Почему игра в шахматы - лёгкая дорога в перспективное будущее детей. Зачем отдавать их на шахматы?
Всем приветики! Думаю среди нас много мам и пап, которые хотят развить своего ребёнка. А почему бы не поговорить о шахматах?
Шахматы – популярная игра всех времён. Они дают возможность продемонстрировать свои стратегические навыки в компании друзей. Формируют умение находить общие интересы с окружающими, развивают мышление, внимание, память и другие качества, о которых описано ниже.

В мире существуют разнонаправленные детские настольные игры, которые пробивают дорогу в перспективное будущее. И уже второе столетие не сходят с лидерских позиций.
Рождение шахмат
Игре более полутора тысяч лет. Прародитель шахмат – древнеиндийская Чатуранга. В эпоху колонизаций её позаимствовали Персы и привезли в свои края. Так, в Персии родилась игра Шатрандж. Потом пришли Арабы и распространили её на своих землях.
Конечно, предыдущие версии шахмат отличались от современных. Но к XV веку они видоизменились. Тогда родились ходы «ферзь» и «слон», а затем и дебюты. Появилась фраза "шах и мат", благодаря которой родились "шахматы". Партия пошла быстрее.
К середине 19 века игра полностью модернизировалась и распространилась по всему миру. Начали проводиться чемпионаты. В 1886 появился первый чемпион Мира по шахматам – Вильгельм Стейниц.
Позже педагоги и психологи решили исследовать игру на учениках, где отметили высокие результаты в развитии. Так, к турнирам начали допускать детей.
В 1924 родилась ФИДЕ – Международная шахматная федерация. Следующие победители назывались гроссмейстеры.
Самому молодому гроссмейстеру, выигравшему чемпионат в 2002 году, было всего 12 лет.
К этому времени игра пробралась в дома обычных жителей и стала «десертом» светских вечеров и домов развлечений. В ХХ веке доска переехала в электронный вариант. Теперь в шахматы ребёнку можно играть онлайн и бесплатно.
Благодаря развитию компьютерных технологий, реально найти партнёров в самых отдалённых уголках мира. Если нет напарника, то робот легко заменит второго игрока.
Что такое шахматы?
Это стратегическая, интеллектуальная игра, направленная на чёткое планирование последующих ходов, чтобы победить противника. Выигрывает тот, кто поставит партнёру «шах и мат».
Так как мозг ребёнка быстрее поддаётся обучению, рекомендуется обучаться в детстве. В приоритете дошкольный возраст на этапе формирования осознанного мышления.
Развитию каких качеств у ребёнка способствуют шахматы?

Игра – это не только повод хорошо провести время с друзьями. Она формирует определённые знания, умения и навыки, которые способствуют гармоничному росту и развитию ребёнка.
Мышление и логика
Детям говорят о правилах игры, рассказывают о фигурах, популярных ходах, способах сократить время партии. Но что есть теория без практики? Перед началом турнира запускается целая нейронная сеть, которая отвечает за:
анализ – способствует справедливой оценки противника, поля игры;
воображение – ребёнок пытается предугадать каждый ход как свой, так и напарника;
мышление, логику, стратегию – важно не только визуализировать игру, а продумать несколько путей развития событий. Это необходимо, чтобы не упустить детали и сократить шансы на поражение;
мелкую моторику – фигуры по доске перемещаются вручную, а это развитие тактильных ощущений и гибкости рук.
Активность нейронным сетям задаёт азарт, он же является мотивацией к победе. После продолжительных партий мозг учится обрабатывать сложную информацию в других сферах образования. Ведь это продуктивная гимнастика для ума.
После игры ребёнок проводит анализ. Воспроизводит в памяти партию, чтобы учесть допущенные ошибки и не повторить их в будущем.
Поведение ребёнка
Партия требует усидчивости и высокой концентрации внимания. Шахматы благоприятно влияют на формирование дисциплины и понимании задач. Дети, играющие в шахматы, более сдержаны и в экстренных ситуациях, предпочитают обдумать свои действия, чем запаниковать. Они легко решают математические задачи, так как приобретают стратегический навык мышления.

Память школьника
Уже после первых партий специалисты отмечают активную работу отделов памяти. Дети быстро запоминают сложный материал. Умеют его обрабатывать через анализ действий. Повседневную задачу воспринимают как игру и быстро находят решение.
Навык креативности
В шахматах есть определённый свод правил. Но нет чёткого алгоритма ведения игры. В процессе ребёнок подключает все свои навыки, которые направлены на отвлечение противника. Речь не о пустом разговоре за доской, а о чётких ходах, которые запутают соперника. Стратегия выманивает у коллеги неверный шаг, после чего игрок наносит точный удар и завершает партию. Это позволяет быстро одержать победу, повышает самооценку, развивает качества лидера и стратега.
Коммуникативность
Шахматы запускают не только цепочку нейронных связей, но и формируют навыки общения. Ребёнок учится отличать игру от повседневной жизни. Он понимает, что его противник в турнире не враг в обычной среде, которого нужно регулярно одолевать. Школьник учится адекватно принимать поражение. Что формирует дальнейшую стрессоустойчивость, ответственность и дружелюбие к соперникам в других отраслях.
Родители тоже могут играть в шахматы с ребёнком. Это улучшит отношения в семье и поможет найти рычаги взаимодействия. Например, выигранная партия равно поощрению. Проигрыш – выполнению хозяйственной задачи. Всё справедливо.
Юный шахматист никогда не станет провокатором драк, а сумеет выстроить плодотворный диалог, чтобы прийти к компромиссу при любых спорах.
Формирование умения принимать поражение тренируется не только в рамках кружка, но и на длительном этапе подготовки к межклассовым и межшкольным турнирам. На межрегиональные и прочие чемпионаты уделяются месяцы тренировок. Обсуждаются на практике возможные варианты хода партии.
Шахматы помогают школьнику адаптироваться в обществе. За доской перед ребёнком сидит соперник. Но в шахматном клубе от 10 разновозрастных детей, с которыми приходится учиться взаимодействовать. Они быстро овладевают навыками знакомства и общения. В клубе не только вероятные друзья, но и хорошая группа поддержки в сложных и положительных ситуациях. Это партнёры для обмена игровым опытом, новыми знаниями и навыками в любых сферах. Тем более что у детей минимум один общий союзник – турнир.
Оценка временных рамок
Дети играют в шахматы, и учатся ценить время. Ведь на партию выделяется 1—2 часа. Но есть и блицтурниры, которые длятся максимум 15 минут. Задача ребёнка – научиться укладываться в дедлайн. Иначе проигрыш. Так вырабатывается аналитическая скорость принятия решения, приобретается внутреннее чувство течения времени.

Умение также пригодится для решения повседневных задач. Например, помощь по хозяйству или выполнение домашнего задания. Перед работой ребёнок продумает максимально быстрые пути решения и незамедлительно приступит к действию. Дети становятся активны и не теряют концентрацию в режиме многозадачности.
Сила воли и целеустремлённость
Игра в шахматы – отличный помощник для выработки силы воли и навыков постановки цели. Ведь сила формируется в задаче – проиграть партию до конца. Цель – победить противника. Это поможет в будущем найти престижную работу и выдерживать конкуренцию среди одноклассников и коллег.
Самостоятельность
Перед игровым полем ребёнок становится самостоятельном. Он понимает, что ход игры зависит от его решений. Это формирует умение брать на себя ответственность и повышает статус школьника на этапе взросления, улучшает самооценку, раскрепощает. Шахматисты вырастают волевыми и самодостаточными личностями.
Интуицию через эмпатию
Эмпатия – это способность чувствовать людей. Помимо стратегических навыков ведения партии, ребёнок учится определять состояние и настроение противника, проводить оценку чужих способностей. Ведь каждый участник хочет выиграть. Если коллега по шахматам начинает нервничать, значит, потерял контроль. А это время нанести сокрушительный удар и закончить партию.
Навык поможет при знакомстве с новыми людьми, трудоустройстве, выборе недвижимости. Убережёт от обмана и неприятных ситуаций.
Польза шахмат для детей начальной школы доказала свою эффективность. Недавно игру внедрили в школьную программу начального образования второго поколения. На неё выделяется час физической культуры, который посвящён интеллектуальному развитию.
Таким образом, шахматы решают несколько важных задач:
- развитие творческого потенциала;
- мышления, логики, анализа, воображения;
- коммуникабельности, целеустремлённости, ответственности;
- развитие и становление личности.
Они не являются альтернативой общению, образованию и жизненного пути. Шахматы дают большой набор знаний, умений и навыков для лёгкого усвоения образовательных, творческих и жизненных задач.
Будущий гроссмейстер освобождается от дефицита внимания, рассеянности, неграмотной постановки целей и скорости решения повседневных задач. Благодаря приобретённым качествам, он без труда войдёт в светлое будущее, научится экологично справляться с жизненными трудностями и не допустит серьёзных проблем.
К слову, недавно в школах почему-то заменили урок шахмат на физкультуру. Видимо, подвижность важнее ума. Давайте посмотрим, что можно ещё узнать и зачем отдавать детей на шахматы.
Всем хорошего настроения. Благодарю за поддержку. Люблю, целую, Пух!
А вы любите шахматы?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Нет, не люблю, потому что играть не умею
никто не научил. А для детей да, очень полезно для развития, только не каждому ребёнку это дано. Лично мой, когда что-то не получается, психует и бросает, нет усидчивости.
Да, я тоже хотела научиться, но не сильно научилась 🤣 А сын любил. Тоже пытался научить меня🤣
Я шахматы люблю,но играть не умею!
Аналогично
У нас в начальной школе был кружок по шахматам, мы туда с радостью ходили, но в классе 4 его закрыли... А так, конечно, шахматы очень полезны для ума, для детей так вообще - всестороннее развитие! Спасибо за интересную публикацию)
А у нас с 1 по 2 класс был 1 урок физкультуры на шахматы. Потом убрали этот урок. Почему - непонятно
Шахматы это, безусловно, очень интересно, но мне как-то в этой жизни не довелось заняться ими всерьёз.
Э о точно
Я в шахматы научился сам бог пойми как. С смотрел что за фигура, запоминал как она ходит что делает, как правильно ходить. Одним словом жизненный опыт. Нигде не учился, сам захотел и получилось ушло полгода - год. За такой короткий срок уже развил тактику своеобразную и смог даже участвовать в одном конкурсе, дело было так: Мы с учителем физкультуры Алла Борисовна её так звали, идём в ФОК Нестеровский на этот конкурс получается, один раз проиграл и два раза выиграл.
Последняя партия была потной почти к истечению времени мы её закончили, но я то люблю особенно когда осталось одна - две фигуры я тогда не уступают противнику, противник предлагал ничью, Ноя на отрез и благодаря этому вспомнив хороший ход я его победил! Учитель меня потом похвал. За мою упёртость. А так играю с семьёй и знакомыми.
Ух ты, как здорово. Молодец. Самому научиться тоже можно!