Незаконное пользование музыкальными произведениями – прямое нарушение авторских прав
Краткое содержание :
В современном мире для музыкантов наступило удивительное время. Музыкант – это всегда исполнитель (т.е. тот, кто поет и/или играет на музыкальном инструменте), а чаще всего автор и композитор песен. За всю историю музыки у авторов никогда прежде не было таких огромных возможностей для распространения, в том числе продажи своего творчества по всему миру – музыки.
В настоящее время динамично развивается интернет-сообщество, в том числе растет и количество способов для распространения музыки. Но несмотря на доступность сети Интернет, большинство людей при скачивании той или иной музыкальной композиции даже не догадываются что могут нарушать смежные права исполнителя.
Что говорит закон
Согласно ч. 1 ст. 1255 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами». Помимо определения авторского права, ч. 2 ст.1255 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит список прав, которые принадлежат автору произведения: 1) исключительное право на произведение; 2) право авторства; 3) право автора на имя; 4) право на неприкосновенность произведения; 5) право на обнародование произведения.
Социальная значимость и востребованность музыки возрастает с каждым днем. Аудиосервисов более чем достаточно, но не каждый из них является гарантом качества и легальности содержимого контента.
В связи с этим существует множество официальных аудиосервисов, которые ведут так называемую борьбу за качественное, доступное и самое главное легальное скачивание и прослушивание музыкальных произведений без каких-либо нарушений авторских и смежных прав.
Легальным способом распространения и реализации музыкальных произведений на территории России являются такие музыкальные сервисы от Яндекса и "ВКонтакте", как «Яндекс Музыка» и «BOOM».
На Западе распространены такие крупные представители официального музыкального сервиса, как «Apple Music» и «Deezer». Благодаря всем этим мировым гигантам музыкальных сервисов в любой точке мира людям доступны миллионы самых разных песен и композиций, не только в отличном качестве, но и в легальном формате.
Среди музыкальных лейблов и правообладателей такие компании именуются агрегаторами. С помощью специальных программ, технических средств и устройств, а также иных систем агрегаторы создали механизм доведения до конечных пользователей музыкальных произведений на коммерческой основе. Такой механизм предлагает любым лицам законно приобрести музыкальные произведения за определенное вознаграждение, которое оплачивается путем перевода суммы вознаграждения с банковской карты покупателя на счет агрегатора.
Агрегаторы в свою очередь для работы такого механизма заключают лицензионные договоры с правообладателями музыкальных произведений и выплачивают им вознаграждение, предусмотренное сторонами по договору. Такой механизм доведения до всеобщего сведения музыкальных произведений, на взгляд автора, идеален, так как отражает интересы и правообладателей, и общества. При этом все действия носят законный характер и направлены на минимизирование возможных нарушений прав авторов и правообладателей музыкальных произведений.
Если раньше была актуальна проблема скачивания музыки с нелицензированных «пиратских» сайтов или торрентов, то сейчас одна из основным проблем в современном музыкальном сообществе – это безнаказанность копирования лицензированных музыкальных произведений, которые транслируются на официальных музыкальных-стриминговых сервисах.
Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 364-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» (называемый также «антипиратским законом»).
Около половины людей в возрасте от 16 до 24 лет используют специальное программное обеспечение для бесплатного прослушивания музыки оффлайн (без подключения к сети Интернет).
Данные программные обеспечения имеют различные наименования, но суть их остается неизменной: копирование лицензированной музыки высокого качества для бесплатного нелегального прослушивания и скачивания. Очевидно, что данное копирование музыкальных произведений осуществляется без получения специального разрешения на использование этих музыкальных композиций от правообладателя.
Данный тип пиратства стал наиболее популярен в современном обществе, чем скачивание отдельных музыкальных произведений с сайтов с нелицензированным контентом.
Также в наши дни все еще распространены множество сайтов, в сети Интернет для бесплатного прослушивания, а то и бесплатного скачивания музыкальных произведений. Одним из крупных сайтов для бесплатного прослушивания и скачивания песен является сайт zaycev.net. Но несмотря на то что zaycev.net является «пиратским», он и сегодня благополучно работает на территории Российской Федерации и не только. Попытки заблокировать данный сайт предпринимались, но они не увенчались успехом.
Несмотря на то что в Сети существуют своего рода гиганты музыкальных сервисов, в настоящее время все еще распространено не только нелегальное прослушивание, скачивание музыки, но и ее свободное использование.
Отсюда и вытекает одна из главных проблем для автора музыкального произведения – это потеря прибыли от результата интеллектуальной деятельности. Из-за огромного количества некачественных, нелегальных, так называемых «пиратских» аудиозаписей наносится довольно сильный ущерб, непосредственно самому автору музыкального произведения. Ведь основная цель «пиратства» в сети «Интернет» – это получение прибыли (теневого дохода) благодаря неправомерному использованию, например, музыкального произведения. Но несмотря на то что автор музыкального произведения несет финансовые потери, так еще и экономика государства попадает под этот удар. Ущерб, наносимый «пиратством», может достигать крупных сумм. В список наносимого ущерба для автора музыкального произведения и государства входят:
• Потеря дохода автора от использования музыкального произведения;
• Потеря дохода изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений;
• Потеря налогов от изготовителей музыкальных и аудиовизуальных произведений;
• Потери от инвестиционной непривлекательности рынков, на которых распространено «пиратство».
Действующее Гражданское законодательство о регистрации авторских прав, довольно неплохо разработано, однако правоприменительная практика оставляет желать лучшего.
Существенные проблемы в теории гражданского права и на практике вызывает установление размера нарушения авторских или смежных прав в случае, когда экземпляры произведения размещаются в глобальной сети «Интернет», в локальных и иных компьютерных сетях с ограниченным либо неограниченным кругом пользователей, т. е. доводятся до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. Такое размещение является одним из способов использования авторских (смежных) прав.
В настоящее время эффективной и апробированной методики определения стоимости объектов авторского (смежного) права, размещенных в сети Интернет, не существует, что на практике приводит к отсутствию возбужденных дел в данной сфере.
Теоретически верным было бы рассчитывать размер содеянного в таких случаях либо путем умножения стоимости лицензионного экземпляра произведения на количество пользователей сети, получивших к нему фактический доступ в любой форме (просмотр, копирование и т. д.), либо на основании соответствующей стоимости права на подобное использование произведения, установленной правообладателем. Однако в первом случае очевидно, что возникнут проблемы технического характера, связанные с установлением и доказыванием реального количества пользователей, получивших фактический доступ к произведению, что практически невозможно, поскольку придется осуществлять, как правильно указывает И. М. Рассолов, «...просмотр протоколов доступа, проверку учетных записей провайдеров доступа, определение телефонных номеров и их владельцев, просмотр содержимого серверов, установление владельцев серверов, зачастую находящихся в разных странах, что связано с исполнением международных поручений».
Второй же способ не предусмотрен гражданским законодательством, и кроме того, правообладатель не всегда устанавливает предварительно стоимость прав на подобное использование произведения.
Проблема определения размера нарушения авторских или смежных прав в случаях, когда экземпляры произведения незаконно размещаются в глобальной сети Интернет либо доводятся до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору, в настоящее время является малоисследованной, что также затрудняет на практике применение соответствующих норм закона.
В заключение хотелось бы вспомнить знаменитое изречение философа и композитора XIX века – Фридриха Ницше: «Без музыки жизнь была бы заблуждением». Все так и есть. Мир поклоняется музыке. Даже в самых бедных странах музыка это важная часть повседневной жизни людей.
В развитых странах интерес к музыке постоянно возрастает. Главным образом, это связано с тем, что благодаря сети «Интернет» и цифровой экосистеме к ней легко получить доступ. Музыка прочно вплетена в ткань культуры любой страны. Для того, чтобы музыка становилась доступной и качественной без нарушений закона, нужно предпринимать меры для ее укрепления в нормах закона: пересматривать и (или) дополнять уже существующие положения о защите авторских прав в сфере музыкальных произведений.
Представляется ли возможным создать единую музыкальную платформу для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты