Освободился! Опять на зону?

Положение человека, признанного виновным в совершении преступления и отбывшего наказание, является довольно тяжелым. При этом лицам, отбывавшим наказание, приходится намного тяжелее, чем тем, кто приговорен к условному сроку.
В период лишения свободы человек живет по строгим тюремным правилам, утрачивает самостоятельность, отвыкает заботиться о себе и во всем полагается на администрацию исправительного учреждения. В обществе гражданин, получивший срок, становится гонимым, отверженным и оскорбленным, а для его адаптации в нашем жестоком мире просто необходимо протянуть таким людям руку помощи. Ведь эти люди сталкиваются с проблемой сохранения социальных связей с близкими родственниками, друзьями, у них появляются проблемы с трудоустройством и жильем, что способствует их повторному осуждению за преступление ввиду невозможности адаптации в обществе.
Адаптация заключенных к социуму
П.4 Приказа Минюста РФ от 13 января 2006 г. N 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» гласит, что подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в ИУ, начинается не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы и включает в себя:
- проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе, с разъяснением ему целесообразности возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения;
- проведение занятий с освобождающимися осужденными в «Школе подготовки осужденных к освобождению»;
- получение от освобождаемых письменных заявлений с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства;
- рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным.
При этом, согласно п. 11 этого Приказа, осужденным даже предоставляют разрешения на краткосрочные выезды продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.
Но к большому сожалению продемонстрировать трудовые навыки, профпригодность и свою порядочность этим людям просто не дают в отличии от обычных граждан. По понятным причинам работодатели относятся к осужденным очень и очень насторожено и с огромным недоверием, а потому, перестраховываясь, отказывают в трудоустройстве под надуманной причиной, скрывая настоящую.
Существенную роль в отказе принять человека на работу часто играют отсутствие профессии, низкий уровень образования, а также полная апатия осужденного и отсутствие мотивации к трудоустройству.
Зарубежный опыт
При обращении к зарубежному опыту можно увидеть, что страны уделяют много внимания таким лицам, готовят осужденных к освобождению заранее.
Так, например, в Германии с осужденным проводят консультации, касающиеся приобретения профессии, поиска жилья и работы для получения средств к существованию после освобождения. Федеральные ведомства по труду активно взаимодействуют с тюрьмами по вопросам трудоустройства и профессионального обучения граждан. Заключенному предоставляется ряд льгот, например, краткосрочные увольнения из тюрьмы, недельный отпуск для решения вопросов, связанных с подготовкой к освобождению.
В США социальная работа с осужденными осуществляется службой пробации, которая оказывает социальную помощь условно осужденным и условно освобожденным в виде трудоустройства, материальной поддержки и предоставления жилья с целью профилактики рецидивной преступности.
В Финляндии и Великобритании наряду с государственными и социальными структурами широко развита сеть общественных, неправительственных организаций, которые финансируются и контролируются государством. Данные организации разрабатывают конкретные социальные программы, оказывают социальную помощь, привлекают к работе необходимых специалистов на общественных началах.
Ограничения в трудоустройстве
В ст. 351.1 Трудового кодекса РФ прописано, что к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах 3 и 4 ч. 2 ст. 331 настоящего Кодекса.
К большому сожалению на деле этот список гораздо шире и бывшим заключенным никогда не устроиться на работу в госслужбу, сотрудником ОВД, охранником, кассиром и т. д.
Другие ограничения
Назначение наказания в виде лишения свободны, пусть даже и условно, кроме вышеперечисленных запретов, подразумевает также невозможность баллотироваться на выборах в законодательные органы любого уровня.
Согласно ст. 28 ФЗ № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» выезд за границу условно-осужденных запрещен, до тех пор пока испытательный срок не отбыт и наказание не снято или не амнистировано.
Что делается и что надо сделать
В настоящее время в РФ в качестве варианта для трудоустройства бывшим осужденным есть только возможность работы на стройке, грузчиком, водителем на грузовике, в связи с чем, на мой взгляд, целесообразно в качестве варианта решения проблемы рассматривать вопрос работы ИП в сфере предоставления услуг населению, в том числе и по специальности, полученной в заключении.
Очень большую помощь осужденному в РФ оказывают фонды и реабилитационные центры для осужденных, которые предоставляют жилье на первое время, помогают трудоустроиться и адаптироваться в непростой жизненной ситуации. К большому сожалению, их очень мало, и помочь всем они просто не могут.
На мой взгляд, для решения проблемы адаптации и трудоустройства осужденных необходимо:
- издать рад актов об обязательности получения профессионального образования осужденным и предоставлении льгот частным и государственным организациям (различные денежные выплаты, снижение налога и т.д.) в случае трудоустройства таких лиц;
- организовать обязательное официальное трудоустройство, желательно с дальнейшим карьерным ростом и помогать в ресоциализации;
- создать различные фонды, помогающие адаптироваться осужденным в реальной жизни, предоставляющие возможность временного проживания на период адаптации, что будет способствовать не совершению повторного преступления бывшими заключенными.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Устроится на работу даже с условной судимостью практически не реально. ИЦ МВД с лёгкостью предоставляет информацию работодателям о наличии судимости. Хоть и погашенной. А ещё есть вся информация на сайте суда. Считаю что это вообще не приемлемо после погашения оставлять все эти данные в открытом доступе.
ИЦ МВД предоставляет также и информацию, если привлекался к суду, но не был осуждён.
Что с этим делать уважаемые Кристы и адвокаты? Это сотни тысяч людей которые всегда будут в тени государства.
Тюрьма - родной дом!
Такое наше социальное государство посадили за батон колбасы - клеймо на всю жизнь. Украл миллиард - уважаемый человек.
Все верно. К сожалению. Никто всерьёз не занимается этой важной проблемой. Одна имитация деятельности.
Даже осуждённым по незнанию закона по какой-нибудь лёгкой и ненасильственной статье ломают жизнь на "до" и "после". Добро пожаловать в клуб не вписавшихся в систему. Можете подыхать, балласт, не люди. Только те, кто из тюрьмы, ещё сильнее обозлёнными выходят, часто готовыми на новые преступления. ("в тюрьме сейчас ужин, макароны" - напомнило)
Считаю, что основная задача государства - снизить количество потенциальных преступников, в том числе обучить и трудоустроить молодежь. Возможно, и пересмотреть ряд наказаний на законодательном уровне. Те, кто вышли из мест лишения свободы, должны получать поддержку, но в зависимости от ситуации. Кроме того, должна быть структура, контроля за выполнением этой поддержки, что не очень реально в нынешних условиях. Поэтому главная мера - предотвращение преступлений и наказаний, а не попытка помощи бывшим заключённым. Одной из мер помощи могло бы быть обязательное создание рабочих мест. Однако у нас проще таджика взять и неофициально))