Зависть – плохое или хорошее чувство, в чем её опасность?

Доброго времени суток всем, кто сейчас заглянул ко мне в гости! На связи Татьяна!
Давайте сегодня поговорим о зависти.
«Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого; в крайнем выражении зависть доходит до ненависти (злобы) по отношению к удаче другого и жажды его падения. Спиноза определял зависть как «ненависть, поскольку она действует на человека таким образом, что он чувствует неудовольствие при виде чужого счастья, и наоборот – находит удовольствие в чужом несчастье» (Большой психологический словарь).
Как и любое другое чувство, не хорошее и не плохое, оно просто есть. И есть, скорее всего, у каждого из нас.
Это чувство, «возникающее по отношению к тем, кто обладает чем-либо, чем хочет обладать завидующий, но не обладает» (Википедия).
Но почему же мы так стыдимся своего желания обладать вещами, которые нам не принадлежат, и прячем это чувство от посторонних глаз? На взгляд автора, дело здесь не в самом чувстве, а в его социальной оценке и разрушительных последствиях для самого завидующего человека и для того, на кого оно направлено.
Все дело в том, что зависть является более поздним социальным чувством, чем жажда обладания, которая преобладает у ребенка до 3-х лет. Оно зарождается постепенно из чувства обделенности и представления о том, что кому-то любви и счастья достается гораздо больше, чем тот его заслуживает.

Для формирования зависти необходимо желание уничтожить или обесценить объект, и сопровождается оно другим чувством, чувством ненависти (злобы). Оба эти чувства имеют направление, только вектор этих направлений может быть разным. Он может быть как вовне, так и внутрь себя.
Как было сказано выше, зависть – чувство социальное, т.к. оно воспитывается значимыми взрослыми, которые, неосознанно, загоняют ребенка в сложную психологическую ситуацию. С одной стороны, они обесценивают объект зависти, а с другой, унижают того, кто проявляет это чувство. И для того чтобы избавиться от напряжения и сохранить самооценку, ребенок направляет свою ненависть на объект своей зависти. Ненависть может проявляться как в мыслях, так и в действиях, направленных на уничтожение объекта, причиняющего дискомфорт.
Существует мнение, что зависть и ненависть – однокоренные слова, не знаю, насколько это правомерно выглядит с точки зрения русского языка, но с психологической точки зрения толкование связи этих чувств очень симпатичное.
Оно сводится к тому, что зависть – видеть за пределы своих ресурсов, а ненависть – не видеть никаких достоинств и ресурсов в другом, а видеть только его отрицательные качества.
У автора есть другое толкование, которое также с точки зрения словообразования может быть и неправильным, но опять, если брать психологический аспект, то он, как мне кажется, не менее интересный.
Если рассматривать зависть, как однокоренное зависимости, когда завидующий человек зависит не только от своих чувств по отношению к другому, но и от самой жизни другого человека, вернее от его успехов. Когда завидующий, не осознавая того, что «зависая» в этом чувстве, он скорее проживает чужую жизнь, отказываясь от собственных успехов, направляет свою энергию в то русло, от плавания в котором мало толку, да и удовольствия.

https://www.prof-psiholog.ru/personal/articles/zavist/
Так как ненависть, независимо от того однокоренное оно или нет, однозначно разрушительное чувство, где отрицательные эмоции заполняют всю душу и не дают возможности радоваться. И оба эти чувства, независимо от их словообразования, направлены ко всей личности в целом, а не к ресурсам, которыми она обладает. В результате чего, человеческая мотивация приобретает искаженный характер – мотивация достижения направляется не на желаемый объект, а на того, кто им обладает.
Обычно завидуют тем качествам и достижениям, которые применимы к себе, и относятся к той сфере, которая является предпочтимой и желанной, то есть входит в понятие Я-идеальный.
Зачастую признать, что кто-то может быть «идеальнее» тебя самого, совершенно невозможно. Это чувство не всегда осознается и часто разделяется на «черную» и «белую» зависть, что, по мнению автора, недопустимо, т.к. в «какую одежду зависть не надевай, ее суть от этого не изменится».
Зависть всегда сопровождается чувством ненависти, обесценивания и желании уничтожить. И часто подругами зависти являются – месть и ревность, эти чувства говорят о слабых границах личности, когда есть желание восстановить свои границы за счет другого.
В дохристианской культуре греки представляли зависть уродливой, грязной старухой с гнилыми зубами и высунутым наружу раздвоенным языком, с которого капает яд.
Этим ядом зависть отравляет не только объект своей зависти, но и разъедает саму себя. Этим ядом являются аффективные переживания, сопровождающиеся отрицательными эмоциями, которые занимают всю душу, что отнимает продуктивность и рост самого человека, из-за чего он останавливается в своем развитии и, как говорилось выше, зачастую проживает не свою жизнь. К большому сожалению зависть всегда сопровождает свою сестру Победу.
Во многих религиях зависть осуждается или является смертным грехом. В христианстве противопоставляется таким добродетелям, как благодушие, сострадание, благожелательство.
Возможно с этого момента оно как раз и стало «плохим» чувством, которое принято скрывать. Во времена Геродота, каждый знал, почему надо скрывать свой успех, т.к. это могло вызвать гнев и зависть Богов.
По большому счету люди боятся не столько самой зависти, сколько ненависти со стороны завистников и их предполагаемой агрессии в свою сторону.
Часто человек намеренно преуменьшает свои заслуги и достижения, «чтобы не сглазили», плюет через плечо или стучит по дереву, что является оборонительной агрессией на теневую фигуру Дьявола, у которого зависть занимает место отсутствующей любви.

Зависть, как дьявольский огонь сжигает все вокруг, в том числе и самого завистника. Опасность зависти заключается в том, что ее принято прятать, а если не потушить вовремя пожар, то он заполыхает и остановить его будет сложно.
Первым шагом в «тушении пожара» может стать признание, что это чувство есть, обращение за психологической помощью, осознание его и уделение ему внимания, уделение внимания самому себе.
Появление этого чувства должно быть сигналом того, что есть какое-то неудовлетворение собственной жизнью, где выяснение причин будет являться поиском собственных ресурсов и возможностей. И тогда, опираясь на собственные ресурсы, победителем будете вы!
Вы считаете себя завистливым человеком?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Что-то вспомнилось: "Зависть, мой друг, обыкновенная зависть, некоторые называют это - классовая ненависть".
Это точно..
Кстати, даже не задумывалась.
Ведь Вы правы: бывает индивидуальная зависть, когда один человек завидует, а бывает, получается, массовая, как Вы сказали - классовая
Да, бывают разновидности зависти, например, бытовая, когда один человек завидует в чём-то другому, но если есть чему, ибо если друзья-знакомые близкого матер. уровня и социального положения, то предмета для зависти нет. Классовая безусловно есть, у политиков, творческих и прочих личностей с большими амбициями, когда есть кому завидовать, тоже, о чем частенько и пишут, и рассказывают.
Я никогда никому, и ничему не завидую.
Умничка!!

ой! как я вам завидую))))) все мы в той или иной степени завидуем))
Зависть порождает отрицание себя: человек считает себя выше других, при этом сам себя не любит.
Главная опасность зависти – мы переключаем внимание на чужую жизнь, забывая о своей. Свою энергию отдаем другим людям.
Ранее психолог назвал привычки, мешающие разбогатеть. По мнению эксперта, людям мешает добиться финансового благополучия неудовлетворенность жизнью, сравнение себя с другими и прочие негативные привычки.
Чувство зависти, думаю, каждый человек время от времени испытывает. Другое дело -- осознать её наличие и бороться или не бороться со своей завистью.
Переход зависти в ненависть может породить маньяков и серийных убийц.
Интересный ход мысли. Почему Вы так думаете?
Я предполагаю, что так может быть. У любых маньяков была либо одержимость,либо ненависть к определённой категории людей.
Спасибо, теперь поняла о чем Вы)
Согласна с Вами