Сахно Юлия Анатольевна
Сахно Ю. А. Подписчиков: 3645
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 3771

Правила режима труда и отдыха водителей грузовых автомобилей

1 295 дочитываний
9 комментариев
Эта публикация уже заработала 126,46 рублей за дочитывания
В конкурсе публикаций от 18.12.2019 эта публикация заработала 300,00 рублей
Зарабатывать

Подробнее ➤

Работа, основанная на тотальном несоблюдении РТО (режима труда и отдыха) и наплевательском отношении к здоровью водителя, по принципу: хоть за какие деньги лишь бы вертелись колеса и ежемесячные пробеги по восемнадцать-двадцать тысяч километров никак не подразумевают под собой хоть сколько-нибудь приличного обслуживания подвижного состава. Потому ремонтируется лишь то, без чего машина ехать просто не может, а далее-на дорогу до «обновления». Любая задержка, простой - это прямые убытки на лизинговых платежах, которые никуда не деваются.

Между тем, именно по причине усталости происходит большинство аварий, которые влекут за собой самые непредсказуемые последствия. Для отслеживания режима работы водителей было введено обязательное требование наличия тахографа, который может отслеживать информацию о водителе и фиксировать нарушения. При осуществлении грузовых перевозок по Российской Федерации и других странах, необходимо обязательно учитывать требуемый режим труда и отдыха водителей грузовиков. Поэтому каждая транспортная единица должна быть оснащена специальным цифровым устройством, предназначенным для осуществления контроля за работой водителя.

Режим труда и продолжительность рабочего дня работника, занятого управлением ТС, должен соответствовать приказу Минтранса № 273 от 21.08.2013 г. «Утверждение порядка установки тахографов на ТС».

Тахограф-это специальное техническое устройство, которое используется для мониторинга маршрута автомобиля, его скорости, а также отслеживает режим работы водителя. Тахограф подключается к датчикам на основных узлах автомобиля, что и дает возможность получать наиболее полную информация о процессе использования машины.

Основным законодательным актом касательно режима работы водителей, которые причисляются к сотрудникам транспорта, является Трудовой кодекс Российской Федерации, где в главе 51 регламентирован прием на работу сотрудников, связанных с движением транспортных средств, их рабочее время и требования к дисциплине-статья 329 ТК РФ, в соответствии с которой работодатели могут устанавливать собственный график работы водителей, но вольности допускаются только для улучшения положения.

Таким образом, установить график работы хуже, чем он описан в Кодексе, попросту невозможно.

Кроме того, профильным нормативным актом считается и приказ Минтранса России №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», где оговаривается как рабочее время, так и длительность отдыха, тем самым регламентируются требования к графику. Причем этим документом регулируется не только стандартный рабочий график, но и суммированный, который устанавливается в ситуации, когда предприятие не может обеспечить нормированный рабочий день.

В момент составления графика работы водителей необходимо придерживаться некоторых операций, входящих в состав его действий в течение рабочей смены:

1) Время, которое он проводит непосредственно занимаясь управлением ТС.

2) Остановка с целью кратковременного перерыва.

3) Отдых после прибытия в назначенное место.

4) Занятость обязательными работами перед рейсом и после него, относящиеся к проверке технического состояния ТС и исправной работы механизмов.

5) Осуществление ремонтных работ и мелких технических неисправностей, с которыми использование ТС невозможно (действия могут выполняться своими руками или на СТО).

6) Осуществление наблюдения за грузом с целью его охраны на промежуточных пунктах остановок или по прибытию в назначенное место до начала разгрузки.

7) Присутствие внутри ТС в момент движения (при осуществлении управления двумя водителями).

8) Иные манипуляции, выполняющиеся работником в течение всего следования по маршруту.

Варианты учета рабочего времени

Рабочее время учитывается согласно ст. 91 ТК РФ «Понятие рабочего времени». В соответствии с ним, работодатель должен вести документальный отчет периода, который работник находится на своём рабочем месте.

Это позволит осуществлять контроль за соблюдением дисциплины и определить величину заработной платы за фактически отработанное время. В отношении водителей действует норматив, указанный в разделе II «Рабочее время» приказа Минтранса № 15.

Согласно ему, для этой категории работников действует 2 варианта учёта рабочего времени:

1. Ежедневный – продолжительность трудовой смены в соответствии с пределами, установленными действующим законодательством.

2. Суммированный – продолжительность рабочей смены отличается. Присутствуют длинные трудовые дни, не укладывающиеся в норматив, при этом общий объём времени за неделю соответствует нормативам.

Ежедневный учет рабочего времени

В данном случае, водитель работает в пределах соответствия с установленными нормами – по 8 часов в сутки, в течение 5 дней в неделю, с общей суммой 40 часов. В случае 6-дневной – смена снижается на 1 час. В дополнение следует добавить, что к рабочему времени относится не только время, проведённое за рулем, но и другие ситуации.

Для наглядного примера с графиком 8-часового рабочего дня можно ознакомиться по таблице 1.

