Правовое регулирование слияний открытых акционерных обществ в Российской Федерации
Статья опубликована в сборнике научных статей по итогам международной научно-практической конференции «Современные вопросы развития экономики, права, педагогики и социологии» 26-27 сентября 2013 года.
Слияние наряду с присоединением, разделением, выделением и преобразованием в соответствии с п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) является оной из форм реорганизации юридического лица. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Однако отсутствие в передаточном акте таких положений само по себе не влечет недействительности реорганизации. Так, ФАС Северо-Кавказского округа в своем Постановлении от 30 ноября 2005 года № Ф 08-5380/05 установил, что при реорганизации юридического лица в форме слияния определение состава имущества и обязательств не требуется, поскольку объем прав и обязанностей, которые переходят к вновь возникшему юридическому лицу, определен законом. В соответствии с п. 1 чт. 58 и п. 1 ст. 129 ГК РФ правопреемство, которое имеет место при реорганизации в такой форме, является универсальным. Несоответствие действительности сведений, содержащихся в передаточном акте, составление данного акта с нарушением действующего законодательства, равно как и его отсутствие, не влияет на действительность реорганизации в форме слияния и не свидетельствует об отсутствии правопреемства между реорганизованными юридическими лицами.
Изложенную позицию суда разделяют также и разработчики Проекта Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью, четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Проект ФЗ № 47538-6). Изменения, предложенные ими, в частности касались отмены обязанности составления передаточного акта в ходе реорганизации в форме слияния.
Однако в ходе рассмотрения Проекта ФЗ № 47538-6 в Государственной Думе указанные поправки не были внесены в окончательную редакцию части первой ГК РФ.
Вместе с тем, при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем слияния, наряду с иными документами в соответствии с п. д. ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в регистрирующий орган предоставляется передаточных акт. При этом непредставление в регистрирующий орган передаточного акта является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния.
На наш взгляд, обязанность по оформлению передаточного акта в ходе слияния юридических лиц необходимо отменить, поскольку при слиянии все права и обязанности сторон переходят к вновь образованному юридическому лицу в полном объеме в результате универсального правопреемства. Современное отечественное законодательство не содержит положений о возможности слияния юридических лиц разных организационно-правовых форм (далее - ОПФ). Вместе с тем существует неформальный запрет на осуществление реорганизации открытого акционерного общества (далее – ОАО) путем слияния с юридическим лицом иной ОПФ. Так, по мнению Пленума ВАС РФ, которое отражено в Постановлении от 18 ноября 2003 года № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона об акционерных обществах» следует, что положение закона об акционерных обществах, определяющие порядок их реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или выделения, не предусматривают возможность проведения реорганизации этих обществ посредством объединения с юридическими лицами иных правовых форм (в том числе с обществами с ограниченной ответственностью) либо разделения (выделения) их на акционерное общество и юридическое лицо другой организационно-правовой формы.
На наш взгляд, на законодательном уровне необходимо предусмотреть возможность реорганизации ОАО в форме слияния с юридическим лицом иной ОПФ, поскольку такое ограничение является необоснованным и ущемляет права субъектов экономической деятельности в выборе путей развития.
Такого же мнения придерживаются и разработчики проекта ФЗ № 47538-6. Тем не менее указанные поправки также не были приняты Государственной думой.
Реорганизация ОАО в форме слияния может быть осуществлена по решению общего собрания акционеров либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Однако, указанная норма не носит императивного характера, поскольку в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
Речь идет о Федеральном законе от «26» июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства (далее также – последний баланс, в случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате слияния таких коммерческих организаций), превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр.
Однако указанное требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление такой сделки не применяется, если слияние осуществляется лицами, входящими в одну группу лиц, при этом
-перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) ф федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее, чем за один месяц до осуществления таких сделок;
-перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц;
-либо если их осуществление предусмотрено актами Президента РФ или актами Правительства РФ.
Такого же мнения придерживается и ФАС Уральского округа, который в своем Постановлении от 15 декабря 2008 года № Ф 09-9385/08-С 1 отклонил доводы административного органа о том, что обществом не были соблюдены требования об обязательном получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление реорганизации, поскольку реорганизация общества осуществлялась группой лиц и антимонопольный орган был уведомлен о составе группы лиц в установленный законом срок, соответственно общество выполнило требования, установленные в ч. 1 ст. 31 Закона о защите конкуренции.
Коммерческая организация должна уведомлять антимонопольный орган о ее создании в результате слияния коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов по последним балансам или суммарная выручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, коммерческих организаций, деятельность которых прекращается в результате слияния, превышает четыреста миллионов рублей, - не позднее чем через сорок пять дней после даты слияния.
Однако, в случае, если сделки по слиянию коммерческих организаций была осуществлена с предварительного согласия антимонопольного органа, то направление последующего уведомления уже не требуется.
Законодательством также предусмотрен полный запрет на осуществление реорганизации юридических лиц в форме слияния. Так, в соответствии с п. 5.3 Указа Президента РФ от 16 ноября 1992 года № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (далее - Указ) слияние предприятий не допускается в следующих случаях:
а) если сливающиеся предприятия реализуют аналогичные или взаимозаменяемые товары (работы, услуги) и их совокупная доля на соответствующем рынке превышает 35% либо их слияние приводит к расширению рынка, на котором действует какое-либо из них;
б) если одно из сливающихся предприятий является потребителем товара (вида работ, услуг), производимого другим, и доля последнего на соответствующем рынке составляет более 35% либо превышает существующий в момент слияния уровень потребления первым соответствующего товара (вида работ, услуг);
в) если одно из сливающихся предприятий осуществляет сбыт товара (вида работ, услуг), производимого другим, и доля первого на соответствующем рынке в момент слияния составляет более 35% либо превышает долю последнего.
Общество в течение трех рабочих дней с даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. Более того, реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации (далее - СМИ), в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о свое реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.
Тем не менее, несмотря на важность данного вопроса, неисполнение обществом требований по размещению в СМИ уведомлений о своей реорганизации само по себе не является нарушением, но в последствии может быть квалифицировано как отсутствие дальнейшей воли общества на проведение процедуры реорганизации. Так, 7 ААС в своем Постановлении от 10 июня 2010 года № 07 АП-4060/10 определил, что установив факт отсутствия со стороны заявителя предусмотренных действующим законодательством действий при проведении процедуры реорганизации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии воли общества на проведении процедуры реорганизации.
Общества, участвующие в слиянии, в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) заключают договор о слиянии, который наряду с уставом утверждается общим собранием акционеров каждого общества, участвующего в слиянии. Общим собранием акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, также решается вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, создаваемого в результате слияния. Законом об АО также предусмотрены требования к содержанию договора о слиянии ОАО, причем перечень данных, вносимых в договор, является открытым.
При слиянии ОАО акции, принадлежащие другому открытому обществу, участвующему в слиянии, а также собственные акции, принадлежащие участвующему в слиянии открытому обществу, погашаются. В ходе проведения реорганизации в форме слияния происходит отчуждение собственных акций участвующих в реорганизации открытых обществ в пользу вновь создаваемого ОАО. Размещение ценных бумаг при слиянии юридических лиц осуществляется путем конвертации. Порядок конвертации ценных бумаг, размещаемых при реорганизации юридических лиц в форме слияния, предусмотренный договором о слиянии, должен определять способ размещения – конвертация, количество ценных бумаг каждой категории (типа, серии) каждого участвующего в слиянии юридического лица, которые конвертируются в одну ценную бумагу юридического лица, создаваемого в результате слияния (коэффициент конвертации).
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов.
В настоящее время сложилась распыленность норм права, регулирующих институт слияний ОАО, среди большого количества правовых актов, что затрудняет процесс их применения на практике. Отсутствует единообразие в толковании имеющихся норм права. Более того, некоторые из существующих норм и положений в современных условиях утратили свою актуальность и целесообразность либо вовсе не отвечают общим принципам гуманности.
Список используемых источников
1. ГК РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30 ноября 2005 года № Ф 08-5380/05.
3. Проект Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью, четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
5. Постановление Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 года № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона об акционерных обществах».
6. Федеральный закон от «26» июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
7. Постановление ФАС Уральского округа от 15 декабря 2008 года № Ф 09-9385/08-С 1.
8. Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 года № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий».
9. Постановление 7 ААС от 10 июня 2010 года № 07 АП-4060/10.
10. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: