Выигран суд - суд решил взыскать с ООО "Директ А" 100 672,5 руб. за Сертификат помощи на дороге
Сертификат от ООО "Директ А" был оформлен моим клиентом при покупке автомобиля в автосалоне за счет автокредита. Данный сертификат предусматривал право пользоваться рядом услуг, стоимостью 80000 руб. Указанная сумма была включена в тело кредита.
Так как стоимость сертификата для клиента является существенной, и на эту сумму увеличился размер кредита, он решил отказаться от него, обратившись ко мне.
Изучив документы, мной было выявлено следующее:
Между ООО "Директ А" и клиентом заключен договор оказания услуг, в результате чего выдан сертификат, подтверждающий право требовать от компании ряда услуг. В договоре имеется «интересное» ценообразование, состоящее из стоимости права пользования услугами – 70600 руб.; стоимости абонентской платы за право требовать услуги – 300 руб. в месяц; размера вознаграждения посредника 1600 руб.

Вместе с договором клиенту выдали сам сертификат, в котором указан перечень услуг.

Вышеуказанный договор на первый взгляд имеет признаки абонентского и опционного договора, по которому обязанность оказать услуги определена моментом востребования. Однако такая форма договора не ограничивает право потребителя отказаться от него и потребовать возврата денежных средств за минусом понесенных исполнителем расходов.
Так как никакими услугами клиент не пользовался, расходы исполнитель нести не мог. Плата за право пользоваться услугами (выдачу сертификата), вознаграждение посредника – это ложные условия, направленные на создание видимости несения расходов. Фактически, никакие расходы, непосредственно связанные с оказанием услуг, исполнитель подтвердить не может, так как услуги не оказывались.
Мной была составлена досудебная претензия, по которой ООО "Директ А" вернуло только 7520 руб., обосновав это тем, что исполнителем понесены расходы на 72480 руб.
Само собой такая реакция не устроила ни меня, ни моего клиента и мы решили обращаться в суд.
Суд, ожидаемо, вынес решение в пользу моего клиента. В своем решении суд указал: «Ответчик считает, что право пользоваться услугами по сертификату стоит 70600 рублей, а сами услуги стоят 7800 рублей. Изложенная позиция свидетельствует о недобросовестности ответчика и осуществления деятельности в обход Закона «О защите прав потребителей»».
И это верно, именно в обход закона, а конкретно в обход ст. 32 Закона «О защите прав потребителей», дающая потребителю право в любое время отказаться от договора оказания услуг, возместив исполнителю фактически понесенные расходы.
Однако многие подобные исполнители злоупотребляют своими правами и вносят в условия договоров такие условия, которые фактически дают полномочия удерживать у потребителя большую часть стоимости услуг в счет якобы понесенных расходов.
Такие условия в суде можно «разоблачить» при грамотно подготовленной позиции.
Также суд указал: «доказательств использования истцом услуг по сертификату и несения ответчиком, в связи с этим, расходов не имеется», а значит ООО "Директ А" обязано вернуть всю уплаченную за сертификат сумму.
Суд удовлетворил наши требования частично:
взыскал с ООО "Директ А" оставшуюся стоимость сертификата 72480 руб., компенсацию морального вреда 3000 руб., расходы на юридические услуги и штраф 15000 рублей.

В данный момент ответчик не согласился с указанным решением суда и пытается его обжаловать. Однако шансы на изменения решения практически равны нулю.
Хотите отказаться от дополнительных услуг, которые приобрели при автокредите?
Свяжитесь со мной в WhatsApp: https://wa.me/79284664077
Я в ВКонтакте: https://vk.com/jur1sconsult
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
А где неустойка сопоставимая с ценой сертификата? почему штраф жалкие 15 тыс. руб, а не 70 тыс?
Потому что: наш суд, самый гуманный суд в мире...
Не поэтому, а неустойка не была заявлена, а на штраф нужно писать апелляцию.
О какой неустойке идёт речь? По ст. 28 ЗПП? За нарушение срока удовлетворения требования потребителя? Она не взыскивается в таком случае, так как услуги не были оказаны, следовательно о сроках или качестве услуг речь не идет. Истец просто отказывается от договора, пользуясь правом, предусмотренном ст. 32 ЗПП.
Нарушений со стороны компании никаких не было. В таком случае неустойку не обязаны выплачивать.
ВС пояснял это в обзоре судебной практики от 19.10.2022 г.
По поводу штрафа - откуда цифра 70? Штраф должен быть 50% от взыскиваемой суммы. Суд штраф снизил, да, неправомерно. Обжаловать конечно стоит, то сам истец не захотел тратить на это время, согласился с размером.
Почитайте ст. 31 ЗоЗПП это не очень сложно и тогда будет понятно какая неустойка и сколько денег потерял клиент, если точнее то примерно 70 тыс. только на неустойке, соответственно сумма иска должна быть 140 тыс., а штраф составлять 70 тыс.
Изучите внимательней ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, утв. Президиумом ВС РФ от 19.10.2022 г., а именно п. 10: "Закон о защите прав потребителей не предусматривает возможность взыскания неустойки за несвоевременный возврат исполнителем денежных средств при отказе потребителя от услуги надлежащего качества".
Это не сложно. И тогда вы поймете, сколько времени потерял бы клиент, если бы заявил эту неустойку в суде и если бы суд её удовлетворил. Такие компании следят за актуальной практикой и обжаловали бы решение в части неустойки.
Цитирую Определение ВС: Положения указанного пункта статьи 28 Закона о защите прав потребителей в системной взаимосвязи со статьей 31 этого же закона применяются к случаям нарушения срока удовлетворения требований потребителя о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, обусловленным нарушением исполнителем сроков выполнения работ (услуг) либо наличием недостатков выполненной работы (оказанной услуги).
Поскольку таких нарушений со стороны турагента и туроператора
судами установлено не было, в данном деле отсутствовали правовые основания для взыскания с туроператора неустойки, предусмотренной пунктом 5 статьи 28 Закона о защите прав потребителей.
Неправомерное взыскание указанной неустойки повлекло за собой
ошибку в исчислении размера штрафа.
Определение Судебной коллегии Верховного Суда от 2 августа 2022 г.
№ 36-КГ22-2-К2
Нужно ЗАКОН читать и такой практики, по крайней мере у меня много, Ваш клиент потерял по вашей вине не меньше 100 000 рублей, даже с учетом применения судом ст. 333 ГК РФ - Требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
2. Требования потребителя о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы (оказании услуги) подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а в случае, если этот срок не установлен, в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был ненадлежаще исполнен.
3. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.
Вы видели что я вам выше написал? Изучите ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, утв. Президиумом ВС РФ от 19.10.2022 г.
Описываемая вами практика - ошибка судов, которая легко исправляется вышестоящими судами при обжаловании. Об этом свидетельствует приведенный мной выше Обзор!
Также есть множество практик, где указанная вами неустойка легко обжалуется. Изучите.
"а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования."
Читайте внимательней.
,,.......... И возмещение убытков,...... Сложно не понять, что тут предусмотрено возврат уплаченных денег и убытки.
Коллега, я был бы рад, если бы ваша практика по взысканию неустойки реально несла бы пользу. Более того, такой же практикой пользовался и я пару лет назад, пока вышестоящие суды не стали отменять такие решения и пока не вышел Обзор Верховного суда.
Нет смысла с вами спорить, все уже сказано Верховным Судом четко и недвусмысленно - оснований для взыскания неустойки в данном случае нет.
Если изучите, вам станет понятно.
Рад, что решения по вашим делам о взыскании неустойки никто не обжаловал. У меня попадаются более опытные ответчики и судьи, поэтому заявлять требования о неустойки считаю бессмысленным и вредным для клиента.
Спасибо за информацию!