Таблица 1. Пример графика ежедневного рабочего дня водителя.

Действия - Фактическое время - Рабочее время

Предрейсовый медицинский осмотр 15 минут - 15 минут

Управление автомобилем 4 часа - 4 часа

Обед 30 минут - нет

Управление автомобилем 2 часа - 2 часа

Специальный перерыв для отдыха 15 минут - 15 минут

Управление автомобилем 1 час 30 минут - 1 час 30 минут

Итог: 8 часов 30 минут - 30 минут

Максимальной занятостью водителя за неделю может быть показатель не более 40 часов, поэтому крайне важно соблюдать эту установленную норму. Правильно будет, если каждые 4 часа водитель делает 15-ти минутный перерыв, а если он работает на междугородних рейсах, то непрерывно вести автомобиль можно не более 2-х часов. Длительная работа, которая может максимально продолжаться больше девяти часов, является исключением из правил, но и применяться может не чаще двух раз в неделю.

Суммированный

В данном случае происходит расчёт не за 1 неделю, а за полный отработанный месяц. В некоторых ситуациях величина определяется исходя из времени, отработанного за сезон. При этом продолжительность 1 рабочего дня не может превышать 10 часов, но и в этом случае есть исключения: если при междугородной перевозке водителю нужно еще время, чтобы доехать до точки отдыха, то длительность смены может увеличиваться до 12-ти часов, как и в случае с регулярными городскими и пригородными маршрутами. Контроль проводится раз в месяц, но период можно увеличить до трех месяцев.

В дополнение следует добавить ряд ситуаций, когда допускается увеличение до 12 часов:

1. При занятости водителя в осуществлении международных и междугородных перевозках, чтобы дать водителю время добраться до места полноценного отдыха.

2. Для людей, занятых управлением автобусов на городском и пригородном маршруте.

3. Водителям, относящимся по роду своей занятости к п.12, II (раздел приказа Минтранса № 15).

При ненормированной занятости

Вариант ненормированного рабочего дня для водителей в России предусмотрен на основании п. 14 вышеизложенного раздела приказа № 15. Он может применяться к лицам, занятым управлением транспортных средств, использующихся в экспедициях и полевых работах.

Данное решение в отношении работника принимается индивидуально руководителем организации. В этом случае расчёт времени считается от нормальной еженедельной нормы, при гарантированном предоставлении времени, предназначенного для отдыха.

Таким образом, для данной категории работников, закон предусматривает вариант любой продолжительности рабочего дня при условии общего количества рабочего времени не более 40 часов за неделю.

Особенности графика при наличии двух водителей

Когда транспорт должен двигаться более 12-ти часов в сутки, то в рейс отправляется два и более водителей, которые смогут взаимозаменять друг друга. Для полноценного отдыха машина обязательно должна быть оборудована спальным местом, таково требование закона.

В сутки пара водителей должна работать не более 21 часа, из них управлять машиной можно 18 часов! При этом максимально без перерыва можно ехать все 4,5 часа, при том, что отдых считается только тогда, когда машина стоит. Даже если второй водитель не работает, во время движения он не отдыхает. Первое, что нужно учитывать, занимаясь составлением графика для двух водителей это то, что оба они работают – не отдыхают. Противоположная ситуация касается случаев, когда кабина автомобиля или автобуса оборудована спальным местом, в котором, человек, находящийся в «режиме отдыха» может восстановить свои силы. Данная ситуация является обязательной в поездках длительностью более 12 часов.

Режим работы и отдыха водителей по тахографу

Тахограф отслеживает личность водителя благодаря специальной карте, которая вставляется в прибор и обеспечивает работу техники, а отсчет времени идет в автоматическом режиме. Законный интервал времени, необходимого для водителей дальнобойщиков определяется исходя из суммирования составных элементов, представленных ниже в таблице 2.

Таблица 2. Отдых водителя.

Показатель - Действующая норма - Возможные отклонения

Обеденный перерыв и отдых 45 минут - 15 минут и 30 минут раздельно

Междусменный или ежедневный 11 часов - 9, но не больше 3 раз за 1 неделю

Еженедельный 45 часов - Не меньше суток

Трудовое законодательство предусматривает возможные варианты, за счёт которых допускается снижение соотношения РТО для водителей. Наиболее распространённые из них:

1. Снижение междусменного интервала отдыха до 9 часов в случае работы, связанной с городскими и пригородными перевозками. В данном случае для работника необходимо предоставлять время необходимое для восстановлений не менее 2 суток по окончании второй смены.

2. До 11 часов при занятости водителя в междугородных перевозках. Дополнительное время для отдыха предоставляется в размере равном потерянной величине часов за прошедший период.

