Электронная переписка как доказательство в суде
Роль электронной переписки
Общение по электронной почте, WhatsApp или Skype является не только мобильным способом сотрудничества, но и удобным для обеих сторон, в связи с чем многие компании не спешат оформлять договоренности в письменном виде, надеясь, что проблем не возникнет.
И в случае спора единственным способом доказать свою позицию могут стать скриншоты электронных писем. В этом случае только электронная переписка может подтвердить тот факт, что между сторонами путем проведения устных переговоров и путем электронной переписки достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, а договор является заключенным (ст. 432 ГК РФ).
Что говорит закон
Согласно абз. 2 п. 1 ст.432 ГК РФ, к существенным условиям договора относятся:
1. условие о предмете договора;
2. условия, названные в законе или ином правовом акте в качестве существенных или необходимых для договоров данного типа (наименование и количество товара, цена, срок поставки) – ст. 457, 506, 507, 508, 509 ГК РФ;
3. условия, по которым согласно заявлению одной из сторон должно быть достигнуто согласие. Допустим, в случае, когда одна из сторон фиксирует условия в своей оферте (направляемом другой стороне проекте договора, счете на оплату, в прайс-листе), а вторая сторона соглашается с офертой и оплачивает товар (акцепт) путем перечисления средств по реквизитам, указанным в счете продавца.
Как я использовал электронную переписку в качестве доказательства в суде, расскажу подробно на примере спора. Он возник между сторонами при оферте продавца и акцепте покупателя, возникшем в результате отказа продавца отгрузить оплаченный покупателем товар и требования забрать товар на складе в городе Санкт-Петербурге в пятидневный срок.
Фабула дела
Светлана зарегистрирована как предприниматель, ее бизнес на рынке давно, она прошла через разные ситуации и обман может вычислить легко, но в данном случае интуиция ее подвела.
Пару лет назад Светлана заключила договор с интернет-магазином на поставку изделий из экокожи по электронной почте. Она и раньше покупала товар в этом магазине, проблем не возникало.
Схема сотрудничества была такой же, как обычно: согласно устной заявке продавец переслал в адрес покупателя посредством электронной почты предложение заключить договор (оферту) в виде проекта договора поставки, двух счетов на оплату и цветного каталога изделий из экокожи.
Светлана изучила ассортимент, цену, количество, сроки и логистику. Условия устроили, и предприниматель произвела оплату товара (акцепт) в размере 630 000 рублей путем перечисления денежных средств на банковский счет продавца, указанный в счете на оплату.
Рассуждала так: взаимоотношения длятся долго, проблем не возникало – риски минимальные. И просчиталась.
Продавец получил предоплату, условия договора не оспорил, претензий не заявил, но в срок товар не отгрузил. На уведомление о задержке отгрузки товара прислал по электронной почте письмо, что покупатель вправе забрать товар со склада продавца в Санкт-Петербурге в пятидневный срок, начиная отсчет со дня получения письма. А также предупредил, что в случае просрочки товар будет реализован другому покупателю или может быть продан покупателю, только уже по другой цене – выше на 10 %, чего, по мнению Светланы, и добивался продавец. И тогда Светлана в соответствии со ст. 450 ГК РФ направила в адрес продавца письменное уведомление о расторжении договора поставки и возврате предоплаты в течение 3 дней. Продавец претензию проигнорировал.
Досудебный порядок
Сначала я набросал правовую конструкцию сделки. Схема торговли дистанционным способом определена ст. 497 ГК РФ. Отношения с покупателями интернет-магазина регулируются постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612 «О продаже дистанционным способом» и ст. 26.1 закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 (ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей» (далее – Закона РФ «О ЗПП»).
Заключение договора в электронной форме предусмотрено ст. 434 ГК РФ. Оферта признается заключенной в письменной форме, если подписана электронной подписью продавца, а также путем аналогов собственноручной подписи, скана «живой» подписи и пр. (ст. 160 ГК РФ). Принятие оферты другой стороной производится путем совершения действий по выполнению указанных в оферте условий (п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ).
Изделия из экокожи в категорию товаров, которыми торговать дистанционно нельзя, не попадают. Значит, договор поставки является заключенным, и покупатель вправе потребовать возврата предоплаты в случае проблем с отгрузкой.
Сложность была в том, что, согласно сведениям из ЕГРЮЛ, интернет-магазин зарегистрирован в Крыму, а отгрузку товара продавец должен был осуществить со склада в городе Санкт-Петербурге.
Позиция истца аргументирована, денежные средства на счету должника имеются, и я подал иск в суд.
К иску приложил договор, счета и каталог, присланные по электронной почте; квитанцию об уплате госпошлины, скриншоты переписки, удостоверенные нотариусом; доказательства досудебного решения спора, переговоров, ходатайство о наложении ареста на счет должника. Суд принял иск к рассмотрению и наложил арест на счет продавца в банке в счет обеспечения иска.
Предугадывая позицию продавца, я попытался получить товар на складе продавца в присутствии свидетелей на основании доверенности и накладной истца. В получении товара было отказано в связи с тем, что пятидневный срок для получения товара истек.
В суде
В судебном заседании факт переговоров о поставке товара продавцом я подтвердил документами, скриншотом переписки по электронной почте, договором поставки, счетом на оплату и каталогом товара, факт оплаты ― платежными поручениями, факт расторжения договора поставки ― уведомлением о расторжении, почтовыми квитанциями.
Позицию истца обосновал следующим образом:
1. переписка по электронной почте предусмотрена договором поставки;
2. о фальсификации электронной переписки ответчик не заявил;
3. доказательств отгрузки ответчик не представил;
4. готовность товара на складе продавца не подтверждается ни документами, ни свидетелями.
В связи с изложенным я пояснил суду, что истец вправе потребовать возврата предоплаты (ст. 487 ГК РФ). Ответчик иск не признал, доказывал, что товар готов к отгрузке и находится на складе продавца в Санкт-Петербурге, просил в удовлетворении иска отказать.
Суд принял доводы стороны истца и согласился, что к отношениям сторон применимы нормы ч. 3 ст. 487 ГК РФ. Согласно этой статье в случае, когда продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет обязанность по передаче товара в установленный срок (ст. 457), покупатель вправе потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом покупателю в разумный срок (ст. 457, 314 ГК РФ).
Судебное решение
Суд выслушал стороны и пришел к выводу, что электронная переписка (как совокупность электронных сообщений соответствующих лиц) коррелирует с положениями ч. 1 ст. 75 АПК РФ и может рассматриваться в качестве письменного доказательства. В итоге иск удовлетворил, взыскал с ответчика в пользу истца долг, неустойку, судебные траты и издержки.
Исполнительное производство
По постановлению судебного пристава-исполнителя денежные средства с банковского счета ответчика списаны и поступили на счет истца на основании судебного решения.
Таким образом, удалось доказать, что электронная переписка является надлежащим доказательством и должник обязательств по поставке товара не исполнил. В связи с чем ответчик обязан вернуть предоплату.
Мой комментарий
Исходя из опыта проведенных мною дел в судах, рекомендую следующие способы защиты интересов заинтересованного лица в случае, если в аналогичной ситуации возникнет спор или в отношении вашей компании совершено мошенничество в Интернете и необходимо будет представить доказательства при судебном разбирательстве.
Способы защиты интересов в случае спорных ситуаций
1. Индивидуализация электронных сообщений с целью придания электронной переписке юридической силы в целях предоставления в качестве доказательства в суде.
2. Использование электронной цифровой подписи (ЭЦП).
3. Заверение документов, присланных по электронной почте, у нотариуса.
4. Проведение компьютерно-технической экспертизы или рецензия специалиста.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Подобные статьи - и есть самое полезное на сайте. И спасибо авторам.
Вот только - любая статья на подобные темы всего лишь мнение ОДНОГО юриста, а как известно - 2 юриста - это три мнения, что известно еще со времен Шекспира.
А как юрист - судья будет трактовать - это зависит только от его "внутренней" убедиловки.
Вот, к примеру, миллионы наших сограждан обращаются ежегодно к нашему гаранту - в основном через средства электронной связи. И РЕЗУЛЬТАТ?
Прикиньте - сколько из них что то там получили в ответ? Что слышали о такой статистике?
Статистика этих обращений, полагаю составляет ужасный секрет. Неоднократно общался с заявителями, которые лично посещали эту администрацию. Как и я, многие из них делали это в 3 й-4 й раз, поскольку предыдущий результат обращения равен либо 0, либо минус 1. После обращения (жалобы) гражданина, уполномоченным лицом администрации ваше обращение отправляется тому адресату на которого вы жаловались. И на этом ВСЁ. Минус 1 может начаться после, когда через месяцок-другой уверовав и убедившись в фактической собственной безнаказанности и бесконтрольность процесса, обжалуемый субъект начинает откровенно мстить, перемножив собственные умышленные нарушения на порядок в отношении того кто обращался. Так 13 летняя девочка из Калуги покончила жизнь, после обращения к гаранту о маленькой заработной плате своей мамы. Ее через месяц затравила администрация школы и администрация больницы где работала ее мама. Об этом писал НИАН здесь на портале ранее. Вот такие результаты обращений к гаранту, кто сомневается - проверьте на своем опыте.
я в этом особо и не сомневался. Но смысл моего вопроса был в другом. - здесь собралась толпа желающих что-то обсуждать - так может стоит обсудить - постатейно - что там не так смешалось в этом доме обологмовых - может пора побухтеть - и "внести законодательную инициативу"?
«К примеру - вы подали заявление о ПРЕСТУПЛЕНИИ а этот «К примеру - вы подали заявление о ПРЕСТУПЛЕНИИ - а "дядя" пересылает эту заяву по 141 УПК уже как обращение или письмо - исполнитель рад и рассматривает "письмо" Так может в 59 ФЗ, аналогичные акты надо внести "уточниловку" - а ИМЕННО "дядя" должен хотя бы прочитать НАЗВАНИЕ
Vj;tn d AP yflj dytcnm enjxybkjdre/
@lzlz@ ljk;ty [jnz ,s ghjxbnfnm YFPDFYBT - и "прошу" - и пересылать по принадлежности не испорченную им бумажку - а направить по подведомственности - по подследственности поступивший документ и c ТАКИМ ЖЕ НАЗВАНИЕМ как у заявителя. А помимо это ДОПИСАТЬ
ПРОШУ,
ПОРУЧАЮ
ПРЕДЛАГАЮ
В соответствии с УПК, конституцией, ГПК, ФЗ дать адекватный ответ по существу по изложенным в заяве вопросам 1, 2, 3, 4 Разъяснить порядок защиты прав и обжалования.
Примерно
Естественно надо прорабатывать.
Раньше примерно так работали 15 и 16 Управления горпрокуратур. Почему - всё поменяли? Почему каждый год меняют инструкции и приказы ГП?
С юридической стороной дела, все понятно. Мне непонятно вот что. Неужели люди, организации не дорожат своими клиентами, тем более постоянными. Репутацию очень тяжело заработать и очень легко потерять, особенно сейчас, когда такая конкуренция во всех сферах деятельности.
Такого понятия, как репутация в России явление редкое. В основном репутацией дорожат иностранные компании, а местным аборигенам до репутации, как до лампочки, плюс ко всему законы у нас либо не совершены, либо не работают в этом направлении. Поэтому иностранные компании и товары в глазах россиян более предпочтительны.
Спасибо. А у нас же судья даже не глянула на электронную переписку по мэйлу и распечатки. Как его заставить?
Добрый день
Заставить не юридический термин. Заставить суд выполнить действия не основано на законе. Надлежащий термин понудить суд выполнить действия. Полагаю, что в Вашей ситуации нужно выработать надлежащую позицию по делу
Что нужно доказать? Что электронные документы в Ваш адрес идентифицируются в сети Интернет с IP-адресом ответчика (электронная переписка, договор, финансовые документы и прочее.)
Чем подтверждается данный довод? Скриншотом электронных документов надлежаще заверенных! Это ключевая фраза.
Если электронные документы не заверены, то подтвердить данное утверждение в суде может специалист или эксперт устно или письменно, представив рецензию, или интернет - провайдер по судебному запросу.
В связи с этим ходатайствуйте о вызове свидетеля (специалист, эксперт) для дачи пояснения в суде в подтверждение Вашей позиции и судебном запросе в адрес интерне провайдера о подтверждении Ваших доводов. Если судья откажет варианта два: отвод судье или это станет основанием для подготовки апелляционной жалобы в связи с нарушением закона
Детали Вам разъяснит Ваш юрист.
А моя судья Шушпанова, из октябрьского суда г. Саратова. В моем деле заявила: вот еще чего. Я буду копошиться еще в каких то бумагах, мне что делать больше нечего! Таковы судьи России!
Весьма обстоятельная статья с подробностями, на лекциях юрфаков такого не услышишь, наших метров от юриспруденции к практическому применению норм законодательства и к защите интересов в суде доверителя и под дулом пистолета не понудить и в суд не загнать!