли они вообще?

Вот тут самое главное. Русские в Прибалтике — не диаспора. Они не держатся обособленно, не создают «островков России» в Риге или Таллинне. Они местные.

Их дети родились в Прибалтике. Их друзья — эстонцы, литовцы, поляки. У многих смешанные семьи, например, мать литовка, отец русский. Они прошли через 1990-е, когда всё рушилось, через 2000-е, когда всё строилось заново, и уже устроились в 2020-х. Да, они злятся на языковые законы, на сложности с гражданством. Но это гнев граждан, а не мольба иностранцев.

И когда мы говорим: «Возвращайтесь домой!» — для них это звучит странно. Потому что их дом — там, где они выросли, где знают улицы, магазины, учителей в школе. Переезд в Россию для них — не «возврат», а эмиграция. Они не едут «домой» — они уезжают из дома.

Представьте: вы всю жизнь жили в Риге, а в 50 лет вам предлагают начать с нуля в Пскове или Ульяновске. Без социальных связей, без привычного окружения, без понимания, как устроена жизнь. Это огромный стресс. Гораздо проще уехать в Берлин — где, кстати, уже есть их соотечественники, работа, понятная система.

Почему программа переселения не работает?

Потому что она решает не ту проблему. Она предлагает деньги, а люди выбирают дом.

Она говорит: «Вы — русские, вам тут не место». А они отвечают: «Нет, мы — местные, и мы требуем прав здесь».

Пока Россия не предложит не просто «подъёмные», а новый социальный контракт — уважение к их опыту, признание их статуса, реальные перспективы — программа будет оставаться бумажной формальностью.

А пока они остаются дома. И, честно говоря, я их понимаю. Эта статья не о том, как обезлюдили страны бывшей советской Прибалтики. Она о том, почему русские, приживающие там, не возвращаются в Россию, а едут на заработки на Запад или сидят у "себя дома".

Источники для статистических данных

https://news.ru/europe/zhivut-na-podachki-ot-zapada-kak-pribaltika-vymiraet-posle-vstupleniya-v-es

https://vz.ru/world/2025/10/17/1367001.html https://eadaily.com/ru/news/2025/12/12/zhit-stalo-huzhe-socopros-v-litve

17 комментариев
Понравилась публикация?
7 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 17
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Трудно бросить нажитое, уже ясное и привычное и отправиться в неизвестность.

+5 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

увы...после развала СССР это их выбор

+3 / 0
картой
Ответить

Кто уехал, а кого выдворили. Но многие остались. Действительно, это их выбор

+3 / 0
Ответить

Многим просто некуда ехать. И жилье никто не даст, и с гражданством будут проблемы, проще мигрантам паспорта выдать и квартиру подарить 🤬 . Видимо, только их считают настоящими соотечественниками

+1 / -1
Ответить

Не уводите от темы. Речь не о Средней Азии.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Ну, начнём с того, что они добровольно встали в Прибалтийскую цепь и хотели развала. Поэтому хотят или не хотят, но жо дна выпьют чашу предательства. Есть там и мудрые люди. И мудрые среди молодежи.

Колесо истории провернётся и всё встанет на место.

+1 / 0
картой
Ответить

Андрей Анатольевич, хотел обойти эту тему. Но не могу не согласиться с Вами. Колесо истории оно всё же круглое. Одним словом - Диалектика - все развивается по спирали, то есть повторяется, только уже на другом уровне.

+1 / 0
Ответить

Тут мелькал один юрист из Литвы. Довольно с разумным мировоззрением.

Лескова перечитайте - про мудрецов. Там как должно было быть: дома русских солдат, самовар в каждом окне, тройка мчится, колокольчики звенят...

Уже тогда сделали не так. Теперь придется сделать правильно.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Не говорите о том, что у настоящих соотечетвенников (а не кишлачных) нет проблем при переезде в Россию. Пример одноклассницы более чем красноречив. Русская, родилась, училась на Урале, замуж там же вышла.. Предки ее все уральцы. Из-за службы мужа оказалась на Украине в начале 90-х. Попытки получить только внж в России вылились в годы, не говоря уже о гражданстве. У нее хоть мама еще жива была, и было куда и к кому ехать после развода. А у большинства такой возможности нет. Намыкаются с получением гражданства люди и потом действительно начинают жалеть о переезде. Особенно пожилые, у многих из которых вообще никаких родственников не осталось. Зато кишлачные и аульные все эти годы гражданство на раз-два получали и продолжают получать.

0
картой
Ответить

Лариса Михайловна, а я это и не утверждаю и тему проблем с переездом, по большому счёту и не поднимал. А про кишлачных тоже не говорю. Там вообще отдельный разговор и, прежде всего, о тех сволочах, которые гражданством торгуют. Благо, что их выявляют и отменяют незаконно полученное гражданство. И случаи аннулирования идут уже на тысячи

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Пока Россия не предложит не просто «подъёмные», а новый социальный контракт — уважение к их опыту, признание их статуса, реальные перспективы — программа будет оставаться бумажной формальностью.....

Это как с мобильной связью, банковским обслуживанием и т.п. для новых лучшие условия, чем для тех кто уже там.

Представьте: вы всю жизнь жили в Риге, а в 50 лет вам предлагают начать с нуля в Пскове или Ульяновске.....

А представте ВЫ всю жизнь прожили не в Риге, а в том самом Пскове или Ульяновске? При переезде на другое место жительства ВАМ НИ КТО НЕ ДАСТ подъёмные, не окажет помощь с перевозом, не обеспечит жильем, ну а гражданство уже есть «по умолчанию».

И главное человека из Риги ни дня не работавшего на благо России и ни копейки не внесшего в социальную структуру России обеспечат пенсией на ровне с коренным россиянином.

Может пора менять систему ценностей. Те кто хотят и хотел приехать приедут и без жирных плюшек. Надо обеспечить коренных россиян достойной жизнью и благами.

0
картой
Ответить

Конечно надо. У Вас есть предложения?! Но люди, которые живут в России сами себя должны обеспечивать, государство лишь должно создавать условия. Это только в СССР бомжей отлавливали, давали какое-никое жилье и на работу устраивали. Я пенсионер и пытаюсь жить по средствам. Если в какой-то период их не хватает - иду работать, а не предъявляю претензии обществу и окружающим. Пока был в силе, построил дом, провел коммуникации, а не ныл, что мне кто-то должен. А сейчас со многих сторон только и слышу, что кто-то там чем-то обязан. С фига ли?

+1 / 0
Ответить

Виктор ПавловичПишет 16.12.2025 в 16:50
Но люди, которые живут в России сами себя должны обеспечивать, государство лишь должно создавать условия.

Получается те кто живет в России сами себя должны обеспечивать, а тех кто приехал должно обеспечить государство.

Виктор ПавловичПишет 16.12.2025 в 16:50
Если в какой-то период их не хватает - иду работать, а не предъявляю претензии обществу и окружающим.

сам такой. по этому и злит данная ситуация. Мы зовём их «соотечественниками», а они считают нас чужими и для переезда им нужно создавать какие-то особые условия. Вон люди из-за рубежа, не русские приезжают жить в Россию без всяких там программ, а "соотечественникам"....Пока Россия не предложит не просто «подъёмные», а новый социальный контракт — уважение к их опыту (а есть ли он???), признание их статуса (какой-такой статус? статус неграждан в прибалтике???), реальные перспективы — программа будет оставаться бумажной формальностью.

Виктор ПавловичПишет 16.12.2025 в 16:50
А сейчас со многих сторон только и слышу, что кто-то там чем-то обязан. С фига ли?

И я о том же. С фига ли? Пусть приезжают, но ставить их по льготам выше коренных россиян не надо и если приехали то Россия должна быть домом, а не эмиграцией

+1 / 0
Ответить

Я так понимаю, это привлечение новых ресурсов, если уж говорить открыто и прямо

0
Ответить
позавчера, 07:39
Алтайское

Виктор ПавловичПишет 16.12.2025 в 22:56
Я так понимаю, это привлечение новых ресурсов, если уж говорить открыто и прямо

Не знаю по мне так, кто как устраивается.

Хохлы всегда любили и любят Россию за халяву, что за то что даром к ним летело, наверное и конфликт отчасти на этой почве с поставками нефти и газа на Украине.Когда лавочку прикрыли со стороны России буря поднялась на этой почве присоединился майдан.США как обычно подлили масла в огонь.

А южане как приезжали так и будут приезжать особенно в больших городах они уже свою нишу там завоевали.Русские на их местах обычно нос воротят, они достойны большего. Хотя именно в дворники я бы поставила даже бомжа какого-нить подметать и снег убирать много ума не надо, а у человека хлеб и способ нормально жить на своей земле.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Соглашусь со всем, кроме отсылки к дворнику - очень тяжёлый труд особенно зимой и без помощи мототехники

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
сегодня, 07:47
Алтайское

Виктор ПавловичПишет 17.12.2025 в 08:09
Соглашусь со всем, кроме отсылки к дворнику - очень тяжёлый труд особенно зимой и без помощи мототехники

Да мышцы нужны не малые особенно если зима снежная 😉

Но справоялись же раньше наши дворники.да и техника имеется сейчас разная от ручной до моторной.

Вы бы видели Виктор Павлович как у нас коллега в отпуск уходила,которая полы мыла на совмещенке,так на драку узбежки ее месяц отдыха брали мы с кадровичкой ржали хоть бы вернули совмещенку 😆

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (17)

Меркель. Начало СВО

Экс-канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что Польша и страны Прибалтики в 2021 году саботировали её инициативу по диалогу с Россией, что косвенно привело к началу спецоперации на Украине.
00:14
Поделитесь этим видео

Экстрасенс Вера Голунова пророчит Прибалтике крах

Взгляд Веры Голуновой предполагает, что Россию ожидает непростой период. Она призывает наших граждан не расслабляться: чтобы противостоять в тяжелой схватке с Западом, каждому нужно будет приложить усилия.
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы