Муран Владимир
Муран Владимир Подписчиков: 2233
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 16.7М

Богатое сытое прошлое: Как мы жили в СССР? (из цикла «Прекрасное далёко»)

525 дочитываний
186 комментариев
Эта публикация уже заработала 25,90 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Я родился и рос в интеллигентной семье! Мама работала инженером в гидрометслужбе, а папа преподавал иностранные языки в школе.

Живи мы в загнивающем Западе в Германии или США, моя семья была бы зажиточным классом. Но жили мы в СССР!

Родители мои по распределению после университета в Казани укатили на дальний Восток. Там в Хабаровске и родились у них два сына - мой брат Павел и я.

Я, Мама и Паша

Говорят в СССР всё было хорошо: цены на продукты не росли, а даже снижались, только вот одна беда, этих та продуктов и не было. По себе знаю!

Мой завтрак

Мои родители побыстрее перебрались с Крайнего севера в благодатный край на Тихий Дон в славный город Ростов.

Здесь у нас цветущий сад: яблоки, сливы, вишня, черешня, абрикос! Всё это растёт на улице. Бери бесплатно. Это и спасло мой детский организ от рахита, который развивался в далёкой Сибири.

Там все этого изобилия не было и даже яблоки мои родители не могли покупать, потому, что зарплата была у мамы - 102 рубля, а у папа 120! А за эти деньги надо было и еду купить, и в школу собрать детей, да, и вещи в дом. Помню как мы первый телевизор "Аврора"

покупали, в 1967 году (до сих пор его берегу)

Как долго на него "копили"!

Мясо если и ели, то только по праздникам, потому и росли мы с братом худыми и шклявыми

Брат Павел и я

А когда в 1974 году я поступил в РУИ (музыкальное училище), там учились детки "блатных" и партийных работников.

И уже в то время среди "богемы" шли разговоры о том, что вот мол на "Западе" это - Да! И Битлз, и Роллинг стоуз", и джинсы, и жвачка!... А у нас? Ничего нет!

Да, кто жил в то время помнит, что хотя цены на продукты и снижались, но их не было! За колбасой люди ездили в Москву или в соседнюю Украину. Мясо на базаре продавали втридорога. По четвергам объявляли "Рыбный день"! А мне на проезд и на обед родители давали денег: 30 копеек на дорогу и 30 копеек на обед (стакан кефира и коржик), так я и жил, пока не пошёл сам зарабатывать.

Я с братом

Но что мне больше всего запомнилось из нашего "богатого - сытого прошлого"?

Как то на уроке истории в музыкальном училище, наш преподаватель обращаясь к нам сказал: "Вот Вы тут все возмущаетесь, что плохо живёте! Мол в магазинах продуктов нет, а сами откройте свои холодильники и посмотрите, что в них?"

Это он намекал на то, что все всё доставали "по блату"! И все утвердительно закивали, говоря: "Точно!"...

А я встал и сказал:

"Ну, придите и загляните в Мой холодильник! Что Вы там найдёте? Два яйца, вилок капусты, морковку и гречневую кашу!"

И это в семье высококвалифицированных специалистов окончивших университет и пединститут, горбатившихся с 8 до 17 шесть дней в неделю в Великой стране СССР!

Теперь я такой:

186 комментариев
Понравилась публикация?
39 / -35
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 186
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
13.12.2023, 18:15
Санкт-Петербург

Не сочиняй! До перестройки всë было !

Фантазëр. Или статья заказная! И продукты были без гмо и ещё без красителей ешек, и пальмого масла . Раковых центров почти не было, потому что все продукты были натуральными А сейчас колбасу в колбасе не найдëшь.

+30 / -7
картой
Ответить

Медицина была слабой из- за пристижа учиться в медицинских ВУЗАх,не по призванию,а по "блату".

+4 / -15
Ответить

Людмила НиколаевнаПишет 13.12.2023 в 18:36
Медицина была слабой из- за пристижа учиться в медицинских ВУЗАх,не по призванию,а по "блату".