Как ездить по тахографу в России (общая таблица)

Процедура - Время на нее

Длительность смены - Не более 10-ти часов в день и не более 90 часов в неделю

Перерыв в работе - 30 минут — 2 часа, в зависимости от времени, проведенного за рулем

Междусменный перерыв - Не менее двойной длительности работы в последний день работы

Ежедневный отдых (при ежедневном учете) - Не менее 12-ти часов

Ежедневный отдых (при суммированном графике) - Не меньше 11-ти часов (может быть сокращено до девяти часов не более трех раз в неделю если будет предоставлен дополнительный отдых)

В соответствии с изложенным, схема должна быть следующей:

1. Рабочий день не должен превышать 9 часов в сутки. В случае непредвиденных увеличений разрешённого срока – не более 10 часов подряд, но не чаще, чем 2 раза в неделю.

2. При нахождении в процессе управления автомобилем, водитель обязан каждые 4 часа делать остановки для отдыха, длительностью не менее 15 минут.

3. Непрерывная работа при осуществлении междугородного рейса не больше 2 часов с последующим обязательным отдыхом. На начало рабочей смены допускается нахождение за рулём на протяжении 4 часов, с последующим переходом в режим 2 часов.

4. Продолжительность рабочей недели при работе на протяжении 5 дней, имеет максимальное значение равное 40 часам. В случае 6 дневной – не более 42 часов, максимум.

5. Транспортировка грузов включает в длительность рабочего времени и период, потраченный на охрану груза, однако рассчитывается не полностью, а исходя из величины, поделённой на 3.

6. В случае управления грузовым автомобилем и перевозки грузов, допускается 12 часовой рабочий день. Это условие разрешается только в случае поездок на дальнее расстояние, в случае чего для того чтобы обеспечить себе полноценный отдых, водителю приходится преодолеть большое расстояние. Данное условие касается как поездок в пределах России, так и в Европе.

Штраф за нарушение

Осуществить проверку соблюдения рабочего графика можно с помощью специального цифрового устройства с СКЗИ, оборудоваться которым должны все ТС, подходящие под действие приказа Минтранса № 273 от 21.08.2013 г. «Утверждение порядка установки тахографов». Все ТС относящиеся к условиям вышеназванного документа должны быть оборудованы такими приборами.

Исходя из этого, в соответствии в рядом дополнительной документации, осуществить контроль за их установкой, обслуживанием и соблюдением РТО могут сотрудники следующих ведомств:

1) ГИБДД ДПС. 2) Роспотребнадзор. 3) Роструд.

Любой из вышеназванных сотрудников может проверить соблюдение РТО и возбудить в отношении нарушителя административное дело по ст. 11.23 КоАП РФ.

В зависимости от ситуации, мера наказания может быть следующей:

1.Штраф от 1 000 до 3 000 руб. для физлиц (если водитель ездит без тахографа, не установил в него карту, либо прибор не работает, то водителю назначается штраф);

От 5 000 до 10 000 руб. для должностных лиц и ИП при несоблюдении следующих условий:

-отсутствие прибора учёта РТО на всех ТС, попадающих под действие приказа № 36;

-эксплуатация ТС с неисправным прибором учёта;

-невыполнение калибровки или просроченный период следующей поверки;

-использование устройства или дальнейшее обслуживание в мастерских, не имеющих сертификата на осуществление деятельности. Проверить наличие законного разрешения на выполнения аналогичных работ можно на официальном сайте Минтранса: rosavtotransport.

2. Штраф от 1 000 до 3 000 руб. по п.2 ст. 11.23 КоАП РФ накладывается при обнаружении следующих нарушений:

-просроченная или отсутствующая карта водителя или карта предприятия;

-карта не вставлена в слот;

-использование чужой карты;

-несоблюдение РТО, например время непрерывного управления превышает установленные нормы.

Исходя из представленной информации, можно сделать заключение, что все водители, задействованные в транспортировке груза на большие расстояния обязаны соблюдать данные нормы в соответствии с вышеизложенными законодательными актами. Максимальная санкция для водителя составляет максимум 3 тысячи рублей, но никаких больше мер не предусмотрено.

Следование данным требованиям и грамотный расчет и планирование режима труда и отдыха водителей грузовых автомобилей позволит не только избежать возможных штрафов, но и снизить вероятность попадания в ДТП, пребывая в состоянии сильной усталости.

9 комментариев
Понравилась публикация?
31 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Сахно Юлия Анатольевна
Комментарии: 9
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
Автор текстов ШтурмАН
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2333
17.12.2019, 14:42
Москва

+7 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Надо взять на заметку. Сейчас как раз готовлю оформление лицензии на перевозку пассажиров.

+5 / 0
картой
Ответить

Танечка, рада что помогу. Есть еще вчерашняя статья-там посмотри нормы ("Для водителей дальнобойщиков")..И про штрафы по КоАп с ноября 2019, какие документы им нужны.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

🌹

+4 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Спасибо за статью, ночью ехал из Краснодара в Ростов, все дальнобойщики отдыхали, подтверждаю.

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Дороги тяжелые. Отдых святое.

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Расширение ипотеки, индексация пенсий и тарифов: какие законы вступают в силу с 1 июля

В июле в России вступает в силу ряд новых законов и поправок к действующему законодательству. Они изменят жизнь молодых семей, пенсионеров, студентов-выпускников, водителей и самозанятых, а также иностранцев,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы