Как вернуть украденные средства с банковской карты

В связи с последними тенденциями и нестабильной экономической ситуацией в мире, а в частности, в нашей стране, переходом наших граждан на дистанционный обмен информацией в ближайшем будущем, вероятно, накалится ситуация, связанная с кражами и мошенническими действиями денежных средств с электронных счетов.
Не смотря на то что на карантине мы начали сидеть сравнительно недавно, многие уже ощутили на себе попытки (в том числе негативные) хакерских атак на различные аккаунты граждан.
Классификация преступлений
Прежде всего необходимо разграничить два имеющих между собой сходства, но и сильно отличающихся друг от друга корыстных состава преступления.
- Если с электронного счета человека ни с того ни с сего пропали денежные средства, а он перед этим никуда их не переводил и карту не терял – это кража, т.е. состав преступления, предусмотренный пунктом «г» частью 3 статьи 158 УК РФ.
- Если же человек перевел денежные средства со своего электронного счета на счет другого лица, например за несуществующую услугу или сомнительный товар, что сейчас очень актуально, в связи с введенным карантином, то действия получателя платежа нужно квалифицировать как мошенничество, т.е. по статье 159.3 УК РФ.
Часть статьи будет зависеть от причиненного материального ущерба гражданину:
– от 2500 до 5000 рублей (часть первая)
– от 5000 до 250 000 рублей (часть вторая)
– от 250 000 до 1 000 000 рублей (часть третья)
– свыше 1 000 000 рублей (часть четвертая).
Этих знаний вполне достаточно, чтобы обыватель имел некое представление о юридической квалификации обоих составов преступлений. На первый взгляд, для человека, у которого списали средства с карты, это не так важно, но при дальнейшем описании моей статьи, значимость юридически правильной квалификации увеличится.
Порядок действий при совершении преступления по 158 УК РФ
Итак, простая ситуация: человеку приходит смс-оповещение о снятии некоторой суммы с его электронного счета. Чаще всего, человек начинает паниковать и в первую очередь, думая наперед, заходит в мобильное приложение и блокирует свою карту, чтобы избежать списания оставшихся на счете средств. С одной стороны – эти действия вполне логичны, однако указанная процедура слегка поспешна.
В первую очередь гражданину необходимо связаться с оператором горячей линии его банка и сообщить о несанкционированном снятии денежных средств с его электронного счета.
В соответствии с частью 11 статьи 9 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» в случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции. В соответствии с частью 12, после получения оператором уведомления клиента по переводу денежных средств оператор обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента после получения указанного уведомления.
Таким образом, Федеральный закон «О национальной платежной системе» обязывает банки возмещать клиенту денежные средства, которые были списаны без его согласия. Если же вы заблокируете свою карту – банк не сможет вам возместить указанную сумму. Стоит обратить внимание, что клиент обязан уведомить банк не позднее дня следующего за днем списания денежных средств. Но лучше звонить в банк незамедлительно сразу после обнаружения списания.
Естественно, в банках тоже работают квалифицированные юристы, которые будут пытаться всяческими способами доказать, что в потере денежных средств клиент виноват сам, однако шансы на возвращении денежных средств существенно возрастают при небольшой юридической подкованности и своевременном обращении к оператору.
Порядок действий при совершении преступления по ст. 159.3 УК РФ.
Теперь рассмотрим ситуацию, когда человек сам осуществил перевод мошеннику своих денежных средств, например, решив заказать доставку какого-либо товара на дом, а потом на другом сайте увидел, что такой фирмы не существует.
Банки не охотно идут навстречу клиентам в таком случае и, как правило, затягивают рассмотрение вопроса на 30 дней. В любом случае – гражданин обязан своевременно уведомить банк о таком списании денежных средств.
Учитывая правовую природу, мошенничество, имеет более сложную систему доказывания, в связи с чем банки часто этим пользуются, пытаясь «переложить вину» потери денежных средств на своего клиента. Необходимость блокировать свой электронный счет в этом случае отпадает.
После уведомления банка в описываемом случае лучше всего написать заявление на интернет-портал сайта МВД России (желательно в Управление районного или городского уровня).
Заявление подается в свободной форме, но рекомендуется всю ситуацию описать подробнее, как минимум для правильной юридической квалификации преступления и дальнейшем принятии процессуального решения.
Особый случай
Рассмотрим еще одну распространенную ситуацию: гражданину позвонили с незнакомого номера, представились службой безопасности банка и попросили назвать определенные реквизиты его счета. Человек не всегда успевает сориентироваться и зачастую попадается на эту удочку, после чего с его карты списывается определенная сумма.
Формально, человек сам предоставил мошеннику определенные персональные данные и тот путем обмана присвоил себе денежные средства, принадлежащие потерпевшему, т.е. состав преступления напоминает мошенничество. Но, в соответствии с абзацем 3 пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», в случаях когда лицо похитило безналичные денежные средства, воспользовавшись необходимой для получения доступа к ним конфиденциальной информацией держателя платежной карты (например, персональными данными владельца, данными платежной карты, контрольной информацией, паролями), переданной злоумышленнику самим держателем платежной карты под воздействием обмана или злоупотребления доверием, действия виновного квалифицируются как кража.
Таким образом, указанный случай является ничем иным, как кражей ваших денежных средств, а по поводу кражи инструкция описана выше.
Резюме
Мы рассмотрели самые распространенные случаи хищения денежных средств с электронного счета. Описанные ситуации, к сожалению, лишь малая часть преступных ухищрений злоумышленников.
В любом случае будьте внимательнее и прежде, чем вносить данные своей карты на незнакомые сайты, лучше предварительно почитайте отзывы о нём, позвоните в эту организацию. При мошеннических звонках из службы безопасности банка, сообщите звонившему, что Вам неудобно разговаривать и перезвоните в банк на официальный номер. Не откладывайте обращение в полицию до получения ответа из банка.
После уведомления банка о снятии денег, сразу же обращайтесь в органы внутренних дел, даже если банк ущерб вам возместит, то сотрудники полиции в любом случае примут законное и обоснованное процессуальное решение.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Всё бесполезно! У нас такие дела не расследуются... Прошла через это.
В статье отражены вопросы обращения с банковскими работниками. Расследование дел указанной категории, это отдельная тема. Как-нибудь напишу более подробно об этом.
Украли как то с банковской карты 1500 рублей, в банке "типо провели расследование" и это оказывается я ночью пополнил сам номер телефона в другом городе. При обращении в полицию сказали сумма маленькая дело заводить не будем. Так что как я понял хоть что они обязаны ничего не делается, или потратишь денег больше чем украли.
А вы не вспомните когда это было? Дело в том, что пункт "г" части 3 ст. 158 УК РФ введен в апреле 2018 года. Т.е. уголовное дело по данной статье обязаны возбуждать независимо от суммы причиненного ущерба.
Минуточку, название статьи "Как вернуть деньги...". Вот я и написала, что это невозможно.
Единичный случай. В большинстве случаев возможно.
Вы лично сталкивались? Почитайте рейтинговые отзывы о СБ и ВТБ 24, пострадавших море!
Конечно же сталкивался. В том числе и с ВТБ. Основная проблема в том, что граждане быстро сдаются и опускают руки.
А что ещё делать, когда прокурор (2 раза) на жалобу отвечает: мы примем меры и по вашему вопросу проведём все необходимые мероприятия. Дело так и не завели, объясняя тем, что ответчик-ВТБ не является в полицию. Чего ещё ждать от органов? А денег нет, чтобы адвоката нанять. Тем более, что украли 37 тыс. - не так уж много, но кредитные. Пришлось ещё их выплачивать банку, т.к. грозился испортить кредитную историю так, что никто не даст больше. А у нас был бизнес...
Ну Вы же сами понимаете, что неявка "ответчика" не является поводом для отказа в возбуждении уголовного дела? Если у Вас есть вопросы - можем их разобрать подробнее в л/с.
Невозможно, тоже прошла через это, у меня сумма ущерба 300 000 (деньги перевели с кредитной карты), при том, что известны реквизиты карты на которую ушли деньги даже известны, но ничего, дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Банк с долгом долбит и угрожает судебным иском, уголовное дело возбудили, следователь один раз позвонил и все на этом, прошло два месяца - тишина.
Нет. Обчистили кредитную и социальную карту, служба безопасности сразу блокирует и отправляет писать заявление в полицию и все, банк умыл руки, ни какую инфу не дает банк ни тебе, ни следователю, а потом в суд, ты должник, ты и только ты мог слить коды, а то что теже коды знают еще и сами сотрудники банка и мошенники сидят еще и там, ни кому не докажешь, тебя не слушают. В единичных случаях можно вернуть деньги сразу в 24 ч первые, потом бесполезно.
Я уже писала, что были жалобы прокурорам (разным) на то, что дело не возбуждают. Каждый отписывался: жалоба рассмотрена, виновные будут наказаны, вас уведомят, что необходимо делать далее... В суд не пошли из-за малой суммы (35 тыс руб), адвокат запросил 50 тыс.
Вот вот что судишься что нет все равно потеряешь эту сумму. Отдашь либо банку либо адвокату...
У потерпевшего по уголовному делу гораздо больше прав, чем Вы думаете. Следователь сам редко проявляет инициативу.
К сожалению бывает и такое, но как я уже говорил: основная проблема в том, что граждане, получив письменный отказ - в основном останавливаются и не обжалуют эти решения.
Для многих эта сумма не такая уж и малая. Можно было самостоятельно подать иск или найти другого адвоката.
Это не всегда так. Многие в иске заявляют сумму потраченную на юридические услуги. И судьи в большинстве случаев их удовлетворяют.
Каких прав, не расскажете? Я вообще не знаю, что делать. Сижу в декретном отпуске, с банком никак не договориться, теперь названивают и требуют оплаты. Следователь говорит, что на раскрытие можно не надеяться и придется выплачивать сумму. На вопрос выяснили ли владельца карты, куда ушли деньги, отвечает, что запросы отправлены и что это все равно ничего не даст.
Занимаются с пинками уже 3 года-бесполезно! А с меня банк еще и возмещение расходов взял...
Спасибо за информацию.
Пожалуйста. Стараемся для Вас.
Михаил Валерьевич, спасибо Вам за информацию. К сожалению, но получается, что я поступила не верно. Ситуация: у сына-инвалида ежемесячно списывались деньги с его пенсионной карты (Почта Банк). По 992 руб. в течении 7 месяцев на сайт знакомств. Т.к. деньги мы не снимали, а копили ему на протезирование зубов, то и списания были выявлены спустя такое время. Сын никакого отношения к этому сайту не имеет, карта и её коды были ему недоступны. Мне это тем более не нужно... Карту сразу, по совету специалиста банка, заблокировали. Написали заявление в банк на возврат средств и на тот самый сайт... Банк ответил, что не давал никаких распоряжений на списание денег и не виноват. Но и информации, что деньги списываются, мы не получали. А теперь, судя по информации из публикации, нам идти дальше нет смысла?
Пожалуйста. Можете в любое время обратиться ко мне в л/с.
Как вернуть-заработать еще денег...
Ваш вариант самый распространенный к сожалению.
Году так применено в 2013-15, у моей знакомой, неизвестные злоумышленники списали с карты 6000 рублей, или 3000. Не столь важна сумма, сколь последующие шаги. Сначала она позвонила мне. Я тут же посоветовал ей позвонить на номер 8800... который есть на обратной стороне карты, и сообщить оператору о несанкционированном снятии денег. Затем, на следующий день она взяла выписку со счета, согласно которой, сумма была списана на телефонный номер абонента Билайн Московской области. Моя знакомая проживает в Шахтах Ростовской области. Переговоры с менеджерами банка о возврате средств результатов не дали. Мало того, они даже письмо претензию отказались принимать. Тогда я посоветовал отправить ее (претензию) по почте. Знакомая уже отчаялась и предлагала все бросить, ну их нафиг эти деньги, пусть подавятся. Но я все же настоял на почтовой отправке. И о чудо! Буквально через день после уведомления о вручении письма, на счет моей знакомой, было зачислено все до копеечки. Если честно, я даже расстроился немного. Было желание посудиться со Сбербанком...
Хороший пример. А люди часто не верят в успех и останавливаются на полпути.
Да,ни хрена не вернется! Пройденный этап! Даже и отписок не было, хотя заявления во все инстанции было подано!
Все инстанции - это куда?
Что же,за человек, не может без подковырок! Естественно, банк и правоохранительные органы..
Помимо банков и правоохранительных органов - есть и другие инстанции, в т.ч. вышестоящие и контролирующие.