А сейчас медицины можно сказать совсем нет, кроме как в больших городах и региональных центрах. В районных больницах кроме терапевтов старых с маразмом, но хоть что-то знающих, и молодых вообще ничего не знающих, других специалистов практически нет. К узкопрофильным специалистам при крайней необходимости отправляют в больницы региональных центров, но чтобы туда попасть на лечение, надо пройти все круги ада, либо обращаться к специалистам платных клиник, что далеко не каждому по карману, особенно пенсионерам. Если раньше в медвузах учились по блату дети практиковавших в то время врачей, далеко не самых глупых, то сейчас поступают, учатся и сессии сдают за деньги далеко не самые умные...

+17 / -2
Ответить

Согласна.Отголоски советского правления более 70 лет.Боялись,молчали,терпели.

0 / -5
Ответить

А советское правление тут каким боком ?

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
14.12.2023, 22:03
Калининград

Хотели сказать, что отголоски царского прижима, чтобы вас не расстраивать

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
14.12.2023, 01:36
Владивосток

Медицина была супер и бесплатная

+8 / -1
Ответить
14.12.2023, 22:03
Калининград

Ну, началось!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
14.12.2023, 11:10
Набережные Челны

Ну да! Это сейчас за ваши деньги у вас найдут любую болезнь! Даже если этой болезни у вас нет...

+4 / 0
Ответить

И хрен найдут ту, которая есть...

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

А сейчас за что, за великие деньги???!!! Нет денег и призвание не поможет!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

По тем временам медицина у нас была хорошей. Это сейчас, без УЗИ и МРТ вам ни один врач "по призванию" диагноза не поставит. А раньше обходились без всего этого и людей лечили...

+4 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (5)
13.12.2023, 19:25
Калининград

Тебе это кто рассказал?А знаешь, что такое 'комбижир", колбаса "ливерно- растительная" по 40 коп/кг, поздние консервы "завтрак туриста" из перловки с рыбными костями, колбаса вареная с пустотами зелёного цвета, молоко 0.5 л 28 коп за бутылку, а бутылку-тару сдавали потом за 15 коп, маргарин "Солнечный" , с которого нужно было соскребать зелёную плесень, "кофейный" напиток "Юность" из цикория и желудей, масло"сливочно -бутербродное" с неизвестным содержанием молочного жира?

+8 / -23
Ответить

Верно Юрий! Где все эти комментаторы работали? Наверное на базах и в магазинах! Самая модная тогда профессия была "рубщик мяса" Людям доставались кости и обрези!

+8 / -12
Ответить

Вы правы,мяса в магазинах не было.Кушали мы мясо очень редко.Росли худыми и с незким гемоглобином крови. Так жили все дети , с родитеями на одну зарплату.

+5 / -6
Ответить
раскрыть ветку (0)
14.12.2023, 21:44
Калининград

В Москву и в Литву ездили за хотя бы чем-нибудь мясным.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
14.12.2023, 01:34
Владивосток

Ты похоже не жил в СССР

+7 / -2
Ответить

Он жил на юге России)))

+3 / 0
Ответить

На юге России , в принципе не могло быть рахита-там солнца много...

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Таки был рахит

Кормили столицу в основном. В столице точно рахита не было)))

Может ещё кого подкармливали...

+3 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Рахит и низкий гемоглобин два разных заболевания,по- моему.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Конечно разные заболевания.

В одном случае - недостаток витамина "Д", во втором - железа.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
15.12.2023, 12:09
Калининград

Смотрю, здесь одни Ванги собрались, вроде как Иван Грозный говорил "Опричнина далеко, но я вас, бл...й, насквозь вижу" что доказывает наш приоритет не только в открытии Х-rays, но и телевидения.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
15.12.2023, 12:11
Калининград

Ну да, вместо завтрака грелись на солнышке или брились.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (6)
14.12.2023, 22:17
Калининград

Жил, но это, наверное, был какой-то другой СССР, не тот, что тебе снился.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
14.12.2023, 11:08
Набережные Челны

Кстати! Консерва "Завтрак туриста" была очень вкусная.Так что не надо мне тут!

+6 / -2
Ответить
14.12.2023, 21:48
Калининград

Это вначале эта "консерва" была вкусная, а потом - перловка с каким-то то ли хеком, то ли путассу."Не надо мне тут".Как сказал бы нарушитель конвенции :"А ты кто такой!" Хотя по одной этой фразе видно кто.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Да ,да все эти " продукты" вспомнила из детства.Еще чай фруктовый, сухой пласт,который мы грызли. Какое же это нищее детство,для тех кто жил на одну зарплату. У моей одноклассницы всегда стояли на столе шоколадные конфеты и сгущённое молоко ,тетка работала мастером цеха на кондитерской фабрике.

+3 / -1
Ответить
14.12.2023, 22:34
Калининград

А мы грызли "макуху" - такие круглые блины были, остававшиеся после отжима подсолнечного масла.Уж потом появился концентрат кофе с молоком, почти что растворимые сухие кубики из чего-то пахнущего кофе с сахаром и сухим молоком.Что касается "вкусной консервы" - в армии ( два года после ВУЗа) я иногда подкармливал у себя дома моих подчинённых солдат.Так один из них тоже не мог нахвалиться этим "вкусным цикорием", когда я заваривал из серой пачки эту труху , кофейный напиток "Юность", нещадно засыпая в это варево сахар.Там где я служил, курсанты-будущие офицеры- вертолётчики, знали кофе только с молоком, из консервных банок.Когда я им сварил черный, отказались пить, поскольку никогда ничего подобного не то, что не пили, а даже не знали о существовании чего-то подобного.1971-1973 гг,Саратовская область.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Это где же Вас кормили такой дрянью ? В бытность Союза со сливочного масла, маргарина и даже сыра, по правилам торговли, счищали крайнюю корку(пожелтевшую массу). Прямо за прилавком продавец, прежде чем отрезать кусок масла или сыра, счищала "корку" и клала чистый кусок на весы. Это сейчас покупаешь масло на развес-а там жёлтый слой в сантиметр состарившегося масла...Ни кто, ни каких правил не соблюдает. А завтрак туриста была очень даже вкусная консерва. Мы её в походы брали. Молоко было дешёвым. Бадяжили ? Конечно-не без этого. И сметану бадяжили. Но дефицита не было...А чем Вам не угодил цикорий? Это очень полезный напиток. Да, кофе растворимый просто так на прилавках не стоял. Но любители кофе находили выход : мои родители покупали кофе в поездном вагоне-ресторане . И чёрную икру-тоже..А вот красную мне случилось попробовать только тогда, когда я приехала на севера...

+4 / -5
Ответить
14.12.2023, 21:58
Калининград

Ну-у, если считать растворимый кофе чем-то из разряда деликатесов, тогда понятны гастрономические предпочтения."Конечно, молоко бАдяжили, сметану бАдяжили, но дефицита не было!" Вот с этого бы и начинал, а то. "качественные продукты". Помните клич из пивного ларька:"Пиво сегодня не разбавляла, буду недоливать!" "Отпуск пива только в свою тару, кружек нет."Порассказывай про качество. И сейчас дефицита нет, коров, правда, мало.А молока - залейся.Вкусное!Сначала пишет, что всего было достаточно и тут же вспоминает как кофе, да ещё этот растворимый, только и можно было "достать", что в вагоне-ресторане.

+5 / -1
Ответить

Коров мало - молока залейся

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Во первых-даже если и бОдяжили, то всё равно качество было на порядок лучше того пойла, которое сейчас называют молоком и которое Вы с удовольствием поглощаете..Со сметаной такая же песня. КОФЕ ..1-растворимый-не такой уж и необходимый продукт. 2-дефицитом был только потому, что это была новинка и удобство , а в зёрнах дефицита не было. При чём качество было отменным-не то, что сейчас. Так что Ваш скепсис неуместен..

+1 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
16.12.2023, 10:08
Санкт-Петербург

Ливерная была из потрохов, молоко стоило 15 копеек за бутылку, маргарин состоял из свинного жира и сливочного масла, а за зеленую плесень директора магазина могли посадить или даже подвести под расстрел. Так сто не надо врать.

+4 / 0
Ответить
16.12.2023, 15:16
Калининград

Вы с ума сошли или крепко поддали прежде чем такую чушь нести?Маргарин из свиного жира и сливочного масла?!Под расстрел за зелень на продуктах?!Молоко 15 коп за бутылку?!А барабашка к вам не приходил по ночам или что там вам бабулька ещё сообщала?

0 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)

Напомнили да, маргарин был всегда с зелёной плесенью.НИЩЕТА советского времени.на одну зарплату.

