Ниценко Василий Анатольевич
Ниценко В. А.Подписчиков: 1262
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг7657

Возврат и обмен товара ненадлежащего качества — общие правила

8 713 просмотров
355 дочитываний
33 комментария
Эта публикация уже заработала 19,41 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Едва ли среди нас найдётся тот, кто никогда не сталкивался с нарушениями прав потребителей в сфере торговли или услуг. Хотя бы однажды, но мы приобретали товар или услугу ненадлежащего качества. И несмотря на то что каждый из нас знает о существовании законодательства, защищающего права потребителей, далеко не всем по тем или иным причинам удаётся эффективно использовать широкий спектр возможностей по защите своих нарушенных потребительских прав.

В этой публикации я постараюсь донести до широкого круга потребителей общее представление об алгоритме действий покупателя, столкнувшегося с дефектами товаров, не относящихся к категории технически сложных.

Что говорит закон?

В пункте 1 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» законодатель приводит исчерпывающий перечень требований, которые потребитель вправе предъявить продавцу в случае обнаружения в товаре недостатков в период его гарантийного срока. Мы же рассмотрим требования о возврате денежных средств или о замене товара.

Из анализа вышеприведённой правовой нормы следует, что требования предъявляются продавцу, а право выбора одного из перечисленных требований принадлежит только потребителю, и продавец не вправе влиять на этот выбор.

Не смотря на то что законодатель не конкретизирует форму, в которой должны быть предъявлены требования, связанные с приобретением товара ненадлежащего качества, лучше всего это делать в письменном виде, посредством претензии.

Претензия, содержащая конкретные требования, позволит избежать недопонимания сторон в ходе дальнейшего общения.

Ведь, как показывает практика, крайне редко удаётся вернуть денежные средства или обменять товар сразу в день обращения. Чаще всего продавец принимает решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении претензии после проведения проверки качества, предусмотренной пунктом 5 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Проверка качества товара

При передаче товара на проверку качества стороны должны подписать акт приёма-передачи товара, где продавец может указать, а вы не заметить условие о том, что подписывая акт, потребитель соглашается с проведением ремонта товара, если неисправность будет признана гарантийным случаем.

Таким образом в отсутствие претензии будет крайне сложно доказывать продавцу, что при подписании приёмо-сдаточного документа вы в устной форме просили о возврате денежных средств или замене товара, а не о ремонте. Тем более, когда вам предлагают забрать обратно уже отремонтированный товар.

Как мы уже выяснили, возврат денежных средств, обмен товара практически во всех случаях зависит от результатов проверки качества, проводимой специалистами продавца.

Чтобы вы могли видеть все манипуляции, которые проводятся с вашим товаром во время проверки его качества, вы праве присутствовать при проверке, о чём нужно заявить в претензии.

Если в результате проверки качества будет установлено, что дефект товара возник не по вашей вине, вам обязаны вернуть деньги в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования (данное требование закреплено в статье 22 Закона РФ «О защите прав потребителей»). То есть не со дня начала или окончания проверки качества товара, а со дня предъявления претензии.

В силу статьи 21 Закона РФ «О защите прав потребителей» требование о замене товара должно быть удовлетворено в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования, а при необходимости дополнительной проверки качества в течение 20 дней со дня предъявления требования о замене товара.

Споры о недостатках товара

А как же быть, если в результате проверки качества возникнет спор о причинах происхождения недостатка товара?

В этом случае, в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.

Экспертиза проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 упомянутого Закона. Также как и при проведении проверки качества, вы вправе присутствовать при проведении экспертизы товара, а в случае несогласия с её результатами – оспорить заключение эксперта в судебном порядке.

В то же время следует обратить внимание на то, что, если результаты экспертизы будут не в вашу пользу, вы обязаны будете возместить продавцу расходы на ее проведение, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Выводы

Резюмируя хочется отметить: как театр начинается с вешалки, так и ваше общение с продавцом по вопросу возврата денежных средств или обмена товара должно начинаться с вашей юридически грамотной позиции. А для этого необходимо запомнить:

  1. При обнаружении дефекта товара потребитель вправе предъявить лишь одно требование из перечня требований предусмотренных статьёй 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».
  2. Требование о возврате денежных средств или обмене товара, а также желание участвовать в проверке качества, если такая будет назначена, должны быть выражены в претензии.
  3. Претензия должна быть составлена в 2-х экземплярах: один для продавца, другой, с отметкой о вручении, для вас.
  4. Претензия вручается продавцу непосредственно, а в случае отказа в приёме (такое тоже случается) направляется в адрес продавца заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении.

В данной статье я описал общие правила возврата денежных средств или обмена товара. В дальнейшем я затрону вопросы, связанные с приобретением товаров ненадлежащего качества, относящихся к категории технически сложных.

33 комментария
Понравилась публикация?
226 / -15
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Ниценко Василий Анатольевич
Комментарии: 33
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Сергей
Подписчиков 660
вчера, 21:31
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.3М
Как часто перед покупкой товара, Вы читаете отзыв на него, чтобы сделать правильный выбор ?
Подробнее
Неинтересно
0
30
Бендер Андрей Владимирович
Подписчиков 303
20.04.2024, 07:25
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг129.1к
ЭКО, или экстракорпоральное оплодотворение, является одним из методов репродуктивной медицины,...
Подробнее
Неинтересно
-1
7
Сергей
Подписчиков 660
вчера, 21:31
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.3М
Как часто перед покупкой товара, Вы читаете отзыв на него, чтобы сделать правильный выбор ?
Подробнее
Неинтересно
0
30
Михаил
Подписчиков 389
позавчера, 13:05
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг314.1к
В лабиринте маркетингового жаргона, где даже опытные навигаторы иногда запутываются, скрыта ...
Подробнее
Неинтересно
0
4
Новое в законодательстве России
Подписчиков 1432
17.04.2024, 17:30
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг941.7к
Торговые сети будут обязаны дополнительно проверять молочную продукцию и воду ...
Подробнее
Неинтересно
-3
7
Солодовников Вячеслав Валерьевич
Подписчиков 354
13.04.2024, 16:35
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг867.5к
Подробнее
Неинтересно
00:51
Поделитесь этим видео
0
1
Михаил
Подписчиков 389
13.04.2024, 11:10
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг314.1к
Маркетплейсы играют важную роль в современной онлайн-торговле, предоставляя ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Москвитина Валентина Витальевна
Подписчиков 26288
11.04.2024, 13:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг20.7М
Осенью прошлого года в одной из своих публикаций я рассказывала о том, что на своей ...
Подробнее
Неинтересно
-1
65
Дмитрий
Подписчиков 203
09.04.2024, 10:34
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг253.4к
Джаред Лето — обладатель премии «Оскар», известный своим талантом перевоплощаться в различные роли.
Подробнее
Неинтересно
-1
6