Индивидуальные приборы учёта: новый порядок поверки.
Краткое содержание:
1. Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 496-ФЗ,
2. История вопроса,
3. И знаю опять, как можно. А зачастую, и как нужно.
4. Об ответственности должностных лиц Росстандарта,
5. Обсуждение

С 24 сентября 2020 года единственным юридически значимым результатом поверки бытовых счетчиков и других средств измерения станет запись в реестре Росстандарта (Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений), а бумажные свидетельства о поверке будут носить дополнительный информационный характер и оформляться по желанию владельца прибора.
Это предусматривают поправки в Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 496-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений", принятые в соответствии с программой "Цифровая экономика" в канун Нового 2020 года.
Как пояснили в Росстандарте (https://rg.ru/2020/01/07/v-rosstandarte-rasskazali-ob-izmenenii-poriadka-poverki-schetchikov.html), после того, как специалист сделает на месте поверку прибора, в течение суток он вносит данные о результатах работы в реестр ФГИС "Аршин" (это ведомственная система с открытым доступом, см. https://fgis.gost.ru/fundmetrology/registry).
В разделе "Сведения о результатах поверки средств измерений" владелец счетчика сможет ввести его заводской номер и увидеть сведения о нем и результатах оказанной ему метрологической работы. Также он сможет ссылаться на запись в реестре, чтобы узнать о дате следующей поверки конкретного прибора.
По мнению чиновников Росстандарта, вводимая процедура снизит риск мошенничества, когда гражданам навязывают поверку или замену счетчика под предлогом истечения сроков и требований законодательства, а также поможет бороться с недобросовестными организациями, которые сейчас выдают за небольшие деньги свидетельство о поверке, но реальных испытаний не проводят.
"Альтернативное "хождение" бумажных свидетельств порождает фиктивное выполнение метрологических работ и выпуск поддельных документов, - сказал "РГ" руководитель Росстандарта Алексей Абрамов. - Исключить ее позволит только однозначная электронная фиксация результатов поверки и утверждения типов средств измерений".
Федеральный закон от 27.12.2019 № 496-ФЗ вступит в силу 24 сентября 2020 года. До этой даты Росстандарт заявляет о своем намерении работать над доработкой необходимой инфраструктуры и адаптировать всех участников метрологической деятельности к новому порядку.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений" разработан Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 36 Плана его законопроектной деятельности на 2019 год, утвержденного распоряжением Правительством Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 2935-р и позициями 01.01.007.002.001-01.01.007.002.004 Плана мероприятий федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденного Протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 27 декабря 2018 г. № 6.
Законопроектом № 808818-7 внес в Госдуму 09.10.2019, после чего с поразительной скоростью прошел все слушания и принят 18.12.2019, 23.12.2019 уже был ободрен Советом Федерации, а 27.12.2019 – и подписан Президентом Российской Федерации, после чего 28.12.2019 опубликован, https://rg.ru/2019/12/31/izmereniya-dok.html.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений", направленных на:
-установление приоритета электронной регистрации оформления результатов работ (услуг) в области обеспечения единства измерений,
-переход к электронной регистрации результатов работ, как к основной форме их подтверждения,-
и предлагается для утверждения как типа средств измерений, так и поверки средств измерений.
С точки зрения авторов законопроекта указанные изменения необходимы в условиях перехода к цифровой экономике, под которой подразумевается цифровая трансформация системы обеспечения единства измерений, позволяющая обеспечить прозрачность контролируемых данных метрологических работ и исключение случаев подделки свидетельств о поверке.
По их мнению, для реализации электронной регистрации сведений о результатах поверки средств измерений необходима однозначная идентификация каждого экземпляра средства измерений, которая может обеспечиваться наличием заводского, серийного номера или другого цифробуквенного обозначения на средстве измерений, однозначно идентифицирующего каждый экземпляр средства измерений.
Цифровая трансформация в области обеспечения единства измерений неизбежно приводит к созданию пространственно-распределенных измерительных систем, имеющих в своем составе большое количество интеллектуальных датчиков и облачные структуры для хранения и обработки данных, "цифровых" двойников средств измерений для включения их в автоматизированные системы управления технологическими процессами, "цифровых" двойников эталонов для проведения дистанционной поверки (калибровки).
Все это в совокупности влечет за собой необходимость разработки новых требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений, задаваемым в нормативных правовых актах Российской Федерации, а, следовательно, проведения предусмотренной законодательством Российской Федерации обязательной метрологической экспертизы данных актов, разработчиком и исполнителем которой является федеральный орган исполнительной власти в лице Росстандарта.