0 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (6)

До перестройки я как сыр в масле катался! Как музыкант зарабатывал по 700 рублей в месяц (я об этом писал) но это уже после с 1982 по 1991 года.

0
Ответить

Муран ВладимирПишет 13.12.2023 в 21:53
Как музыкант зарабатывал по 700 рублей в месяц

С парнаса?

0
Ответить

Конечно!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
14.12.2023, 22:07
Калининград

Музыкант где?"Граждане, купите папиросы" и "Ах, Одесса" по заявке наших гостей из солнечного Краснодара?

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Я часто читаю и слышу от людей, которые жили в России, что был дефицит продуктов...На Украине дефицита не было, в Грузии не было, в Прибалтике,в Белоруссии-тоже не было. Это те республики, в которых я побывала в бытность Союза. А в России, по всей вероятности, чего то не хватало...

0
Ответить
14.12.2023, 22:12
Калининград

Вы правы, именно в этих республиках было относительно хорошо с нормальной едой, а вот в нашей Янтарной столице, после приезда туда в октябре 1973 г, я впервые смог купить мясо только в следующем мае, поехав на экскурсию в Киев, где живший там одноклассник сводил меня на экскурсию в мясной магазин.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

МихаилПишет 13.12.2023 в 18:15
потому что все продукты были натуральными А сейчас колбасу в колбасе не найдëшь.

Не сочиняй!

0 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Не люблю обсуждать СССР, потому что, чаще всего, однобокий подход. СССР - это очень разные этапы развития за более 70 лет. Как можно сравнивать 57 год и 83, например? Все было по разному, и в каждом регионе тоже было по разному. Я жила в столице Калмыкии, всегда бедном регионе, в 80-е годы. В магазинах, в основном, пустота. Блат, слово всем знакомое, можно было и одежду европейскую купить, не знаю, как она к нам попадала. Продукты - очень ограниченный выбор. Рядом - Ставропольский край. Ездили туда за продуктами, там с этим было гораздо лучше, обувь покупала очень неплохую Черкесской обувной фабрики, трикотаж Пятигорской фабрики, даже шоколадная фабрика была в Пятигорске, все почило в бозе в настоящее время. В республиках жили тоже по разному. Бывала в советских Украине, Белоруссии, прибалтийских республиках. В Прибалтике поразило наличие товаров в магазинах, о которых мы могли только мечтать. Привозила оттуда одежду для все семьи, очень многое брали на местных "толкучках". В Белоруссии - дешевые цены и обилие качественной обуви, чего у нас не было совсем! На Украине была чаще всего, там тоже все было по разному, и беднейшие села видела с хатками деревянными или мазанками, и роскошь Одессы, где купить можно было все, и трущобы той же Одессы. Как можно однозначно это оценить? В Москву ездили за одеждой, тоже был выбор. А гастрономы московские просто поражали, в то время, когда у нас, кроме хлебо-булочных и колбасы не всегда хорошего качества и купить было нечего. Что можно сказать о всей стране в советский период однозначно? Я, думаю, что ничего. У каждого был свой опыт и своя история. Но одевались, как ни странно, вроде и неплохо. Много шили в ателье, я даже пальто себе шила в ателье по картинке из журнала мод. И одевалась очень даже неплохо, сама шила и перешивала, опять же пользуясь журналами мод. А вот в дикие 90, когда у меня родился первый ребенок, даже пеленки купить нельзя было. Опять шила, что считаю и неплохо, а также передавалась одежда и прочие детские атрибуты из семьи в семью

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Подскажу вам где колбасные изделия продаются: в супермаркетах. Не благодарите.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Михаил Все верно тезка.Лапшу на уши нам вешает и думает,что люди в это время не жили.Пускай еще про бензин и квартплату расскажет ск.они стоили.Умник заказной.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (8)

Что толку, что сейчас магазины ломятся от товаров? Есть невозможно, химия, пальмоядровое масло, ароматизаторы и красители. Повезет, если найдешь что-то натуральное.

+30 / -3
картой
Ответить

ТОЧНО!..ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСНА...

+5 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

В советское время мяса не было в магазинах, а колбаса с добавлением туалетной бумаги. В продаже туалетной бумаги не было по назначению.Почему? Лесов не было?

+5 / -21
Ответить

Какая гоупость, что значит колбаса с туалетной бумагой? Все продукты шли по ГОСТу. Колбаса была из мяса и очень вкусная. А запах от полукопченой был на весь магазин. Мы с девченками бегали в магазин колбасу понюхать.

Так, что не надо зря наговаривать. А ещё часто вспоминаю, что под кроватью стояло несколько трехлитровых банок с черной икрой, которую ели просто ложками. Вот так то жили в советское время. Детство мое пршло в Казахстане.

Жили мы просто замечательно. Родители обычные люди. Просто выбирали места, где было московское обеспечение. Я не помню, чтобы мы чего-то не доедали. Лично у нас было всё.

+23 / -3
Ответить

Вам повезло!

0 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)

Враньё, черная икра под кроватью испортится за день.

+1 / -5
Ответить
раскрыть ветку (0)

А мы жили в Узбекистане, в городе газовиков (каждый 4 работал в системе "Нефтяной и Газовой промышленности") практически все работали вахтовым методом по Узбекистану, Туркмении, Казахстану, у меня бабушка работала- зубным врачем, отец- бульдозеристом в этой системе, излишеств ни каких не было, газпром выдавал раз в месяц своим работникам сух.пайки в них входили-колбаса докторская , сгущеное молоко, сливки консервированые, мясо. И если бы Союз не развалился, ни кто бы ни куда не уехал. Жили все соседи дружно- узбеки, немцы, татары, русские и т.д. двери ни когда не закрывали!

+8 / -2
Ответить

За работу с такими " пайками" держались все.А "зубные врачи", как и врачи гинекологи были, в советское время, в почете и все они жили очень хорошо.Догадайтесь почему?

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Шампунь, сегодня, пахнет медом- это не значит, что добавлен натуральный мед.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
16.12.2023, 09:47
Санкт-Петербург

Туалетная бумага была розового цвета в цвет докторской колбасы. вот и придумали что добавляют в колбасу.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (5)

А откуда тогда брали туалетную бумагу в колбасу?

Её просто тогда не изготавливали! А вы просто несёте бред, выдуманный придурком, ничего не знавшим о процессах изготовления колбасы. Не надо повторять чужие глупости!

+19 / -2
Ответить

Вы просто не видели,как " придурки" стояли часами в очередях за туалетной бумагой,а затем шли домой ,неся гордо рулон из нескольких штук этой серой бумаги. Вот точно были " придурками" советские люди.Нас сделали такими....

+1 / -5
Ответить
16.12.2023, 09:52
Санкт-Петербург

Это придурки, поднявшие страну из руин и сделавшие мировой державой, это придурки первыми запустившими человека в космос.

+1 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Где и как прожили эти люди? Королев,Сахаров,Гагарин,Плисецкая.........

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)

Ага и вся мебель из стружек!

0 / -1
Ответить
14.12.2023, 01:32
Владивосток

А сейчас из чего?

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Шкаф купленный в 70-е годы,до сих пор стоит,как новенький.А шкафы,лет 10 и то не все стоят,особенно шкаф-купе.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Глупо,очень глупо такое писать.Вы ещё скажите,что макулатуру то собирали для колбасы,а металлолом собирали для изготовления новых машин,а хлеб с помоек снова поступал на хлебозавод и его перепекали и поставляли на прилавки и т.д.

+3 / -1
Ответить

За макулатуру мы получали книжки которых тоже тогда не было в продаже! А металлолома не было не то что сейчас! Что касается хлеба, то из оставшего не продавшегося в магазине делали сухари и корм для скота! Небось забыли?

+2 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Может это и был единичный случай но был. Вы утрируете о запахе советских колбас,тем самым утверждаете о лучшем качестве. В шампуне нет добавок меда,а он пахнет. Просто, скажите ,было обострённое у человека обоняние из-за желания покушать.Чувство голода вам и запомнилось ,а не вкус колбасы.

+1 / 0
Ответить
16.12.2023, 09:54
Санкт-Петербург

Мне 70 лет и я не видел в то время голодающих в отличии от сегодняшнего дня.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Ну про чувство голода вы загнули. У нас была большая семья, еда была всегда, не было особых изысков, но рыба дешёвая и отличного качества самая разнообразная, была всегда. У нас на Маныче была рыболовецкая бригада, там такие сазаны жирнющие были! И многие сами рыбачили, отец был рыбаком, и в магазине то, что сейчас стоит очень дорого - мойва, килька, тюлька стоила от 7 копеек, котам её покупали. И красную рыбу и чёрную икру , о красной икре я тогда и не знала, можно было купить, возили из Астрахани контрабанду. Сейчас любая рыба - роскошь. Тушенка была самым рядовым блюдом, макароны по флотски знали все. И тушенка была хорошая, сейчас купишь, разогреешь, а там кроме жижы ничего и нет. Что-то было дефицитом, где-то давали по талонам, но голода я не знала! Картошку в мундирах с маслом растительным, с селедкой вкуснейшей, сейчас такой нет или салом ели, и были счастливы! Сейчас так и не едят, сейчас надо что-то изысканное инородное. Молодежь готовит мало, чаще покупают.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (2)

Людмила НиколаевнаПишет 13.12.2023 в 18:32
В советское время мяса не было в магазинах

В советское время много чего не было в магазинах.

Людмила НиколаевнаПишет 13.12.2023 в 18:32
В продаже туалетной бумаги не было по назначению.Почему? Лесов не было?

Леса были. Лесное хозяйство в отличие от дня сегодняшнего всё же работало, а вот с промышленностью и логистикой дела были не очень. С книгами ведь тоже проблема была,но с газетами и журналами всё было очень хорошо.

+2 / 0
Ответить

С хорошими книгами были проблемы. А с "малой землей" и "целиной", а также материалами съездов проблем не было.

+2 / 0
Ответить

Татьяна АлександровнаПишет 15.12.2023 в 09:51
А с "малой землей" и "целиной", а также материалами съездов проблем не было.

Это-да!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Ну тогда пропаганда была печатная, а сейчас телевизионная. Только в этом и разница. Зато грязи и извращений сейчас столько, что Содом и Гоморра везде, в т.ч. и с экранов ТВ.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)

Людмила НиколаевнаПишет 13.12.2023 в 18:32
а колбаса с добавлением туалетной бумаги.

Ну не туалетной бумаги,а целлюлозы наверное?

+1 / 0
Ответить

ГригорийПишет 14.12.2023 в 18:56
а целлюлозы наверное?

Если совсем уж конкретно, то специфический вкус появился из-за картонной тары, в которой поставлялась импортная говядина: использовали вместе с упаковкой. Делов-то.

+1 / 0
Ответить
16.12.2023, 10:02
Санкт-Петербург

В то время импорной говядины не было.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Да, была и в то время колбаса плохого качества, наши студенты работали на практике, видели и крыс, перемолотых вместе с мясом, и грязь. Всякое было, но все же, продукты были натуральные. Если мы ели сливочное масло или молоко пили, то знали, что это из молока. А сейчас - на упаковке написано одно, а в составе совсем другое. Страна с такими огромными территориями, годных для развития сельского хозяйства, покупает за границей, или суррогатами кормит народ. Вот даже после Прямой линии президент сказал, что спрос на яйца увеличился (?), будем покупать за границей

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (6)

А натуральное стоит баснословных денег!!! А зарплаты у 80% жителей страны позволяют покупать натуральное???!!!!

+2 / 0
Ответить

ЕвгенияПишет 14.12.2023 в 11:03
А натуральное стоит баснословных денег!!!

Не таких уж и баснословных.

ЕвгенияПишет 14.12.2023 в 11:03
А зарплаты у 80% жителей страны позволяют покупать натуральное???!!!!

Не 80 % . Пенсионеры, а их у нас треть населения -да ,им сложно выделить тысячу рублей на колбасу или сыр, а работающие люди могут себе это позволить. В СССР колбасу тоже не каждый день ели.

+1 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Татьяна АлександровнаПишет 13.12.2023 в 17:49
Есть невозможно, химия, пальмоядровое масло, ароматизаторы и красители.

Так Вы не ешьте ароматизаторы и красители. Натурального полно. В СССР такое изобилие даже не снилось.

+3 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)

Спасибо,как правдиво и убедительно рассказали о советской жизни. Так жили все семьи только на одну зарплату. У кого была возможность украсть или подработать,жили иначе. У таких людей были магазины, с черным входом , где было все,но не для каждого.

+4 / -15
картой
Ответить

Верно говорите! Вот эту мысль я и озвучил, рассказав о нашем преподаватели истории!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Как вы можете так лгать!

Меня воспитала мама одна. Дала высшее образование. Одежда была из натуральных тканей, рыбы было навалом, в магазинах горы колбас, мяса, сгущёнки... Да, конфеты и мандарины ели по праздникам, не было бананов, но были яблоки. Не было людской ненависти. Сейчас живут так, что каждый сам по себе. Наплевать на каждого.

Я отдыхала в пионерлагерях каждое лето. Смена была 24 дня. Сейчас всё платное.

Сейчас хорошо живут те, кто может обмануть другого.

+10 / -3
Ответить

Или своровать побольше!

0
Ответить

Этот перевод советского времени и массово закрепил понятия: воровство и коррупция,с чем сегодня приходится бороться нашему правительству.Дай,Бог сил и здоровья! Ради нас- народа

0 / -2
Ответить

Ну удивили!!!! "воровство и коррупция,с чем сегодня приходится бороться нашему правительству."

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Ваша мама была советским человеком.В вашей памяти остались зрительные воспоминания,возможно.То,что видели вы на прилавках, могли купить ,на одну зарплату ,семьи с детьми только раз в месяц. Мяса на прилавках не было даже в зрительной памяти. Только на праздник могли купить на рынке. На возмущения о том, что дали одни кости был один ответ продавца " мяса без костей не бывает".

0 / -6
Ответить

Людмила НиколаевнаПишет 14.12.2023 в 13:01
Мяса на прилавках не было даже в зрительной памяти. Только на праздник могли купить на рынке.

Во время правления Андропова в красноярских универсамах свободно продавалось и мясо по два рубля с копейками, точно уже не помню, и колбасы по 2.20, и сливочное масло по 3.50. Я сам после работы ходил в ближайший универсам и покупал, не говоря уже про зрительную память...

+2 / -1
Ответить

Мясо было с костями, но по 2 рубля. А за вырезкой ходили на рынок-это правда..

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Пищевые советские ГОСТы имели примечания, в которых указывалась возможность замены одних ингредиентов на другие. Список «улучшителей» и заменителей в одних только колбасах был огромный. ГОСТы официально разрешали использовать в колбасах вместо жилованного мяса щековину, выварку костей и копыт, мочевые пузыри, коровьи проходники, крахмал и пищевую плазму. К каждому сорту колбасы шло примечание, в котором указывалась возможность замены ингредиентов: жилованной баранины на тощую в объеме до 15%, мяса в говяжьей колбасе на обрезь свиную – до 20%, буйволятины и мяса яков вместо говядины – до 100%, старые сосиски, сардельки и колбасу допускалось класть в свежие, вместо натуральных пряностей разрешалось использовать экстракты, солевой вываркой костей и плазмой позволялось заменять мясную массу, до 10% колбасы могло состоять из срезков старых копченостей.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Не утверждайте того, чего не знаете. Далеко не везде был дефицит. Так что-это у Вас зрительная память пустых прилавков Вашего города осталась. А у других-наоборот...

+3 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

И я советский человек

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)

Гость_5878107Пишет 13.12.2023 в 23:44
не было бананов, но были яблоки.

Яблоки были не такие красивые как сейчас, но аромат источали обалденный, хотя были иногда и с червяками, но червяк в плохой фрукт не полезет. Сейчас же зайдёшь в магазин Овощи фрукты и не почувствуешь запаха этих фруктов, редко когда из множества сортов яблок от некоторых ещё немного исходит аромат, а червивых вообще в последние годы не попадалось, а стало быть химии в этих яблоках немеряно...

+2 / -2
Ответить

Картошка была тоже другого вкуса и цвета......

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Гость_5878107Пишет 13.12.2023 в 23:44
в магазинах горы колбас, мяса, сгущёнки..

В Москве возможно.

0
Ответить

Я не из Москвы.

0
Ответить

Гость_5878107Пишет 14.12.2023 в 23:49
Я не из Москвы.

Значит из "волшебного города".

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

😅😅

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (4)
раскрыть ветку (2)

поэтому вы были худые на продуктах СССР.а сейчас на химических продуктах на детей без слез не взглянешь,что вдоль,что поперек

+16 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Брехня! Я, со своей семьёй интеллигентов , также уехал в 1971 году с Анапы на Дальний Восток. Продуктов было валом всяких . Мясо завались (Оленина, лосятина, медвежатина!) . В 1978 году поступил во Владивостоке в институт. Да, в четверг был рыбный день, приходилось есть жаренную камбалу Глосса, палтуса и кету. Валом было (даже зимой!) мороженного, пива ( в том числе вьетнамского «33»!), португальского портвейна в красивых синих бутылках. Часто ели китовое мясо ( оно было для студентов недорогим блюдом). И вообще: это самое лучшее время.

Не надо «гнать волну» на то время! Я получал стипендию 45 ₽, на кафедре участвовал в научной разработке : 61,5 ₽, работал ночным сторожем , ночь через три: 67₽ и если хотелось, то можно было пойти ночью в порт, разгружать вагоны ( как правило мешки) , один вагон 100₽ ( ходили по 10человек. Денег хватало на все! В том числе на ресторан (10₽).

+15 / -1
картой
Ответить

Может в 1978 году на ДВА и было всё, а в 1957-61 пока мы там жили - хлебнули!

0 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)

Про пиво пздит, во Владике постоянный дифицит!Про мясо так же вранье, рыбы , конечно, всякой навалом, в любом виде.

+1 / -1
Ответить

Спасибо,а то прям поверили."Мясо,икра,и ресторан 10 руб.".

+1 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

То, что я написал, чистая правда. Бочка пива выкатывалась на перекрёсток, на Беляева, напротив корпусов ДТИ. Пиво «33»постоянно продавалось в буфете на Луговой, 56. Мясо в столовых на конечной остановке трамвая « Беляева» и в трамвайном депо на Луговой или в магазине продукты на кольце на Луговой. В любой ресторан Владика идёшь с 10₽ , за 4,12₽ несёшь бутылку водки, перелитую в лимонадную, а пятёрки хватает на закусь.

Так что врать нет смысла, я описывал свою жизнь, а не басни рассказывал. А если на практику попадаешь в стройотряд «Приморье», «Голубой меридиан» , на Шикотан, то и деньги очень приличные заработаешь и жену найдёшь! Я нашёл. С 1981 года вместе. Сейчас в Анапе, а дети за рубежом работают и живут. Вот так то!

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
DELETE

В сосисках по ГОСТу допускалось 10%-е содержание мяса; что же там было в реальности — остается только гадать. А для колбасы попроще – сорта «Для завтрака» – ГОСТ допускал изготовление из казеината натрия, пшеничной муки, картофельного крахмала.

Был период, когда можно было использовать и перемолотые в порошок кости животных, и сухожилия, и прочие непривлекательные части животных. Список «улучшителей» и заменителей в одних только колбасах был огромный.

О качестве кондитерских изделий скажет советский ГОСТ 240-85 на маргарин, кулинарные и комбинированные жиры, который позволял производить жиры из того же пальмового масла, пальмового стеарина, хлопкового пальмитина. А пальмовое масло тогда было куда более низкой очистки.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
Показать комментарии (186)

Совращала школьников и принуждала их к сексу! Американскую учительницу приговорили к 10 годам заключения

Школа - неотъемлемая часть социализации каждого ребёнка! Сегодня стало известно о поимке совратительницы несовершеннолетних. Молодая женщина, тридцати лет, заменяла учителя средних классов, но вместо того,

Вольные школы грамоты

Славяно-Русская чаромуть (буква "Е", "Ж", ) перевод отдельных слов Широкое развитие получили так называемые школы грамоты, возникшие задолго до реформы 1864 года.

Крестьянские инициативы о вольных школах

Славяно-Русская чаромуть (буква "Д") перевод отдельных слов В отчете Орловского губернатора за 1894 год отмечалось, что крестьяне заботились об улучшении существовавших и о постройке новых школьных помещений.

Судьи недовольны неразборчивостью дорожных камер, которые выписывают им штрафы

Как отечественные блюстители закона борются с коварством дорожных камер Вот уже который день наша общественность пребывает в глубокой тревоге. Нет, речь не о пенсиях, инфляции или качестве медицины.
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы