Валентина
Валентина Подписчиков: 3053
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 9102

Как грамотно составить характеристику на сотрудника с места работы, что учесть

2 089 дочитываний
2 комментария

Характеристика с места работы – документ, который используется для предоставления в разных местах и ситуациях. Знание особенностей его составления поможет в ситуации, когда надо проверить, насколько корректно вам ее оформили. Также подобная информация пригодиться, если вам нужно самостоятельно составить характеристику, а потом утвердить ее у работодателя. В нашей статье мы расскажем обо всех особенностях оформления данного документа.

Что такое характеристика с места работы?

Характеристика с места работы – это описание личностных и профессиональных качеств сотрудника.

Особенность данного документа заключается в отсутствии установленной формы, она заполняется работодателем добровольно. Однако нередко бывает, что они подходят к данной задаче формально, в результате чего получается стандартный документ, вызывающий сомнения в действительности указанных фактов.

Но так как этот документ требуется во многих случаях, нужно знать, как она должна быть составлена, чтобы в случае несоответствия нормам, потребовать новую характеристику.

Для чего требуется характеристика?

Данный документ может быть затребован во многих случаях, например:

При оформлении кредита в банке.

При устройстве на работу.

При переводе в другой отдел.

В случае проблем с правоохранительными органами (например, при возврате прав после лишения).

В судебном процессе, где положительная характеристика может помочь в оправдании или уменьшении срока и т.д.

Виды характеристик.

Существуют разные виды данного документа, различающиеся содержанием. Рассмотрим каждый из них подробнее.

✔ Положительная и отрицательная.

Характеристика на сотрудника может быть как положительная, так и отрицательная. В первом случае описываются лучшие качества человека – личные и профессиональные. Чаще всего составляется при:

Поступлении на новое место работы или в учебное заведение.

Повышении по службе.

Переводе в другой отдел.

Выплате вознаграждения.

Представлении к награде.

Оформлении кредита.

Отрицательная характеристика является противоположной и указывает на деловые качества и личные черты, которые препятствуют эффективному осуществлению трудовой деятельности. Подобная характеристика составляется в следующих случаях:

Дисциплинарное взыскание.

Направление в правоохранительные органы или судебные инстанции.

Представление в банковские структуры.

Данный документ может отрицательно сказаться на дальнейшей карьере сотрудника.

✔ Оценка качества работы.

Данный вид характеристики важен, когда сотрудник устраивается на другую работу. Он повышает его шансы на получение вакансии, при условии, что в документе указываются положительные качества работника.

В данном случае личные качества сотрудника не прописываются, акцент делается на его профессиональных достижениях.

✔ Внутренняя и внешняя.

Также характеристика разделяется по месту предоставления. Она может понадобиться внутри организации (при переводе в другой отдел, представлении к награде, вынесении дисциплинарного взыскания и т.д.).

Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

(ст. 191 Трудового кодекса РФ).

Также документ может быть представлен за пределами предприятия (в банке, правоохранительных органах, судебной инстанции и т.д.). Характеристика может как помочь сотруднику, так и помешать ему.

Как составить характеристику?

Несмотря на отсутствие установленной формы, есть определенные требования к составлению данного документа.

✔ Правила оформления документа.

В характеристике должны быть указаны следующие сведения:

Наименование документа.

ФИО сотрудника полностью.

Должность без сокращения.

Возраст сотрудника (по желанию).

Начало трудовой деятельности в данной должности.

Достижения в профессиональной деятельности (благодарности, награды, если имеются).

Сведения о повышении квалификации и прохождении дополнительных курсов.

Данные о примененных взысканиях (при наличии).

Сведения о профессиональных навыках сотрудника, его умениях.

Описание личных качеств.

Дата составления.

Подпись руководителя и печать организации.

✔ Основные требования.

Характеристика составляется в печатной форме на стандартной бумаге формата А 4. Используются нормы деловой этики и русского языка. Важно, чтобы изложенная информация была достоверной.

Несмотря на отсутствие наказания за предоставление некорректной характеристики, при направлении подобного документа в правоохранительные органы, банковские структуры или судебные инстанции у работодателя могут возникнуть определенные проблемы.

✔ Образец характеристики с места работы.

Данный документ может предоставляться в различные органы. Составляется непосредственно работодателем или сотрудником отдела кадров. Допускается оформление самим сотрудником, при условии, что впоследствии документ утверждается начальством.

Пример подобной характеристики можно посмотреть здесь.

Источник: Подробнее ➤

Таким образом, характеристика с места работы – важный документ, который способствует дальнейшему продвижению сотрудника по карьерной лестницы, а также помогает в иных жизненных ситуациях.

Советы юриста:

✔ Можно ли обжаловать характеристику с предыдущего места работы, если она не соответствует действительности?

Подобное возможно путем обращения в комиссию по трудовым спорам, которая будет рассматривать все обстоятельства дела. Но следует учитывать, что даже если вам удастся доказать свою правоту, в поисках работы это вряд ли поможет, потому что работодатели могут посчитать вас проблемным сотрудником. Оспаривание имеет смысл, если документ требуется для защиты своих прав и интересов, а если речь идет об устройстве на работу, лучше вообще обойтись без характеристики.

✔ Что делать, если работодатель намеренно портит характеристику?

Вы можете пригрозить ему обращением в комиссию по трудовым спорам и Роспотребнадзор или прокуратуру. Вероятность подобных проверок вряд ли порадует кого-то из работодателей, поэтому подобные меры возымеют действие.

2 комментария
Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 2
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

"Что делать, если работодатель намеренно портит характеристику? Вы можете пригрозить ему обращением в комиссию по трудовым спорам и Роспотребнадзор или прокуратуру"

Комиссии по трудовым спорам исключаются в связи с их категорическим отсутствием даже на очень крупных предприятиях, в учреждениях и организациях. Роспотребнадзор просто некомпетентен в данном вопросе. А вот прокуратура? Какие именно нарушения трудового права может предъявить она работодателю? Работодатель пишет "скандалист", а жалобщик говорит, что он всего лишь принципиальный и "правдолюб"; работодатель считает, что работник ленив, а работник считает, что он не должен выполнять чужие обязанности; работодатель говорит, что работник часто отсутствует на рабочем месте и ненадежен, а работник отвечает, что имеет право на больничный лист, так как имеет малолетнего ребенка и государственные гарантии. Будет ли перегруженная прокуратура вообще заниматься недостоверной характеристикой?.

Считаю, что характеристика, как кадровый документ, изжила себя в неформальном смысле.

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Характеристика,прошлый век.Сейчас имеют место рекомендательные письма.Как правило характеристика носит положительный характер.

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Как защитить свои права при трудовом споре: советы юристов и законные способы защиты интересов

Защита своих прав при трудовых спорах – важный аспект взаимоотношений между работником и работодателем. Трудовые споры могут возникать по разным причинам: невыплата заработной платы, неправомерное увольнение,...

Господа эксперты!?

На днях на сайте прочитал статью о возможности увеличения размера пенсии для некоторых категорий пенсионеров. Автор публикации ссылался на некого эксперта по пенсионным делам Сергея Власова. Цитата: "...

Надоели звонки с предложением сомнительных услуг? Есть способ избавиться от них

Сейчас многие организации перешли на «удаленку». В большинстве случаев это значит и то, что они перестали принимать клиентов в своих офисах и торговых точках. Естественно, это влечет за собой убытки.

Налоговая применяет к пенсионерам новое требование – что нужно знать и делать?

Проживающие в разных регионах страны пенсионеры в последнее время жалуются на новое требование, применяемое к ним Налоговой службой. На первый взгляд, ничего плохого, чистая формальность. Но,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы