5 самых драматичных Гран‑при Португалии в истории Формулы‑1

Несколько неожиданно Португалия вернётся в календарь Формулы‑1 в 2027 году: международный автодром Альгарве (более известный как Портимао) заключил соглашение о замене Зандворта в 2027 и 2028 годах.
На фоне масштабных планов Формулы‑1 по выходу на новые рынки — среди потенциальных мест для будущих Гран‑при упоминаются Таиланд, Руанда и ЮАР — возвращение Португалии выглядит почти неожиданным. Тем не менее приятно видеть, что популярная трасса снова появится в календаре: Портимао, принимал гонки в «ковидные годы» — в 2020 и 2021 годах.
👉 Формула‑1 возвращается в Португалию в 2027 и 2028 годах
В 1950‑х годах Португалия также принимала Гран‑при на уличных трассах Боавишта и Монсанту, а затем вернулась в календарь Формулы‑1 в 1984 году с извилистой трассой Эшторил. Последний Гран‑при на этой трассе прошёл в 1996 году: запланированные работы по реконструкции, необходимые для того, чтобы Эшторил остался в календаре на 1997 и 1998 годы, не были завершены в срок. В результате стране пришлось ждать ещё 24 года, прежде чем здесь вновь состоялась гонка.
Чтобы отметить возвращение Португалии, будет справедливо запустить машину времени и совершить краткую экскурсию по самым ярким Гран‑при, которые проходили в этой стране…
1984 год: Прост одерживает победу — но уступает титул Лауде с разницей в пол‑очка

Лауда чемпион 1984 года, рядом с ним - два будущих обладателя титула
Решающий поединок за титул между пилотами McLaren на трассе Эшторил развернулся между двумя гонщиками, находившимися на противоположных этапах карьеры в Формуле‑1: Ален Прост переживал начало своего чрезвычайно успешного пути, вернувшись в McLaren после трёхлетнего выступления за Renault, а Ники Лауда проводил третий сезон в McLaren после своего внезапного первого ухода из спорта — и всего за год до окончательного завершения карьеры.
На протяжении сезона соперники шли практически наравне. Зная, насколько хорош Прост, Лауда поначалу прохладно отнёсся к приезду француза, однако в итоге между ними сложились доброжелательные партнёрские отношения, которые, возможно, подтолкнули обоих гонщиков к максимальному раскрытию потенциала.
Лауда начал гонку с отрывом в 3,5 очка от Проста, и для завоевания третьего титула чемпиона мира ему достаточно было финишировать вторым. Однако квалификация оказалась неудачной: австрийский гонщик занял лишь 11‑е место, тогда как Прост расположился на первом ряду позади обладателя поула Нельсона Пике.
Медленный старт Пике мог бы облегчить Просту выход в лидеры, если бы пара более быстро стартовавших гонщиков — Кеке Росберг (Williams) и Найджел Мэнселл (Lotus) — не прорвались вперёд уже на первом повороте.
Прост обогнал Мэнселла, а на седьмом круге настиг и прошёл неустойчивый на задней оси Williams Росберга. Тем временем Стефан Йоханссон обошёл таких гонщиков, как Эдди Чивер, Патрик Тамбэ и Дерек Уорик, и наконец на 27‑м круге опередил шведа, попав в очковую зону. На следующем круге Микеле Альборето уступил натиску Лауды; затем австриец обогнал Росберга на 31‑м круге и Айртона Сенну на 33‑м, вернувшись в борьбу за высокие позиции.
Главной проблемой стал Мэнселл, который к тому моменту опережал Лауду почти на 40 секунд. Хотя Лауда пытался сократить отставание и к середине гонки приблизился к Lotus на расстояние в 27 секунд, его натиск начал ослабевать: Мэнселл провёл несколько удачных кругов, вновь увеличив отрыв до более чем 30 секунд.
Однако ситуация в чемпионате резко изменилась, когда у Мэнселла начались проблемы с тормозами. Это стало следствием длительного конфликта с руководителем команды Lotus Питером Уорром, который отказал Мэнселлу в использовании единственного комплекта увеличенных тормозных колодок в последней гонке британца за команду.
В результате Лауда поднялся на второе место, получив необходимое преимущество в пол‑очка над Простом и обеспечив себе последнюю победу в чемпионате.
1985 год: феноменальное выступление Сенны в дождевых условиях приносит ему первую победу в Формуле‑1

Сенна доминировал в Эшториле 1985 года
Во второй раз принимая Гран‑при чемпионата мира Формулы‑1, трасса Эшторил была перенесена на апрель и запланирована после Бразилии. Весенняя погода привела к тому, что в Португалии гонка прошла в дождливых условиях, и именно тогда родилась легенда Формулы‑1: Сенна блестяще справился с непростой обстановкой и одержал свою первую победу в Ф‑1.
Покинув команду Toleman после одного сезона, Сенна заменил переходившего в Williams Мэнселла в Lotus и получил в распоряжение конкурентоспособное шасси 97T — отличную площадку для демонстрации своего растущего мастерства. Он завоевал свой первый поул на Эшториле, опередив будущего соперника Проста на четыре десятых секунды, а на старте оказался проворнее — в результате Прост потерял позицию из‑за напарника Сенны Элио де Анджелиса.
Хотя это была первая гонка, в которой 25‑летний бразилец уверенно лидировал в Формуле‑1, его было невозможно догнать: уже после первого круга он опережал де Анджелиса на 2,5 секунды, оставив римлянина сражаться с Простом и Альборето позади. Репутация Сенны как мастера гонок в дождь уже сложилась после его выступления на Гран‑при Монако 1984 года, а Эшторил лишь подтвердил это.
Когда условия на трассе ухудшились, Сенна размахивал руками возле бокса управления гонкой, пытаясь добиться её остановки, но организаторы остались непреклонны — даже после того, как Прост потерял сцепление с трассой позади де Анджелиса и врезался в стену на стартово‑финишной прямой. Гонка продолжилась, и Сенна обогнал всех, кроме Альборето: заезд завершился после 67 кругов из запланированных 70. Когда опустился клетчатый флаг, Сенна едва мог сдержать ликование — в знак торжества он вскинул в воздух обе руки в красных перчатках, несмотря на ужасающие условия на трассе.
1989: Мэнселл — от волшебства к безумию

Мэнселл выглядел уверенно в Португалии, пока...
Напряжённая борьба за чемпионский титул между Простом и Сенной в команде McLaren не сходила со страниц газет в течение всего 1989 года. Прост сумел создать 20‑очковый отрыв после победы в Италии — бразилец потерял очки в Монце из‑за проблем с двигателем Honda V10. Хотя противостояние Проста и Сенны задавало тон перед португальским этапом, на трассе Эшторил в борьбу вмешалась Ferrari.
Сенна завоевал поул, стремясь минимизировать потери в чемпионате относительно Проста, но уже в первом повороте уступил позицию гонщику Ferrari Герхарду Бергеру. Австриец захватил лидерство, а Сенна первые круги потратил на то, чтобы сдержать второго пилота «скачущей лошади». Найджел Мэнселл показывал активную езду и рассчитывал на третью победу в цветах Ferrari.
К восьмому кругу оборона Сенны была прорвана: Мэнселл обогнал действующего чемпиона, а затем начал сокращать отрыв от Бергера. Усатый британец изначально проигрывал напарнику 9 секунд, но вскоре выдал серию быстрых кругов, сократив отставание. На 24‑м круге Мэнселл воспользовался моментом: Бергер боролся с трафиком и оказался заблокированным машиной Эрроуз Дерека Уорика — это позволило Мэнселлу обойти обоих.
К 34‑му кругу Герхард Бергер, уверенно занимавший второе место, довёл шины Goodyear до критического износа и отправился на пит‑стоп. Найджел Мэнселл последовал за ним лишь на 39‑м круге.
Именно здесь Мэнселл допустил грубую ошибку, фактически подорвав собственные усилия: при заезде в боксы он промахнулся мимо своих боксов, после чего включил задний ход и сдал назад, чтобы занять правильное место. Такой манёвр являлся нарушением правил и мог привести к дисквалификации.
В суматохе, пытаясь исправить ситуацию на пит‑стопе, Мэнселл потерял лидерство (его вернул Бергер) и вторую позицию (её занял Сенна), при этом проигнорировав чёрный флаг в последующих кругах, чтобы снова атаковать Сенну. Проехав четыре круга по следам McLaren, Мэнселл предпринял манёвр против Сенны на старте 49‑го круга, но Сенна не уступил, и между машинами произошёл контакт.
В итоге Бергер одержал победу, сохранив лидерство до конца гонки, а манёвр Мэнселла позволил Просту увеличить отрыв в чемпионате на четыре очка. Тем временем Штефан Йоханссон неожиданно привёл непритязательную команду Onyx на подиум.
1996 год: надежды Вильнёва на титул остались живы благодаря потрясающему манёвру против Шумахера

Вильнёв отыгрался после неудачного старта в Португалии и сохранил надежду на титул
Жаку Вильнёву нужно было опередить Деймона Хилла на четыре очка в Эшториле, чтобы сохранить борьбу за титул чемпиона 1996 года вплоть до финальной гонки в Сузуке. Однако после первого круга надежды канадца выглядели призрачными.
Стартовав рядом с Хиллом, Вильнёв медленно ушёл со старта и уступил позицию Жану Алези, занимавшему третье место. А затем, усугубляя его неприятности, Михаэль Шумахер обогнал его снаружи в первом повороте. Хилл имел преимущество в две позиции, но его отрыв не продержался долго.
Уже через 15 кругов Шумахеру пришлось бороться с отстающим автомобилем Джованни Лаваджи на Minardi. Неторопливый стиль езды итальянца вызвал у комментатора BBC Джонатана Палмера восклицание о том, что тот «ужасно медленный» и «находится здесь только благодаря своим деньгам».
Лаваджи замедлил темп Шумахера на последнем повороте в конце 16‑го круга — длинном 180‑градусном правом вираже. Это дало Вильнёву возможность обойти снаружи и использовать слипстрим за машиной Лаваджи, чтобы завершить обгон и занять третье место.
👉 Что такое слипстрим в Формуле-1?
После первой волны пит‑стопов Алези выпал из тройки лидеров (после того как едва не задел стену при заезде в боксы), позволив Вильнёву подняться на вторую позицию. Оба гонщика Williams придерживались стратегии с тремя пит‑стопами и могли выкладываться на полную. Вильнёв был в отличной форме: после вторых пит‑стопов пары Williams он сократил отставание от Хилла до менее чем секунды, но продолжал держаться за задним антикрылом напарника на третьем отрезке гонки.
Однако третий пит‑стоп Хилла прошёл неторопливо: 8,8‑секундная задержка дала Вильнёву шанс возглавить гонку, если его финальный пит‑стоп пройдёт удачно. И действительно, его пит‑стоп занял 8 секунд — разница в 0,8 секунды оказалась решающей.
Когда канадец выехал с пит‑лейна, он сумел опередить Хилла уже на выходе. Это незначительное преимущество Вильнёв надёжно удержал вплоть до первого поворота. На оставшихся кругах Хилл едва успевал за ним, что в итоге принесло победу чемпиону IndyCar 1995 года и сохранило интригу в борьбе за титул до финальной гонки сезона.
2020: После эффектного старта Хэмилтон одержал победу, установив новый рекорд по количеству выигранных гонок

92-я победа Хэмилтона в Формуле-1
Когда Михаэль Шумахер одержал свою последнюю победу в Формуле‑1 на Гран‑при Китая 2006 года, на его счету оказалось 91 победа — рекорд, который, казалось, продержится не одно поколение. Потребовалось 14 лет, чтобы его побили: Льюис Хэмилтон одержал победу на этапе в Портимао в 2020 году, доведя свой счёт до 92 побед — хотя старт гонки вовсе не был лёгким.
Хэмилтон завоевал поул на первом в истории Формулы‑1 Гран‑при на трассе в Альгарве. Эта гонка была включена в календарь в спешном порядке: Ф‑1 организовала серию из 17 этапов в сезоне, нарушенном глобальной пандемией коронавируса.
В бурном старте гонки Хэмилтон и его напарник по Mercedes Валттери Боттас попытались оторваться от пелотона. Однако начавшийся на старте дождь резко снизил сцепление с трассой, что осложнило ситуацию.
Боттас ненадолго уступил позицию Максу Ферстаппену, но затем прогрел свои шины среднего состава и обогнал обоих соперников, испытывавших проблемы с зацепом. Ферстаппен выехал за пределы трассы, а позже столкнулся с Серхио Пересом (Racing Point). Хэмилтон начал отставать.
Тем временем Карлос Сайнс из McLaren, стартовавший на мягких шинах, прорвался сквозь группу лидеров и ненадолго перехватил лидерство у Боттаса.
Когда дождь прекратился, гонщики на мягких шинах начали испытывать трудности. Боттас вернул себе лидерство на старте шестого круга и попытался оторваться, пока Хэмилтон застрял за Сайнсом ещё на один круг. Финн удерживал позицию ещё 14 кругов, но не смог противостоять атаке Хэмилтона с использованием системы DRS в первом повороте на 20‑м круге.
Боттас, придерживаясь внутренней траектории, вынудил Хэмилтона пойти на обгон по внешней стороне. После этого британец смог уйти в отрыв и установить новый рекорд Формулы‑1 по количеству побед.
Теперь не буду звать того, кто гонит Шумахером, буду звать Хэмилтоном.