Остановил охранник в магазине: защита покупателя от неприятных ситуаций

3 754 просмотрa
462 дочитывания
12 комментариев
Эта публикация уже заработала 36,95 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Охранник магазина – первый человек, которого легко встретить на пути к покупкам. Здесь же могут возникнуть и первые проблемы. Правило кто сильнее, тот и прав в данном случае не действует. Судебная практика богата на примеры того, как сотруднику, охраняющему добро собственника торгового предприятия, пришлось отвечать за обиду, нанесенную покупателю.

Арсенал прав покупателя

Поэтому, не теряемся при виде внушительного гражданина с дубинкой наперевес, а вспоминаем о своих правах, чтобы не допустить их нарушения. Незаконны следующие требования.

1. «СДАЙТЕ ВЕЩИ В КАМЕРУ ХРАНЕНИЯ! С НИМИ ВХОД ЗАПРЕЩЕН!» Указание недопустимо, каким бы суровым тоном оно не произносилось.

Право гражданина сдать вещь на хранение или отказаться установлено статьей 421 ГК РФ «Свобода договора».

Если решение воспользоваться ячейкой принято самостоятельно, то нужно помнить, что ответственность за сохранность переданного на хранение имущества несет магазин на основании ст. 891, 901, 902 ГК РФ. Внутренние правила организации, противоречащие закону, не имеют юридической силы.

Некоторые магазины предлагают упаковать сумки в полиэтиленовый пакет. Соглашаться или нет – последнее слово за нами. Но иногда во избежание споров и взаимных претензий есть смысл согласиться на предложение, если оно бесплатное. Это вопрос доброй воли клиента и уход от конфликта. Плату за «навязанную» упаковку магазин брать не вправе.

2. «ПОКАЖИТЕ, ЧТО У ВАС В СУМОЧКЕ?» Это тот вопрос, который выводит из себя даже предельно спокойных граждан. Но не тратьте зря нервные клетки. И в этом случае только покупатель решает, удовлетворять любопытство сотрудника торговой точки или идти дальше, не отвлекаясь на юридически необоснованную просьбу.

Даже официальный представитель органов по охране общественного порядка, уполномоченный законом проводить личный досмотр граждан, обязан предварительно сообщить причину возникшего интереса, разъяснить гражданину права, пригласить двух понятых и в установленном порядке зафиксировать процедуру досмотра (ст. 27.7 КоАП РФ).

Наверное, многим из нас приходилось наблюдать, как слишком исполнительный секьюрити буквально по пятам преследовал посетителя магазина. Человек еще украсть ничего не успел, а уже заранее виноват.

3. «ПРОЙДЕМТЕ!» Сотрудник охраны переходит к третьему этапу общения с клиентом. Для привлечения «тяжелой артиллерии» у него должны быть серьезные аргументы.

Если у магазина возникнет подозрение на то, что в сумке покупателя лежит неоплаченный товар, то покупатель либо сам соглашается на осмотр содержимого (без прикосновений к личным вещам), либо он категорически отказывается. Во втором случае, скорее всего, последует просьба задержаться до приезда полиции. Это попытка остановить покупателя, подозреваемого в противоправных действиях.

Правомерность применения силы в данном случае зависит от того, с кем имеем дело. Если это вахтер без лицензии, нанятый предприятием присматривать за порядком, то покупатель вправе вежливо игнорировать просьбу и следовать дальше. Если остановил частный охранник (сотрудник ЧОП), оказывающий охранные услуги по договору с магазином, то для пресечения преступления он вправе применить физическую силу и даже оружие, но только в случаях, строго предусмотренных законом.

Но даже в этом случае полномочия сотрудников ЧОП ограничены задержанием подозреваемого человека до приезда полиции (без досмотра!).

Всеми остальными полномочиями наделены сотрудники полиции на основании ст. 12, 13 Федерального закона о полиции. За неподчинение требованиям стражей правопорядка предусмотрены санкции по ст. 19.3 КоАП РФ (от штрафа в 500 рублей до административного ареста на 15 суток).

Куда жаловаться?

При нарушении прав или превышении полномочий охранников граждане вправе требовать восстановления нарушенных прав, компенсации и наказания для виновных лиц.

В случае кражи личных вещей из камеры хранения магазина обращаться нужно в полицию.

Представители власти обязаны отреагировать на вызов, провести расследование, истребовать видеозаписи и собрать другие материалы по делу. Ущерб придется возмещать через суд, если магазин откажет покупателю в выплате суммы убытков в добровольном порядке.

Роспотребнадзор тоже принимает активное участие в защите прав клиентов магазинов, реализуя положения ст. 14.8 КоАП РФ.

Если охранник преградил путь и обвиняет самого покупателя в краже, которую тот не совершал, то включаем видеозапись на телефоне и просим на камеру сообщить о причинах задержания. Одного подозрения недостаточно для применения таких полномочий сотрудником магазина. Нужны очевидцы, записи с камер видеонаблюдения, доказывающие правонарушение.

Если факт не подтвердится, то за препятствие в движении, применение силы к клиенту и, тем более, досмотр чрезмерно подозрительному сотруднику придется отвечать по закону в суде, а торговой организации возмещать гражданину моральный вред и ущерб здоровью (если дошло до применения силы).

Удачных покупок и доброжелательных секьюрити на пути к ним!

12 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 12
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Елена
Подписчиков 8139
26.03.2024, 20:43
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10.2М
Бородин рассказал о нескольких задержаниях высокопоставленных чиновников за последние дни.
Подробнее
Неинтересно
10:00
Поделитесь этим видео
-1
82
Андрей
Подписчиков 275
24.04.2024, 13:04
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг443.9к
Вчера вечером общественность потрясло известие о задержании заместителя министра обороны РФ Тимура Иванова.
Подробнее
Неинтересно
0
3
Кирилл Вячеславович Телегин
Подписчиков 47
22.04.2024, 14:56
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг55.7к
⚡️ В Карачаево-Черкесии неизвестные лица открыли огонь по автомобилю полиции, в результате ...
Подробнее
Неинтересно
0
0