Заключение Конституционного Суда РФ от 21 сентября 1993 г. N 2-З
"О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, связанных с его Указом "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" от 21 сентября 1993 года N 1400 и Обращением к гражданам России 21 сентября 1993 года"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, заместителя Председателя Н.В. Витрука, секретаря Ю.Д. Рудкина, судей Э.М. Аметистова, Н.Т. Ведерникова, Г.А. Гаджиева, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, В.И. Олейника, Н.В. Селезнева, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева,
рассмотрев в судебном заседании действия и решения Президента Российской Федерации, связанные с его Указом "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" от 21 сентября 1993 года N 1400 и Обращением к гражданам России 21 сентября 1993 года, руководствуясь статьей 165 Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части второй и частью четвертой статьи 1 и статьями 74, 77 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, пришел к заключению:
Указ Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" от 21 сентября 1993 года N 1400 и его Обращение к гражданам России 21 сентября 1993 года не соответствуют части второй статьи 1, части второй статьи 2, статье 3, части второй статьи 4, частях первой и третьей статьи 104, части третьей пункта 11 статьи 121# статье 121#, части второй статьи 121#, статьям 165, 177 Конституции Российской Федерации и служат основанием для отрешения Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от должности или приведения в действие иных специальных механизмов его ответственности в порядке статьи 121# или 121# Конституции Российской Федерации.Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации В.Д. ЗорькинСекретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации Ю.Д. Рудкин
СвободнаяПресса Юрий Воронин. Двадцать лет непрерывного переворота.
События после опубликования Указа № 1400 обернулись для России исторической трагедией. Государственный переворот, совершенный президентом РФ Б. Ельциным 21 сентября 1993 года, начал набирать обороты, принимая форму перманентности.
По личному распоряжению Б. Ельцина был осуществлен штурм здания Белого дома, где находились народные депутаты РСФСР — участники X (чрезвычайного) Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, расстреляны москвичи, вставшие на защиту Конституции и законности в Российской Федерации, что привело к многочисленным жертвам мирных граждан.
Знаковым этапом качественного оформления перманентности государственного переворота сентября-октября 1993 года стало «принятие» новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.
Согласно действующему на тот период законодательству, принятие новой Конституции Российской Федерации могло быть осуществлено на всероссийском референдуме в полном соответствии с законом «О референдуме РСФСР», который действовал и утратил силу лишь в 1995 году.
Чтобы обойти действующий закон «О референдуме РСФСР», гражданином Б. Ельциным были приняты специальные «одноразовые» правила голосования: «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года».
Если закон «О референдуме РСФСР» при проведении референдума по вопросам принятия, внесения изменений и дополнений в Конституцию устанавливал, что решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, внесенных в списки избирателей, то одноразовым президентским же правилам Конституция считается принятой, если за нее проголосовали 50% избирателей, принявших участие в голосовании.
В голосовании за новую «демократическую» Конституцию приняли участие 58 187 775 избирателей или 54,8% от общего количества внесенных в списки активных избирателей. «За» новую Конституцию проголосовало 32,9 млн. избирателей, «против» — 23,4 млн. Если считать по ельцинскому «Положению…», «за» проголосовало 56,6% от количества выданных бюллетеней. Если же вести подсчет по действующему на тот период закону «О референдуме РСФСР», то «за» Конституцию проголосовало лишь 30,9% активных избирателей, «против» - 22,0% активных избирателей.
В 14 регионах голосование за новую Конституцию вообще не состоялось. В Республике Татарстан, например, насчитывалось 2 638 575 человек, внесенных в списки избирателей. В голосовании за Конституцию приняло участие 367 088 человек, или 13,9% избирателей.
Не следует забывать и то, что якобы всенародно «принятая» ельцинская Конституция не является Основным законом, нормативно-правовым актом высшей юридической силы, как это считается в мировой практике. Название — Конституция — есть, а юридическое содержание полностью отсутствует.
Отсюда следует, что записанное во втором разделе ельцинской Конституции констатирующее утверждение — «Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России, принятой 12 апреля 1978 года», с юридической точки зрения — чистой воды юридическая фикция. Конституция без статуса Основного Закона не может отменить Конституцию со статусом.
Между тем вот уже около трех десятков лет вся наша огромная страна живет по Конституции, с мягко говоря весьма сомнительной легитимностью. Сейчас нам предлагают "пакетом" проголосовать за целый ряд поправок в нее. Отсюда возникает на мой взгляд вполне резонный вопрос, а есть ли вообще необходимость проводить "косметический ремонт" изжившего себя документа, независимо от целей этих поправок, либо необходима разработка и принятие новой Конституции Российской Федерации?
Конечно имеющаяся Конституция не шедевр права! Но поправки сделают её ещё хуже.
Нужна новая. Но она станет возможной только тогда, когда люди наконец придут на избирательные участки и прокатят едросов по всей стране.
Согласна с мнением Вадима Николаевича, хочу только добавить, что голосовать за ноаую конституцию не "пакетом", а за каждый пункт, и чтоб решение принимались не 50% пришедших на голосование, а как положено 50% от списочного количества. А то придут голосовать 5% от списочного количества и трубим во все услышанье "большинством голосов принято!" люди не верят в справедливый, нефальцифицированный подсчёт голосов, потому и не идут голосовать...
Уважаемая Наталья Николаевна! Нынешняя власть продолжает те же принципы "народовдастия" заложенные прежней властью, наследницей, которой власть нынешняя по сути и является.
Тогда Ельцин, именующий себя президентом, "протащил" своим указом через голосование новый текст Конституции, поставив свой указ выше, действовавшего на тот момент закона «О референдуме РСФСР». Сейчас эта история повторяется, нам предлагают простым большинством от проголосовавших, принять пакет поправок к этому тексту. За двадцать лет они ничего нового так и не придумали.
Есть в голосовании ещё один парадоксальный момент.
Вроде надо бы голосовать "против" поправок.
Но тут выясняется, что 22 апреля - последний лунный день. В ночь на 23 апреля - новолуние. А ВСЁ, что делается в последний лунный день - не имеет никаких долгосрочных перспектив:
www.life-moon.pp.ru
И возникает логичный вопрос: А власть сознательно выбрала этот день посреди недели, чтобы его результаты не имели никакого смысла?
Собственно, своими действиями, когда все ВСЁ уже подписали - они подтвердили бессмысленность голосования.
Но бессмысленность будет и протестного голосования. Бессмысленность будет и голосования, если оно подтвердит поправки.
И бессмысленность будет самих поправок.
Что и так очевидно, но тут это звучит в значениях исторических перспектив.
Это будет задача для уже послепутинской власти. И то, только если это не будут всякие "преемники".