Защита прав пациентов
Краткое содержание :
Федеральный закон, регулирующий вопросы охраны здоровья граждан (№ 323-ФЗ от 21.11.2011 г.), точно определил момент перехода обычного гражданина в разряд «пациентов».
Чтобы отойти от сложной юридической терминологии, скажем проще: это любой человек, обратившийся за медицинской помощью или уже получающий ее. При этом не имеет значения, реально у него имеется заболевание или нет.
Правовые основы охраны здоровья и их нарушения
Декларативно государство достаточно полно описало в своих законах механизм защиты прав пациентов, но на практике исполнение не всегда реализуется по известным правилам.
Речь не идет о добросовестных исполнителях, профессионалах своего дела, незаменимых специалистах. Им низкий поклон за личный каждодневный стресс и самоотдачу в работе.
Мы говорим о ситуациях, при которых пациентам не обязательно быть медиками, чтобы понять, что услуга оказывается низкого качества. Нередко ситуации доходят до фактов причинения вреда здоровью человека и даже его жизни.
У гражданина, обратившегося в бюджетное медицинское учреждение, может возникнуть вопрос: «На каком основании с меня требуют плату за лечение, если есть фонд ОМС?» В стационаре пациенты удивляются и чаще тихо возмущаются неудовлетворительными условиями своего пребывания. Кто-то вообще так и не может добиться медицинской помощи по причине необоснованного отказа.
Что делать, кому жаловаться и куда обращаться – довольно распространенные вопросы среди граждан.
Методы восстановления нарушенных прав
Методы стандартные. Выбирать приходится из судебных и внесудебных способов решения проблемы. Если в случае обращения в суд алгоритм известен – подготовка аргументированной документации по факту допущенного нарушения прав пациента, подача иска, судебное разбирательство, – то что остается для досудебного урегулирования конфликтов?
Здесь нужно вспомнить, что такие организации, как прокуратура, структуры министерства здравоохранения, отделения страховых медицинских компаний, фонд ОМС, созданы государством и для оказания помощи пациентам при защите их прав.
До суда мы вправе самостоятельно или с помощью юристов подготовить заявление, жалобу, претензию. Направить обращение можно в одну из инстанций или в несколько сразу. В каждой из них для проработки вопроса и подготовки ответа существуют свои регламентные сроки.
Если результат обращения не устроит – не останавливаемся и готовимся к судебному разбирательству. В иске подробно указываем все предпринятые досудебные шаги.
Подписывайтесь на рассылку публикаций. В следующих статьях на примерах судебной практики рассмотрим реальные результаты обращений пациентов в суд.
Куда Вам чаще приходится обращаться за медицинской помощью?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты