Деловые споры без суда: как новая реформа изменит правила игры для бизнеса в России

(картинка сгенерирована giga.chat)
В конце ноября 2025 года Правительство России утвердило Национальную модель целевых условий ведения бизнеса до 2030 года. В этом стратегическом документе есть раздел, который может кардинально изменить жизнь предпринимателей, — «Разрешение споров». Минэкономразвития, курирующее это направление, недавно провело первое заседание рабочей группы, тем самым дав официальный старт масштабной реформе. Её цель — увести бизнес-конфликты из перегруженных залов судов и создать современные, быстрые и недорогие способы урегулирования разногласий. В основе плана — пять ключевых направлений, работа над которыми уже началась.
Главная задача реформы — разгрузить судебную систему. Сегодня даже простые споры могут годами кочевать по инстанциям, отнимая у компаний время, деньги и нервы. «Дорожная карта» содержит более 30 конкретных мероприятий, призванных создать целый арсенал альтернативных инструментов. Это не просто косметические изменения, а комплексный пересмотр подхода к конфликтам: от их предупреждения до принудительного исполнения решений.
Первое и, пожалуй, самое известное направление — медиация, то есть урегулирование спора с помощью нейтрального посредника. Несмотря на то что закон о медиации действует уже 15 лет, этот институт в России развит слабо. Предприниматели не доверяют ему, в том числе из-за разного уровня подготовки медиаторов и недостаточной юридической силы достигнутых соглашений. Реформа намерена исправить это. Уже ведется работа над законопроектом, который усилит правовой статус медиативных соглашений. Кроме того, планируется ввести единые профессиональные стандарты и этические нормы для медиаторов, создать систему их оценки и сертификации. Особенно важным шагом станет возможное присоединение России к Сингапурской конвенции о медиации. Это откроет российскому бизнесу двери на международный уровень: соглашения, достигнутые в ходе медиации, будут легче признаваться и исполняться за рубежом.
Для технически сложных отраслей, таких как строительство и IT, предлагается внедрить новый для России инструмент — адъюдикацию. Представьте ситуацию: на крупном строительном объекте возникает спор о качестве работ или соответствии проекта. Обращение в суд заморозит стройку на месяцы, принося колоссальные убытки. Адъюдикация позволяет решить такой спор оперативно. Независимый эксперт (адъюдикатор) оперативно изучает проблему и выносит обязательное для немедленного исполнения заключение. Это позволяет не останавливать проект. При этом стороны сохраняют право позже оспорить решение в суде, если будут на то основания. Сейчас в России нет правовой базы для адъюдикации, и её создание — одна из задач реформы. Нужно будет определить, какие споры можно передавать адъюдикатору, установить требования к его квалификации и беспристрастности, а также снять бюрократические барьеры, мешающие компаниям с государственным участием пользоваться этим механизмом.
Третье направление касается третейского разбирательства (арбитража). Третейские суды, как негосударственные независимые инстанции, год от года набирают популярность, но их потенциал используется не в полную силу. Главная слабость арбитража — сложности с получением обеспечительных мер (например, срочного ареста имущества контрагента до вынесения решения). Для этого всё равно нужно идти в государственный суд, что сводит на нет одно из преимуществ арбитража — скорость. Реформа планирует создать эффективные и быстрые процедуры получения таких мер в государственных судах в поддержку арбитражного процесса. Кроме того, для повышения предсказуемости все дела об отмене решений третейских судов и признании иностранных арбитражных решений могут быть переданы в один специализированный суд. Это позволит судьям накопить экспертизу, сформировать единую практику и сократить сроки рассмотрения. Ускорить работу должен и налаженный электронный документооборот между арбитражными учреждениями и государственными судами.
Отдельный и очень болезненный вопрос — споры бизнеса с государством. Направление «Госарбитраж 2.0» призвано создать культуру досудебного урегулирования таких конфликтов. Сегодня государственные органы и госкомпании зачастую автоматически оспаривают любые претензии в суде, даже имея слабые позиции, что ведёт к лишним расходам и нежелательной судебной практике. Цель — к 2028 году создать условия для реального диалога. Будет разработан национальный стандарт досудебного урегулирования, обобщающий лучший опыт ФНС, ФАС и Банка России. Планируется внедрить такие механизмы, как ведомственные арбитражные комиссии и инвестиционные советы при губернаторах. Ключевое изменение — предоставление госорганам реальной правовой возможности заключать мировые соглашения, для чего потребуются поправки в бюджетное и административное законодательство.
Наконец, все эти усилия будут бесполезны, если принятое решение нельзя эффективно исполнить. Поэтому пятый столп реформы — модернизация исполнительного производства. Работа судебных приставов-исполнителей должна стать более результативной. К марту 2026 года планируется утвердить новые методические стандарты, нацеленные не на формальное выполнение процедур, а на реальное взыскание долгов. Процесс станет более цифровым: в электронный вид переведут продажу арестованного имущества, оцифруют все исполнительные листы. Важно, что соглашения, достигнутые в ходе медиации или адъюдикации, после нотариального удостоверения также получат силу исполнительного документа и будут исполняться через обновлённую систему ФССП.
Эта комплексная реформа — не набор разрозненных мер, а попытка выстроить целостную экосистему для урегулирования бизнес-конфликтов. От восстановления доверия к медиации до внедрения высокотехнологичной адъюдикации, от упрощения арбитража до налаживания диалога с государством и повышения эффективности приставов — все звенья цепи должны работать вместе. Если задуманное удастся реализовать, это не только снизит нагрузку на суды, но и сделает российскую бизнес-среду более предсказуемой, современной и привлекательной для инвестиций вплоть до 2030 года.
Значит в "христианской"2 стране так и не собираются прощать долги должникам как записано в библейской заповеди?.... 😵 🥺 😰 Ясненько....Ну флаг им в руки... 😊