Колотилин Алексей Валерьевич
Колотилин А.В. Подписчиков: 10220
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 26.5М

"Отучился – отработай": будет ли в России система принудительного трудоустройства выпускников вузов?

436 дочитываний
136 комментариев
Эта публикация уже заработала 22,65 рублей за дочитывания
В конкурсе публикаций от 04.05.2023 эта публикация заработала 200,00 рублей
Зарабатывать

"Отучился – отработай": будет ли в России система принудительного трудоустройства выпускников вузов?

Фотография с сайта: Подробнее ➤

Бюджетники должны отрабатывать потраченные на них деньги

Парламентарии Республики Татарстан на днях внесли законодательное предложение в Государственную думу России, которое может кардинально изменить жизнь тысяч выпускников российских высших учебных заведений. По мнению законодателей, необходимо внести изменения в статью 55 федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ, которые бы закрепили обязанность студентов бюджетной формы обучения отрабатывать те денежные средства, которые государство заплатило за их обучение.

Иными словами, фактически депутаты предложили вернуть подобие советской системы распределения выпускников вузов, но только в отношении студентов, бесплатно получающих высшее образование. Последним предлагается отработать по распределению не менее трех лет в организациях, в которые их направят учебные заведения после получения дипломов. При отказе от отработки бывшие студенты должны будут возместить все расходы, связанные с обучением в вузе, в том числе выплатой им стипендии.
Предполагается, что при поступлении в высшее учебное заведение на бюджетное отделение с абитуриентом или его законными представителями (если абитуриент является несовершеннолетним) будет заключаться дополнительное соглашение к договору об обучении, в котором будет прописываться данная обязанность.

В условиях рыночной экономики система распределения работать не будет?

В Государственной думе и Совете Федерации инициатива Госсовета Татарстана не встретила однозначного одобрения. В Совете Федерации полагают, что потребности отраслей производства в работниках лучше обеспечить с помощью целевого набора, а не обязательного распределения.

Ряд депутатов Думы считают, что данная инициатива фактически уничтожает право человека на конкурсной основе получить высшее образование бесплатно за счет бюджета, закрепленное в пункте 3 статье 43 Конституции РФ. Фактически у граждан не будет выбора: либо получать образование за счет бюджета с последующей обязательной его отработкой, либо изначально учиться за деньги и не думать о том, что их нужно будет кому-то возместить.

Инициатива по обязательному распределению выпускников российских вузов не нова. Фактически со времени отказа нашей страны от плановой и перехода к рыночной экономике она периодически выдвигается в тех или иных политических и общественных кругах. На законодательном уровне она не проходила, да и сейчас у нее не такие высокие шансы на принятие. Дело не только в соблюдении прав человека, но и в том, что внесение подобных изменений в законодательство об образовании накладывает на государство довольно серьезные дополнительные социальные обязательства. Необходимость обеспечения работой по специальности ежегодно сотен тысяч выпускников-бюджетников – серьезная задача, которую не так просто выполнить в условиях рыночной экономики.
В данной связи целевой набор, который позволяет обеспечить потребности тех отраслей экономики, которые действительно нуждаются в квалифицированных кадрах, выглядит более предпочтительным. Так, молодые образованные кадры требуются организациям военно-промышленного комплекса, медицине, предприятиям металлургического комплекса.

Распределение - гарантированное трудоустройство?

Мнения самих выпускников вузов и их родителей по поводу возможного распределения также разнятся. Примерно половина из них выступает "за" такое распределение, будучи уверенными в том, что это позволит получить гарантированную работу хотя бы на три года. Другая половина придерживается той точки зрения, что принудительное распределение не приведет ни к чему хорошему и лучше дать возможность бюджетникам искать работу самим.


Распределение выпускников высших учебных заведений обязывает молодого специалиста отработать в организации по направлению три года с момента окончания учебы. Данное условие, с одной стороны, трудоустраивает его на длительное время, а, с другой, фактически делает сильно зависимым от работодателя. Не имея возможности уволиться по собственному желанию, они часто вынуждены терпеть все необоснованные требования своего начальника; перерабатывать без оплаты; выполнять обязанности, не относящиеся к их основной трудовой функции.

В то же время, по статистическим данным, порядка 52% выпускников российских вузов не работают по полученной специальности. К примеру, порядка 40% специалистов, получивших педагогическое образование, после окончания высшего учебного заведения занимаются чем угодно, а не преподавательской деятельностью.
Конечно, государство нуждается в образованных кадрах, а молодежи необходима работа. Однако данную проблему необходимо решать комплексно и аккуратно, чтобы должным образом обеспечить интересы всех сторон.

С уважением, кандидат юридических наук Алексей Валерьевич Колотилин

Подписывайтесь на мой дзен-канал, там тоже много интересного:
Подробнее ➤



По теме публикации читайте также:

Три волшебные буквы – ЕГЭ: как выпускники школ будут сдавать единый государственный экзамен в 2023 году?

Подробнее ➤



"Отдохни от учебы": что такое последипломные каникулы и зачем они нужны выпускникам?
Подробнее ➤



Источники:
1. Подробнее ➤

2. Подробнее ➤

3. Подробнее ➤

Нужна ли система обязательного распределения выпускников вузов в России?

Проголосовали: 162

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

136 комментариев
Понравилась публикация?
81 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Колотилин Алексей Валерьевич
Комментарии: 136
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
DELETE

Я был бы совсем не против такой системы!..

04.05.2023, 01:15
Санкт-Петербург

Я - за.

+6 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Благодарю Вас, Денис Борисович!

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

"Государство заплатило за их [студентов] обучение"... Государство ничего не зарабатывает. Оно тратит и распределяет то, что зарабатывают граждане либо продает то, принадлежит народу, в том числе и будущим поколениям - сокровища своих недр. Следовательно, бесплатное образование - это не дар, а возвращение детям того, что заработали их родители. Распределение выпускников вузов плохо работало и в СССР, где практически все предприятия и организации были госбюджетными. Сейчас невозможно организовать "распределение" в коммерческие структуры, да и во многих бюджетных организациях хотели бы побеседовать с кандидатом, а не брать абы кого с профильным высшим образованием. Есть большое рассогласование программ обучения в вузах и современными требованиями к работникам.

+17 / 0
картой
Ответить
07.05.2023, 16:07
Великий Новгород

Ну вообще и другие родители работают, но бесплатное образование их детям не даётся, а даётся другим, чьи родители, возможно, и не платили ничего ( в частности дети-сироты). Так что если какой-то части студентов образование оплачено, то вполне резонно отработать. Больницы и поликлиники будут счастливы ,если им дадут хотя бы молодых докторов.

+8 / -1
Ответить

СветланаПишет 07.05.2023 в 16:07
Больницы и поликлиники будут счастливы ,если им дадут хотя бы молодых докторов.

Нуу дадут поликлиникам и больницам молодых докторов к тому же ещё и без опыта, а МРТ и прочей высокотехнологичного оборудования лекарств больницам и поликлиникам не дадут а сами молодые доктора будут работать в край плохо никак и никому не помогут, чего хорошего-то, а если учесть к тому же работодателей участвующих в гособоронзаказе и с новыми законами и наказаниями для руководителей то наврят ли работодатель будет рисковать своей свободой если работодатель сорвёт поставки по гособоронзаказу из-за плохой работы этих "временщиков", набирая таких " временщиков себе.

0 / -1
Ответить
11.05.2023, 01:08
Великий Новгород

Вы сгущаете краски. У нас вон и оборудование есть, а работать некому на нем. И с чего это молодые специалисты будут работать в край плохо и никому не помогут? У нас интерны когда работают, они внимательнее старых врачей бывают. Очень стараются, они же нарабатывают практику, авторитет.

Если будет работать плохо, значит, ошибся с профессией. И если плохо отработает практику или распределение, репутация будет подмочена - зачем это нужно молодому специалисту?

+1 / 0
Ответить

СветланаПишет 11.05.2023 в 01:08
У нас интерны когда работают, они внимательнее старых врачей бывают. Очень стараются, они же нарабатывают практику, авторитет.

Если будет работать плохо, значит, ошибся с профессией. И если плохо отработает практику или распределение, репутация будет подмочена - зачем это нужно молодому специалисту?

Вы либо сами путаете или либо специально меня путаете, во-первых с 2018 года обязательная интернатура отменена т.е. интернатура добровольная и интерны работающие у вас проходят интернатуру у вас добровольно, во-вторых интерны работающие у вас просто трудятся для того чтобы получить к диплому сертификат врача, а получают сертификат врача в течении года, а как получат сертификат врача то от вас свалят, да и в иных немедицинских ВУЗах есть сродное интернатуре название - практика где студенты так же получают зачёт и кстати практика так же длится год и на основании этой практики они защищают дипломную работу и получают диплом ВУЗа, в-третьих в инициативе говорится о дополнительной плюсом к интернатуре к практике обязательной отработке т.е. после получения диплома и сертификата имея уже диплом и сертификат.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
20.05.2023, 19:25
Великий Новгород

К чему вы мне это написали?

Вы не поняли смысл моего комментария?

Он о том, что будущие врачи и молодые врачи бывают внимательнее тех, кто работает долго.

А вот чтоб не сваливали сразу, и нужна отработка.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

А куда распределять? Мы живем не при СССР! Нет столько вакантных мест на предприятиях! И нет таких масштабных предприятий!

+10 / 0
картой
Ответить

Благодарю Вас, Юлия Владимировна! Да, сейчас просто не найти столько рабочих мест

+4 / 0
Ответить

вот и я о том же, куда пристроить столько наших коллег, вышедших из вуза?

+4 / 0
Ответить
DELETE

Все ваши коллеги после вуза идут работать в ларёк продавцами!

Ит инженер, программист Владимир VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.2М
04.05.2023, 08:20
Санкт-Петербург

Вот туда и распределять.

+1 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Точно посмотришь вся молодежь в Магнитах и так далее

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
04.05.2023, 12:08
Санкт-Петербург

Букатина Юлия ВладимировнаПишет 03.05.2023 в 21:23
столько наших коллег, вышедших из вуза?

Ну кнеш.. надо было выбрать "почищще", "рот закрыл - рабочее место убрал".. Да?

Ххех!©Сухов

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Да, это точно)))

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)

Здравствуйте. Будет так как вы и сказали в СССР, всех подряд тогда не брали только: умных быстрых и сильных, а не богатых. В общем все по справедливости и по уму. Надеюсь все так и будет

+3 / 0
Ответить

При распределении учитывались оценки в Дипломе и характеристика, и в зависимости от этого распределялись места отработки.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
DELETE

А зачем тогда столько выпускников?

Ит инженер, программист Владимир VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.2М
04.05.2023, 08:22
Санкт-Петербург

Каждый год, выпускников ВУЗов больше, чем выпускников школ. Это означает, что среди прочих, поступают в ВУЗ и получают дипломы люди, которые совсем не учились в школе

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Как это нет полно. Постоянно люди на работу требуются. У нас нет врачей, учителей и так далее. А люди не хотят работать стоят на бирже. Обленились.

+6 / -3
Ответить
DELETE

ЕленаПишет 04.05.2023 в 12:28
У нас нет врачей, учителей и так далее.

Вот им и нужно ввести распределение.

раскрыть ветку (0)

ЕленаПишет 04.05.2023 в 12:28
Постоянно люди на работу требуются.

Вот именно, на работу, а не в менеджеры и коучи всякие, с блогерами...

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

ЕленаПишет 04.05.2023 в 12:28
Как это нет полно. Постоянно люди на работу требуются. У нас нет врачей, учителей и так далее. А люди не хотят работать стоят на бирже. Обленились.

ХА, так в том-то и проблема что работодателями подавай учителей врачей и прочих с болшим опытом и с большим стажем уже имеющим а выпускников без опыта и без стажа им и даром не нать. А рисковать репутацией беря без опыта и без стажа работодатели сами не хотят, например возмём врача вчерашнего студента без опыта и без стажа, нуу и чего?! сделает такой специалист какую- нибудь медицинскую манипуляцию занесет какую-нибудь инфекцию и пациент получит осложнения или зубы будет личить так больно до нельзя или что потом все зубы выпадут, нуу всё конечно неумышленно а по неопытности, так на кого побежит жаловаться пациент?! на врача или на главврача?! И согласятся ли пациенты быть "подопытными кроликами" для наработки опыта врачом-выпускником, когда узнают что врач без опыта и без стажа?! пациентам тоже квалифицированного врача подавай. Да и с учителями и прочими та же ситуация.

+1 / 0
Ответить

Неправда мы в свою школу всех берём единственно конечно в декрет уходят некоторые. А врачи не сразу становятся за стол хирурга сперва интерн. Есть врачи которые много лет проработали и делают ошибки. Старые не любят новых технологий по старинке лечат.

+1 / 0
Ответить

ЕленаПишет 10.05.2023 в 17:55
Неправда мы в свою школу всех берём единственно конечно в декрет уходят некоторые. А врачи не сразу становятся за стол хирурга сперва интерн. Есть врачи которые много лет проработали и делают ошибки. Старые не любят новых технологий по старинке лечат.

Вы-то возьмёте но кто вам в школу придёт работать по этому направлению? вот вопрос-то в чём, так чисто теоретически поедположим, скорее всего эту инициативу не примут, если придут в вашу школу такие "временщики" "отработчики" по направлению то они вам (администрации школы) устроят! ужас все 3 года, работать они будут в край плохо или вообще работать не будут, короче говоря отбывать рабочее время, и отношение к детям у таких работничков будет оёй и чему эти работнички будут обучать детишек фиг знает и не факт что хорошему, и ничего вы с такими работниками не сделаете а угрозы что вы их уволите они будут отвечать: "увольняй!" чего они и хотели, вопрос будет зачем вашей школе такие работнички "по-принуждению" по направлению нужны?! может лучше поискать работников желающих в школе работать.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Некоторые выпускники не видят перспектив на бюджете идут в частные клиники.

0
Ответить

ЕленаПишет 10.05.2023 в 17:57
Некоторые выпускники не видят перспектив на бюджете идут в частные клиники.

Нуу так в том-то и оно что эти врачи отработают эти 3 года на бюджете и всё равно через 3 года свалят в частные клиники а потом другого на 3 года возьмут а через 3 года следующего и вот вам госмедицине врачи-временщики. Да и в настоящее время-то врачи работающие в госмедицине всё равно подрабатывают в частных клиниках и кто говорил что врачи-временщики в течении всех 3-х лет так делать не будут.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
11.05.2023, 01:24
Великий Новгород

Может, свалят, а может, и не свалят. И в любом случае за 3 года вылечат немало людей, которых сейчас лечить некому!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
11.05.2023, 01:17
Великий Новгород

Алексей, ну а как же все врачи начинают, по- вашему? Все когда-то были без опыта. Никто не родился опытным врачом)

+2 / 0
Ответить

СветланаПишет 11.05.2023 в 01:17
Алексей, ну а как же все врачи начинают, по- вашему? Все когда-то были без опыта. Никто не родился опытным врачом)

В медицине есть такое понятие как "интернатура" и будучи интерном врач свой опыт и получает, так же как и в любом другом ВУЗе есть такое понятие как "практика" вот на этой практике будущий специалист свой опыт и получает, а на любом производстве есть ещё одно понятие "испытательный срок" вот на этом испытательном сроке уже работник смотрит хочет он дальше тут работать или нет а начальство просматривается оценивает работника.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
20.05.2023, 19:12
Великий Новгород

Так все верно.

Но вы себе противоречите.

Пишете, что зачем брать на работу неопытных, вчерашних выпускников, ведь они могут навредить и т.д.

А теперь пишете, что опыт все же есть- после интернатуры и практики.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (3)
07.05.2023, 16:03
Великий Новгород

Ну вот хотя бы врачей. Их не хватает повсеместно.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

А как будет решаться проблема жилья на новом месте для выпускника?

+2 / 0
Ответить
11.05.2023, 01:26
Великий Новгород

Дадут жильё, Елена Викторовна. У нас врачам благоустроенные квартиры дают в городе, а если кто на село согласен, то круглую сумму.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (5)
04.05.2023, 12:29
Новосибирск

Я согласен, что с бюджетных мест должно быть распределение по местам работы. И государсто немного начнет планировать трудоресурсы

+7 / -3
картой
Ответить

Благодарю Вас, Анатолий!

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Таким образом, в законопроекте предлагается лишить выпускников права на самостоятельное трудоустройство. В случае, если молодой специалист откажется от принудительного трудоустройства, или же уволится, не проработав трех лет, закон обяжет

+9 / 0
картой
Ответить

Скорее всего, целью этого предложения является возможность содрать деньги с тех, кто учился на бюджете. Не более того. А уж поставить выпускников в ситуацию, когда они не могут трудоустроиться, проще простого. Либо брать на работу за 3 копейки.

+8 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Ну так если половина не хочет работать а дома сидят. Приходится принудительно выхода нет. Я считаю кто пошел работать молодец. Должен справку предоставить что трудоустроиться. А кто дома засел того принудительно на работу. Сейчас тунеядцев развелось.

+1 / -7
Ответить
раскрыть ветку (0)

А то на них бюджетные деньги расходуют а они не хотят работать

+4 / -4
Ответить
раскрыть ветку (0)

Ведь после школы если тебе нет 18 органы опеки заставляют чтобы поступил ребенок учится. У моей подруги дочка не смогла поступить спросила можно мы годик посидим дома подучимся. Сказали нельзя пришлось идти в вечернюю школу. Так и здесь отучился отработай.

+2 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Благодарю Вас, Денис Николаевич!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Не надо передёргивать! Речь идёт только о выпускниках-бюджетниках, которых государство обучало бесплатно (доя самих студентов), но несло затраты на их обучение.

Не хочешь "распределяться" - оплати обучение и вперёд, сам трудоустраивайся, если сможешь...

+8 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (6)
Показать комментарии (136)

Стоит ли работать в банке?

Работа в банковской сфере привлекает многих соискателей, но, как и в любой отрасли, здесь есть свои преимущества и недостатки. Рассмотрим их детально. полный соцпакет (отпуск, больничный, пенсионные отчисления).

Меня уволили из Магнита

Сначала думаю: работа не нравится, да и ладно, поработаю как-нибудь, пока не уволят. Сама уходить не буду, зачем отказываться от зарплаты. А потом действительно увольняют и становится стыдно,...

Трудоголизм или что уже не норма

В современном мире сложно понять, где проходит грань между ответственным сотрудником и человеком, у которого навязчивая идея слилась в экстазе с корпоративным чатом. Давайте проведём экспресс-диагностику.