Ф-1 2026: разбор новых технологий — расшифровка терминов

В 2026 году Формула-1 введёт масштабные изменения в аэродинамических правилах и регламентах силовых установок. Вместе с новой технической эпохой в чемпионат придёт и обновлённый набор терминов, которые болельщики и эксперты будут слышать всё чаще. Ниже — подробное объяснение ключевых понятий, которые вступят в обиход с введением новых правил.
Boost Button (Кнопка буста)
Пилоты по-прежнему смогут использовать накопленную электрическую энергию в любой момент круга, однако с 2026 года эта функция официально будет называться Boost Button.
При активации кнопки силовая установка переключается в режим повышенной мощности — либо с полной отдачей, либо по заранее заданному командой профилю. Буст может использоваться тактически:
- для защиты от атаки соперника;
- для проведения обгона, при условии, что в батарее накоплено достаточно энергии.
Пилот может либо израсходовать весь запас энергии сразу, либо распределить его по кругу — в зависимости от конфигурации трассы, зон обгона и потенциально уязвимых участков.
Overtake Mode (Режим обгона)
Overtake Mode — абсолютно новая функция, которая появится в Формуле-1 в 2026 году. Она разработана для повышения плотности борьбы и увеличения количества обгонов на трассе.
Этот режим может быть активирован только в том случае, если пилот находится не более чем в одной секунде от машины впереди в специально определённой точке детекции — как правило, в последнем повороте круга.
При активации режим позволяет:
- дополнительно зарядить 0,5 мегаджоуля энергии;
- разблокировать более агрессивный профиль электрической мощности на следующий круг.
Благодаря этому болид способен дольше поддерживать более высокую скорость, что делает Overtake Mode особенно эффективным на трассах с длинными прямыми.
Recharge (Рекуперация энергии)
Рекуперация энергии — это процесс сбора энергии для подзарядки батареи болида. Восстановление энергии может происходить в нескольких режимах:
- при торможении;
- на частичном газу;
- в фазе lift-and-coast (когда пилот заранее убирает ногу с газа);
- в режиме super clipping, при котором ограниченная рекуперация происходит в конце прямой даже при полностью нажатой педали газа.
В большинстве случаев процесс рекуперации энергии будет автоматизирован и управляться через заранее заданные энергетические карты ECU. Пилот получит прямой контроль только над рекуперацией при сбросе газа (lift-off regeneration).
Важно: при сбросе газа активная аэродинамика отключается. В отличие от этого, режим super clipping сохраняет полный газ, что позволяет системе Active Aero продолжать работу.
Active Aero (Активная аэродинамика)
Впервые в истории Формулы-1 болиды будут оснащены полностью активной аэродинамикой. И переднее, и заднее антикрыло смогут динамически изменять своё положение в зависимости от условий на трассе.
- В поворотах крылья будут находиться в закрытом положении, обеспечивая максимальную прижимную силу.
- На прямых они будут переходить в открытый, низколобовой режим для увеличения максимальной скорости.
Задние крылья разрешат открывать на специально обозначенных прямых — причём значительно чаще, чем это происходило в зонах DRS. При этом пилоту не потребуется находиться в пределах одной секунды от соперника для активации системы.
Пилоты будут вручную открывать крылья в каждой зоне активации, а система автоматически закроет их при торможении или сбросе газа.
Дополнительно с 2026 года вводится новая система безопасности — автоматическое отключение Active Aero на дистанции в определённых участках трассы. Это исключит попытки проходить повороты с открытыми крыльями.
Данная мера направлена на предотвращение инцидентов, подобных аварии Джека Дуэна на высокой скорости в первом повороте Сузуки в 2025 году.