Как мошенники онлайн оформляют кредиты на людей и как от этого защититься. Советы юриста

В настоящее время процедура получения займов и кредитов стала гораздо проще, но вместе с этим она оставила возможности для мошенников. Теперь чтобы получить кредит, не нужно даже посещать офис банка – достаточно подать заявку онлайн и дождаться ее одобрения. В результате этого увеличилось количество преступлений, связанных с мошенничеством в сфере кредитования, а также сумма нанесенного ущерба.
Как ВС РФ рассмотрел дело о подозрительном кредите
Одно из подобных дел недавно рассматривал Верховный суд Российской Федерации. Истец обратилась в суд к ответчику – известному банку – с просьбой признать кредитный договор недействительным, поскольку он заключен путем обмана, а денежные средства в размере полумиллиона были сразу переведены на банковский счет третьих лиц.
Три инстанции сказали, что истец выразила свою волю на получение кредита путем подписания кредитного договора с помощью уникального СМС-кода, который пришел на ее телефон. Она самовольно сообщила его собеседнику и тем самым нарушила конфиденциальность. А банк, в свою очередь, исполнил свою обязанность по предоставлению кредита истцу и переводу денежных средств.
ВС РФ не согласился с позицией нижестоящих судов, указав, что и заключение кредитного договора, и перевод денежных средств осуществлялись в нарушение Закона о защите прав потребителей, поскольку СМС-сообщение с четырехзначным кодом сопровождалось информацией на латинице, а не на русском языке, как полагается в соответствии со ст. 8 Закона о защите прав потребителей. Кроме того, как указал суд, деньги были переведены на другой счет практически одномоментно, а оценку действиям банка, которому следовало быть более осмотрительным, учитывать интересы потребителя, нижестоящие суды не дали.
Кроме того, упрощенный порядок получения кредита противоречит порядку заключения договора потребительского кредита. Суды также не учли, что Истец сразу же обратилась в полицию по данному факту.
ВС РФ направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как себя обезопасить?
Прежде всего, важно помнить, что сотрудники банка звонят клиентам только в двух случаях. Во-первых, чтобы предложить новые услуги. Во-вторых, чтобы подтвердить подозрительную операцию. Они никогда не запрашивают полный номер карты или СМС-код для подтверждения транзакции, а лишь озвучивают параметры операции. Если клиент сообщает, что не совершал перевод, сотрудник банка сразу блокирует доступ клиента к системе дистанционного банковского обслуживания или банковской карте и дает рекомендации по дальнейшим действиям.
Самое главное:
1. Никому не называйте коды из смс-сообщений от банка для подтверждения операций!
2. Не сообщайте никому PIN-код карты, CVV/CVC (три цифры на обратной стороне карты), логин и пароль от личного кабинета в банке.
3. Контролируйте свою кредитную историю. Регулярно запрашивайте отчеты из бюро кредитных историй.
Сотрудники банков никогда не будут запрашивать эту информацию, а также не попросят вас предпринять какие-либо действия для "отмены мошеннических операций" или установить программы удаленного доступа.
Если у вас есть сомнения, звонит это сотрудник банка или мошенник – закончите разговор и самостоятельно перезвоните в банк по официальному номеру для уточнения информации.
Что делать, если вы все-таки попались на уловки злоумышленников?
Срочно свяжитесь с горячей линией банка, чтобы заблокировать карту и доступ к личному кабинету в мобильном или интернет-банке. Если мошенники успели совершить несанкционированные операции, обратитесь в ближайшее отделение банка и подайте заявление об оспаривании транзакции. Если деньги еще не были зачислены на счет получателя, банк вернет вам средства. Обязательно сообщите о случившемся в полицию как можно скорее и проконсультируйтесь с юристом для анализа ситуации и разработки стратегии защиты.
Спасибо за прочтение!

(Изображение от Freepik)
А вам звонили📞 мошенники, представляясь сотрудниками банка?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Я обращался в банки с заявлением о запрете оформления и выдачи займов (кредитов) по доверенности, а также дистанционно. Оформление и выдачу займа (кредита) проводить в офисе банка при моём личном присутствии. Однако, в таком запрете мне было отказано. Удивительно! Я являюсь клиентом банка, пришёл в офис с заявлением. По моему мнению банк обязан выполнять пожелания клиента.
Сергей, спасибо за комментарий!
Они обязаны были это сделать. Сейчас такой запрет можно через госуслуги выставить в БКИ
В ВТБ моё заявление отсканировали, но отказались поставить роспись и печать, что оно принято на моём бумажном экземпляре заявления. Сказали, что это не их документ. Издеваются как хотят!
Странно....
Звонили, и не раз!
Спасибо за комментарий!
А можно ссылку на это постановление ВС РФ?
на незнакомые номера не отвечаю.
Храните деньги в банке, лучше стеклянной.
Спасибо за комментарий)
Уж сколько раз твердили миру...
Тут статистику озвучили. За год к мошенникам утекло сколько-то там триллионов(!!!!!) рублей.
Каааак? Как можно так безалаберно относиться к своим деньгам?
При всей продвинутости мошенников, при всей их обученности и натасканности, у вас всегда есть возможность прервать разговор, если почувствовалось, что что-то не так.
Выпишите себе на видном месте телефоны горячих линий банков, услугами которых вы пользуетесь. И, если есть сомнения, перезванивайте сами. Не бойтесь казаться глупыми, мнительными, отсталыми... Это всё равно лучше, чем дарить каким-то гадам свои кровные.
"Выпишите себе на видном месте телефоны горячих линий банков, услугами которых вы пользуетесь"
Нет ни одного телефонного номера (кремлёвские вертушки не в счёт), на которые не покушались бы мошенники! А это более 100 млн. Номеров!
Размах этой деятельности ошарашивает! Теперь вас могут кинуть при оплате онлайн всего! Лекарств, авиабилетов, услуг. Самый распространённый тип мошенничеств в последнее время - возврат денег жертвам мошенников.
Спасибо за ваше мнение!