«И знаю опять, как можно. А зачастую, и как нужно». В.С. Черномырдин
Статья 2 Федерального закона от 27.12.2019 № 496-ФЗ (далее-Закон № 496-ФЗ) устанавливает переходные положения для результатов поверки, удостоверенных в соответствии с действующими до вступления в силу законопроекта нормативными правовыми актами, которые сводятся к следующему:
результаты поверки, оформленные до вступления в силу законопроекта только знаком поверки на средстве измерений и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки, действительны до окончания интервала между поверками, установленного для данных средств измерений.
Изменения в статьи 9, 12, 13, 20, 25 и 26 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» внесены с целью установления приоритета электронной регистрации оформления результатов работ (услуг) в области обеспечения единства измерений.
Вот наиболее существенные из них:
-закреплен правовой статус электронной регистрации сведений о результатах работ (услуг) в области обеспечения единства и измерений в части утверждения типа средств измерений и поверки средств измерений,
-по результатам испытаний вместо выдачи свидетельств в Федеральный информационный фонд будут вноситься сведения о поверке средств измерений; при этом, по заявлению владельца средства измерения знак поверки будет наноситься на средство измерения и выдаваться сертификат о поверке или вносится запись в паспорт (формуляр) средства измерения,
-состав сведений Федерального фонда измерений дополняется сведениями о результатах мониторинга состояния системы обеспечения единства измерений, прогнозирования измерительных потребностей экономики и общества; в него также будут вноситься изменения в сведения о результатах мониторинга состояния системы обеспечения единства измерений,
-однозначность идентификации каждого экземпляра средства измерений должна будет обеспечиваться наличием заводского, серийного номера или другого цифробуквенного обозначения на средстве измерений,
-предусматривается возможность на основании положительных результатов испытаний образцов или средств измерений положительного заключения аккредитованного на выполнение испытаний юридического лица и (или) по заявлению правообладателя вносить изменения в вышеуказанные сведения,
-принятие необходимых нормативных правовых актов для реализации вышеуказанных положений Росстандарт оставил за собой и закрепил (де-юре) право на аккредитацию юридических лиц на выполнение испытаний в области обеспечения единства измерений.

Об ответственности должностных лиц Росстандарта.
Ответственность должностных лиц Росстандарта за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции установлена Приказом Минпромторга России от 01.08.2017 N 2514, которым утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов" (зарегистрирован в Минюсте России 02.11.2017 N 48781).
Согласно данного Административного регламента (п.п. 153-154, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282388/d7b646aa795cad93a11c917ac8014b91717271b4/) Росстандарт, его должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К их грубым нарушениям относятся нарушения требований законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в части:
1) отсутствия оснований проведения плановой проверки;
2) несоблюдения срока уведомления о проведении проверки;
3) отсутствия оснований проведения внеплановой выездной проверки;
4) привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в порядке, установленном федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6977; 2014, N 26, ст. 3366; 2016, N 10, ст. 1323), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 636 "Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 29, ст. 4142), граждан;
5) отсутствия согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя в соответствии с установленными требованиями;
6) нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
7) проведения проверки без приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);
8) требования документов, не относящихся к предмету проверки;
9) превышения установленных сроков проведения проверок;
10) непредставления юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю акта проверки;
11) проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
12) участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.
Ремарка автора публикации: последняя ссылка наглядно иллюстрирует «деловую репутацию» должностных лиц Росстандарта, которым Правительство Российской Федерации делегировало принятие необходимых нормативных правовых актов для практической реализации в условиях перехода к цифровой экономике цифровой трансформации системы обеспечения единства измерений, включая право на аккредитацию юридических лиц на выполнение испытаний в этой области.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Ф. И. Тютчев. «Умом Россию не понять...», 28 ноября 1866
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Содержание и логика авторов N 496-ФЗ, по ассоцияции, напомнила мне лекцию Остата Бендера перед любителями шахмат в клубе «Четыре коня» г. Васюки. А мы знаем, что Остап был профессиональным мошенником и знал 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения.
Аршин - одна из главных русских мер длины, содержит четыре пяди или 16 вершков. Слово "аршин" происходит от персидского "арш" - локоть. Но аршин - это длина всей вытянутой руки от плеча до кончика среднего пальца - 71 сантиметр. В русских мерах был и собственно "локоть" - расстояние от сжатого кулака до локтевого сгиба - от 38 до 46 сантиметров.
Вопрос: логотип ФГИС "Аршин" россиянам общеизвестен или нуждается в разработке за бюджетные деньги, разумеется?
Лучше бы цену снизили на свет, воду, газ!