Мусорная реформа: истоки, промежуточные итоги и прогнозы

Когда все началось?
Как известно, с января 2019 г. в подавляющем большинстве субъектов Федерации РФ услуга по вывозу и сортировке мусора (твердых коммунальных отходов – ТКО) была выделена из числа коммунальных услуг. Обращение с ТКО передано на региональный уровень, где стали действовать специальные единые операторы, которые обязаны контролировать процедуру сбора и утилизации ТКО, а также организовать вывоз и утилизацию ТКО, в т. ч. на специальных полигонах.
Но еще в декабре 2014 г. был принят закон № 458-ФЗ о поправках в ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Именно этим законом были определены следующие понятия: ТКО, обработка отходов, региональный оператор, норматив накопления ТКО, экологический сбор и пр.
Примерно с этого момента можно начинать отсчет мусорной реформы.
Но если если заглянуть еще раньше, а закон об отходах был принят аж в 1998 г., то рассматривался вариант, когда система утилизации могла бы функционировать на базе саморегулируемых организаций, что порождает повышение конкуренции и эффективности операторов – участников данного рынка.
Что сейчас?
В 2014 г. законодатель сделал крен на обязательное участие государства в данных правоотношениях, а это лицензирование, система надзора. Но право определения тарифов и выбора единого оператора передано местным властям.
Созданы региональные операторы, придуманы методики, обосновывающие тарифы по обращению с ТКО, собственникам высылаются квитанции на оплату по новым тарифам. Вот и вся реформа. Безусловно, данная реформа вызывает у граждан много вопросов.
Вопросы и проблемы при реализации мусорной реформы
Предполагалось, что введение в рынок новых операторов изменит данное поле деятельности. Однако под крылом единого оператора остались такие же подрядчики и субподрядчики, только их наниматель теперь не управляющая компания или ТСЖ, а государство. Т. е. право распоряжения своими деньгами, пусть и иллюзорное, у граждан отняли – платите все государству.
Отсюда другие очевидные проблемы: качество оказания услуг, и это не редкость, упало ниже некуда – где-то не хватает контейнеров, а где-то (особенно в сельской местности) мусор вывозится крайне редко или не вывозится вообще.
Порядок определения платы неоднозначен: где-то тариф считают исходя из количества проживающих в жилом помещении, где-то – исходя из количества квадратных метров. В итоге некоторые суды уже признали незаконным исчисление тарифа по квадратным метрам – квадратные метры мусор не производят.
Но и к подсчету по количеству проживающих есть вопросы, почему величина тарифа для всех одинакова как для младенцев, так и для взрослых людей – получается, объем отходов их жизнедеятельности одинаков?
Размер тарифа в разных регионах сильно разнится: тариф на Сахалине – 70 руб. с человека, а в Вологодской области – 140 руб. с человека. В Республике Ингушетия – 60–70 руб., в Воронежской области – 165 руб. Наверное, вывезти и утилизировать мусор на Сахалине гораздо легче и дешевле, чем на Европейской равнине нашей страны?
Без всякого объяснения в данную мусорную реформу не вошли Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Они вступят в нее только в 2022 г. Видимо, данным регионам удобнее без единого оператора и государственного контроля, там есть, что делить.
Одной из главных целей реформы декларируется строительство мусоросжигающих и перерабатывающих заводов. Однако на деле получается все наоборот: сначала с граждан собираются деньги, а вот как они будут тратиться – гражданам неясно, четких планов и стратегии закрытия мусорных полигонов, строительства перерабатывающих заводов нет. И это неудивительно, тарифы и сборы отдали на откуп регионам, а них, у каждого по отдельности, могут быть свои, иногда прямо противоположные интересы.
А самое главное, основной «спонсор» этой реформы – граждане абсолютно никак не может повлиять на потоки распределения перечисленных им же региональному оператору денежных средств. Если инвестор не контролирует проект и инструментов контроля у него нет, то инвестиций, как правило, не бывает.
Реформа проведена абсолютно без учета мнения основного спонсора – граждан нашей страны.
При таких исходных данных появление частных инвесторов, развитие и повышение конкуренции сомнительно.
Также кроме региональных операторов с этого года появился еще один институт — Российский экологический оператор. Зачем создан еще один чиновничий аппарат, мало кто поясняет. Видимо, для администрирования будущих денежных потоков.
Что потом?
Данная реформа создает у меня ассоциации с реформой системы капитальных ремонтов.
Задача улучшения экологии в новой реформе если и есть, то она находится на последнем месте.
Безусловно, определенное количество мусоросжигающих и перерабатывающих заводов будет построено. Это прекрасное поле для освоения бюджетных средств. Но будут ли они передовыми и эффективными – загадка. Уверен, мало кто понимает, какой объем отходов производится гражданами, сколько заводов для переработки и каких нужно построить, какие объемы финансирования нужны.
Пока есть куда вывозить мусор и вся система такого вывоза на полигоны худо-бедно работает, сбор денег с граждан продолжиться при отсутствии сколько-нибудь значимых инфраструктурных проектов. Дальше будет поиск причин, почему реформа не продвигается (майские указы Президента 2012 г, помните?).
А, между прочим, мусорной реформе уже скоро 5 лет…
Надеюсь, для кого-то статья оказалась полезной. Если понравилась статья, то буду признателен за ее распространение в социальных сетях. Для распространения статьи внизу нужно нажать «Поделиться» (иконка с рупором).
Мою последнюю статью можно прочитать здесь
Вы поддерживаете мусорную реформу ?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Мусорная пирамида а не реформа.
Полностью согласна, Мавроди (прошу пардон) в гробу, наверное переворачивается от таких мужчин мусорных и пенсионных схем...
Я не поддерживаю в нашей стране НИКАКИЕ РЕФОРМЫ ВСЛЕДСТВИЕ ВЫСОЧАЙШЕЙ КОРРУМПИРОВАННОСТИ, которая сейчас в России имеет место быть везде и во всем. Поэтому НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ И НЕ НАДО ДЕЛАТЬ. Следует сделать только одно - РЕАЛЬНО УНИЧТОЖИТЬ КОРРУПЦИЮ. Без этого НИКАКИЕ РЕФОРМЫ НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА проводить! ! !
Если ничего не делать, то страна погрязнет в мусоре.
А коррупцию уничтожить невозможно. Ни одной стране мира это не удалось и не удастся.
Возьмите на вооружение опыт Китая, он очень хорош в борьбе с коррупцией.
Но как была там коррупция так и есть, совсем уничтожить ее нельзя.
Сталина давно все ждут порядок будет.
Если с нас собирают деньги на строительство мусороперерабатывающих заводов, значит мы инвесторы? Тогда должны получать прибыль от работы этих заводов!
В чем и фокус заводов нет, конкретных планов по их строительству тоже, но целевой сбор денег идет уже пятый месяц.
Самый лучший комментарий!
Бытовой мусор везде одинаковый, поэтому и тарифы должны быть для всех едины и не превышать 20-ти рублей с человека в месяц. Тогда это хоть немного будет походить на справедливость. А, если честно, то это точно такая же афёра, как и плата за капремонт.
К сожалению, не только капремонт и мусорная реформа - это авансовые платежи за неполученные услуги. Это становится системой в РФ: сотовые операторы самовольно меняют тарифные планы пользователей на тарифы с авансовыми платежами, Теплоэнерго начисляет платежи за центральное отопление собственникам с автономным отоплением даже при наличии всех необходимых разрешительных документов и проектов и отсутствии отапливаемых помещений в местах общего пользования многоквартирного дома. Короче - беспредел везде.
Почему бы государству не вложить средства в строительство мусороперерабатывающих предприятий? Невыгодно? А государство у нас социальное или некое предприятие, работающее на основе прибыли? Зачем мы тогда платим налоги?
"Где деньги Зин? " (с).
Таких риторических вопросов много: почему бы не поднять пенсии и зарплаты, почему бы не построить высококачественные железные дороги и пр.
Как где? Вон опять у бравого полковника нашли 12 миллиардов наличными.
Полковнику квартиры и бассейны для хранения этих самых денег надо купить.
А тут какой-то завод... да еще и мусоросжигательный.
12 миллиардов — годовой бюджет моего любимого города Калуги. Думаю, не один завод можно построить.