А так ли нужно писать объяснительную за опоздание на работу?
Краткое содержание :
Опаздывать на работу неприятно, а писать объяснительную по поводу опоздания и того хуже. Если с вами произошла такая ситуация, то не стоит паниковать.
Причин для опоздания на работу много — от дорожных пробок до потопа в квартире. Публикация будет интересна работникам, чтобы убедительно оправдаться перед начальством и избежать наказания за очевидное нарушение трудового распорядка.
Понятие опоздания по объяснительной
Опозданием считается явка на работу позже установленного времени. Интервал: от 1 минуты до 4 часов подряд, после этого уже прогул.
Объяснительная — вид служебного документа, который хоть и оформляется в произвольной форме, но все же при его составлении следует придерживаться делового стиля. Рекомендация условна.
Основное содержание документа состоит в объяснении причин нарушения трудовых отношений, а также в построении причинно-следственных связей события или событий, непосредственно повлекших опоздание.
Задержка может остаться незамеченной, тогда объясняться не придется. Но если сотрудник бюджетной организации попался, для оправданий есть 2 рабочих дня. Именно такой срок установлен ст. 193 ТК РФ.
Трудовой кодекс РФ, а именно 193-я его статья, прописывает, что любой работодатель имеет право требовать с сотрудника объяснительный документ в случае совершения последним какого-либо дисциплинарного или трудового нарушения.
Однако обязан ли сотрудник писать этот документ? Закон такого обязательства не предусматривает. Но так ли это хорошо – проигнорировать требования начальства? И что может повлечь за собой подобное бездействие?
В случае отсутствия объяснительной на столе начальства руководитель, скорее всего, выпишет дисциплинарное взыскание в отношении сотрудника.
Из практики можно выделить основные причины, по которым люди задерживаются:
- пробки на дорогах;
- проблемы со здоровьем;
- прорыв водопроводной трубы;
- поломка автомобиля;
- сломался дверной замок;
- остановили «гаишники»;
- не сработал будильник;
- задержали в школе или детском саду.
Понятно, что сотрудники могут и соврать, поэтому кроме изложения причины работодатель вправе потребовать документальное подтверждение произошедшего.
Как доказать, что причины опоздания являются уважительными?
Если заклинило замок, то дверь наверняка пришлось «вскрывать», прибегнув к помощи специалиста. В этом случае сотрудник может предоставить квитанцию об оплате услуг и справку с указанием времени выполнения работ.
Проблемы со здоровьем доказываются выпиской из медицинской карты.
Прорыв трубы — справкой коммунальной службы.
Оформление штрафа сотрудниками ГИБДД – копией протокола.
Среди опаздывающих на работу жителей крупных городов лидирует такая объяснительная: опоздание на работу из-за пробок. И тут возникают вопросы: у работника — как доказать, а у работодателя — стоит ли принимать такой аргумент. Подтвердить факт пробки можно с помощью технических средств: скрины компьютерных программ, фиксирующих дорожные проблемы, сойдет даже запись эфира радиоведущего, который сообщил о том, что «на 5 км Варшавского шоссе с семи утра затор».
Объяснительный документ делится на две основные части: фактическая. Как уже ясно из заголовка, здесь должны приводиться факты, являющиеся поводом для написания документа. Указать их нужно как можно более кратко и лаконично. Причинная часть. Сюда относятся все возможные причины ситуации, поясняющие приведенные ранее факты.
В случае опоздания не стоит бояться идти к начальнику. Необходимо смело направиться в кабинет шефа и доложить все как есть. Держаться нужно спокойно и уверенно, но и грубить руководству также не следует.
Трудовой кодекс не содержит исчерпывающего перечня уважительных оснований, не раскрываются в нем критерии, когда верить, а когда не верить работнику. Поэтому «нахождение в пробках» действительно может помешать человеку вовремя явиться на службу, но не снимает с него ответственности за нарушение трудовой дисциплины. То есть его можно привлечь к дисциплинарной ответственности за опоздание.
Напомню, что, согласно ст. 192 ТК РФ, в качестве дисциплинарного взыскания к работнику можно применить замечание, выговор или увольнение. За первое опоздание обычно применяют замечание, затем по нарастающей — выговор, а для особо непунктуальных — увольнение. Последняя мера будет не за опоздание как таковое, а за системность подобного поведения.
Если работник категорически отказывается письменно пояснить причины опоздания, то работодателем по истечении 2 рабочих дней может быть составлен акт, в котором фиксируются суть нарушения, причины и непосредственно сам отказ от составления объяснительной. При этом несогласие работника с требованием руководителя о представлении письменных пояснений не влияет на применение к нему мер дисциплинарного воздействия.
Опоздание относится к дисциплинарным проступкам, за которые работнику может быть объявлено замечание, выговор, увольнение (если имеются достаточные основания). Поэтому сотрудник должен в первую очередь обезопасить себя и привести доводы в свою защиту, используя объяснительную записку. Штраф за опоздание на работу может быть применен к работнику в качестве наказания за нарушение трудовой дисциплины только тогда, когда данная мера обговорена условиями трудового договора либо локальными нормативными актами предприятия. Аналогичная ситуация, с точки зрения судебной практики, складывается и с депремированием в случае опоздания на работу.
Согласно ч. 1 ст.12 ТК РФ, премиальные выплаты — это стимулирующая часть заработной платы. Условия начисления, частичного или полного ее лишения обговариваются трудовым договором. Депремирование не относится к мерам дисциплинарного воздействия, указанным в ст.192 ТК РФ, поэтому может быть оспорено работником в судебной инстанции.
А Вам приходилось опаздывать на работу и писать объяснительную?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: