В Сердце зла (откуда такая сила у региональных операторов по обработке ТКО)
Добрый день. Сегодня я хотел бы еще раз коснуться темы: «Региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами». Но не как в предыдущей статье «Хартия невольности», или Рассказ о суде с оператором по вывозу мусора», исходя из арбитражного дела (почитайте, если интересно как судится с ними тяжело), а с точки зрения именно источника их непробиваемого статуса. Это статья о том месте, где региональные операторы черпают свою силу. Возможно, кто-то подумал, что это федеральный закон «Об отходах производства и потребления». К сожалению, все не так просто. Авторы без преувеличения «революции» в обработке отходов избрали самый скрытый из возможных путей, они создали поистине невообразимое – Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 641» (изменения и дополнения 15.09 и 15.12 2018 г.) (далее Постановление об обращении с ТКО). Кстати, если у вас есть Консультант плюс «некоммерческая версия» на телефоне или ином устройстве, при поиске этого Постановления, Вы столкнётесь с тем, что оно находится в закрытом доступе и доступно исключительно в выходные дни с 10.00 до 20.00. Но это так отступление, но очень характерное для данного Постановления.
В данной статье я хотел бы вместе с Вами, уважаемые читатели, достигнуть нескольких целей: 1) просвещение всех интересующихся относительно содержания вышеуказанного Постановления, раскрытия сути «мусорной» реформы в части заключения договора; 2) провести сравнение данного Постановления с законодательством о защите прав потребителей и понять не противоречит ли первое второму. Естественно, в связи с моей долгой работой, не только в качестве судебного юриста, но и в качестве преподавателя, для меня первая цель неизмеримо важнее.
Итак, начнем. Постановление об обращении с ТКО объемное, но мы с Вами¸ я надеюсь, не торопимся и вцепимся в него покрепче. Сначала разберемся в законодательстве о твердых бытовых отходах (весь пласт правовых актов об отходах нам не нужен). Оно состоит из уже названного федерального закона, данного Постановления, а также утвержденной Постановлением правительства типовой формы договора. Также оставим за бортом разъяснения Минприроды РФ и Минстроя РФ о применении Постановления об обращении с ТКО, это для другого разговора, а наш взгляд должен быть, по возможности, объективным. Раздел I Общие положения. Сразу обращаем внимание на сферу регулирования Постановления, оно устанавливает: «порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор)». Указанное положение четко говорит, что обработка мусора – договор оказания услуг. Что еще интересно данное Постановление никак не пересекается с жилищным законодательством РФ (а Вы подумали, я забыл о Правилах оказания коммунальных услуг?), и применяется в части им не урегулированной. Отсюда первый вывод, данное Постановление, исходя из его Общих положений, регулирует именно прямой договор между собственником ТКО или уполномоченной им организацией и региональным оператором, что несколько не соответствует действительности, но обо всем по порядку.
Теперь понятия, которые устанавливает Постановление. Во-первых «вывоз твердых коммунальных отходов» - транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов», далее «потребитель» - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. А вот и защита прав потребителей появилась. Данное Постановление регулирует именно отношение потребитель – коммерческая организация, но вот понятие «потребитель» в нем толкуете иначе, чем в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее закон о зпп). По закону о зпп, «потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Что отличается существенно от трактовки его Постановлением и по сути вводит, новое понятие «потребитель, исходя из Постановления об обращении с ТКО». Более того наравне с потребителем по постановлению договор может заключаться, уполномоченным лицом, которое обязано такой договор заключить. Еще не догадались, что это за лица, поясню. Это некоммерческие и коммерческие организации, указанные в ЖК РФ, не смотря на то, данное Постановление с ним не пересекается, как уже было сказано и применяется, только в части заключении договора об обращении с ТКО. Еще кто? Подсказка: на «садоводческие» начинается, на «товарищества» заканчивается. Да, да именно так. Указанная выше фраза про «уполномоченное лицо» нужна для оправдания сужения круга потребителей, ведь иначе, как я описывал в предыдущей статье, оператор должен будет заключать договоры и далее взыскивать с физ. лиц, собственников ТКО, а это ему ой, как не хочется делать.
Вы, дорогие читатели, также скажите хорошо с потребителями более и менее понятно, но ведь региональный оператор, почему коммерческая организация сразу? Да и мне не ясно, т.е. ясно, но все же. По закону об отходах производства и потребления ст. 24.6. региональным оператором должно быть юридические лицо. Опять же информация из открытых источников, а вот требования к нему, вы представляете опять по выходным можно только получить. Ну не будем ждать так долго. Итак, требования к претенденту на получение звания регионального оператора по обращению с ТКО Постановление Правительства РФ от 05.09.2016 N 881: «Участник конкурсного отбора должен соответствовать следующим обязательным требованиям: а) наличие государственной регистрации на территории Российской Федерации; б) наличие действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обращение с которыми предусмотрено документацией об отборе, с одним или несколькими разрешенными видами деятельности, осуществляемыми участником конкурсного отбора; в) в отношении участника конкурсного отбора не проводится процедура ликвидации и отсутствует решение арбитражного суда о признании участника конкурсного отбора несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; г) деятельность участника конкурсного отбора не приостановлена в качестве административного наказания, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; д) у участника конкурсного отбора отсутствует задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника конкурсного отбора, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник конкурсного отбора считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимок, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки не принято;
е) у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа (при наличии такого органа) и главного бухгалтера участника конкурсного отбора отсутствует неснятая и непогашенная судимость за преступления в сфере экономической деятельности». Теперь вы убедились, что оператор по обороту отходов – коммерческая организация, для тех, кто не в курсе, лицензируются виды предпринимательской деятельности, а у оператора должна быть лицензия. А вот почему это не гуп или муп, тоже ясно, а как же тогда «пилить» прибыль?
Наконец переходим к самому важному разделу постановления об обращении с ТКО Разделу I.1. Порядок заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО». С кем же заключаются договора, п. 8.1. устанавливает, что «Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника; в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами». Итак, все сводится к заключению договоров через управляющие компании и т.п. организации, но не напрямую с собственником. Зачем? Очень просто при рассмотрении споров в суде, а у ООО «Хартия» (региональный оператор в Балашихе МО) их боле 800 за 1 год, к отношениям не применяется закон о зпп. Именно поэтому в Постановлении, такое размытое понятие «потребитель». Однако, в населенных пунктах, в частных жилых домах и прочее, хочешь, не хочешь, а приходится заключать договоры именно с гражданами. И уже в этих спорах применение закона о зпп не избежать.
А вот и «сердце зла», как я его называю, непосредственный порядок заключения договора. Сначала я его приведу из Постановления, затем мы его «поразбиваем». На основании п. 8.4.-8.6. Постановления об обработке ТКО основанием для «заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором». Как я понимаю, никто их читателей заявку на заключение договора не отправлял. Не печальтесь, ведь даже если бы Вы и отправили, она бы могла не подойти по форме, так как у каждого регионального оператора она своя. Вспоминаем о законе о зпп, а именно, про слово «имеющий намерение заказать или приобрести», т.е. подразумевается, что «потребитель» действует по собственной воле, данное положение применительно к уполномоченным лицам, регулируется положениями ГК РФ о свободе договора. В нашем постановлении свободой и не пахнет, направляй, а иначе… договор заключится автоматически. И вдруг из шляпы фокусника вылез целый «крольчатник». Как это описано в Постановлении, п. 8.17. «Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения (о статусе регионального оператора – авт.) извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8.8 - 8.16 настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"». Вот такая норма. Помните мою вторую цель сравнение с законом о зпп, о ней можно забыть, она разбивается об этот гранит, договор с тобой заключается автоматически, хочешь, не хочешь. А Вы что-то сказали о положении ст. 10 закона о зпп об информировании Вас об объеме услуг, цене и т.п. вот еще, все на сайте (кстати, для интереса зайдите на сайт ООО «Хартии» и посмотрите информацию для тех кто желает заключать договор, юристы будут удивлены, на сколько им плевать). Но ведь тут не только потребители из закона о зпп, но и иные уполномоченные на то организации, а с ними так можно? Так опять же нет, это же противоречит ст. ГК РФ о свободе договора: «Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством». Таким образом, закон четко дает квалификацию данной ситуации – «понуждение к заключению договора на основании правового акта». Но вот еще одни вопрос. Почему понадобилась именно такая формула: «договор заключается автоматически». Ответ вполне очевиден, региональным операторам идут на встречу, поддерживают и лелеют, как минимум на уровне Правительства РФ. Соответственно эти операторы и не думают на счет оформления своих «услуг», но вот количество арбитражных споров ООО «Хартия» боле 400, подсказывает, что не все у них получается и со временем будет необходимо «очистить Авгиевы конюшни». Но пока ситуация не изменится мы будем иметь такие плачевные результаты какие имеем сейчас и платить, платить, платить.
P.S. Процесс в АС МО о рассмотрении спора, о взыскании задолженности за вывоз ТКО, указанный в предыдущей статье, завершился победной ООО «Хартия» (истец). Но мотивированное решение ответчик (товарищество), не смотря на «странное» поведение суда, получил. А апелляцию подал, ее уже приняли к рассмотрению. Содержание, акта апелляционной инстанции, мы обязательно рассмотрим в отдельной статье, когда его вынесут.
Спасибо за Ваше время.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Наймите адвоката, такого не может и недолжно быть если каждый член садоводческого товарищества оплачивает ООО "Хартия" за вывоз и размещение ТБО, то причём садоводческое товарищество. Какие убытки образовались у ООО "Хартия", если оплата за вывоз ТБО получена за каждый месяц от каждого члена садоводческого товарищества. Ещё обратите внимание: договор между садоводческим товариществом и ООО "Хартия", в статье закона указано:
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019, с изм. от 12.05.2020)
ГК РФ Статья 165. Последствия уклонения от нотариального удостоверения или государственной регистрации сделки
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки, суд по требованию исполнившей сделку стороны вправе признать сделку действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется.
2. Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
3. В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, сторона, необоснованно уклоняющаяся от нотариального удостоверения или государственной регистрации сделки, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой в совершении или регистрации сделки.
КонсультантПлюс: примечание.
Срок исковой давности, установленный п. 4 ст. 165, применяется к требованиям, возникшим после 01.09.2013 (ФЗ от 07.05.2013 N 100-ФЗ).
4. Срок исковой давности по требованиям, указанным в настоящей статье, составляет один год.
И чем нам адвокат поможет? Может у него волшебная палочка имеется? Товарищество еще ничего Хартии не заплатила (ущерба, а равно неосновательного обогащения еще нет), суд идет. А платит 30 % членов товарищества.
А я вот что-то про год не понял? Можете пояснить почему срок давности год? И причём здесь ноторивльное удостоверение или гос. регистрация. Договор заключается автоматически.
Как это не смешно может показаться, но теперь Постановление, о котором идёт речь, в Консультант + в свободно доступе без ограничений.
Капец автор ты загнул. У приложеия к постановлению №1156 следующее название "Об обращении с ТКО". Гражданин осуществляет обращением с ТКО (транспортировку, утилизацию)? Нет. Всё, свободны!
В МКД они обманывают на сумме. Так как собственники МКД обязаны платить только за подъезд (статья 153 часть 2 ЖК РФ), но операторы им считают и за квартиру (жилое помещение).
Честно не понял Вашу мысль.
Нужно читать не Приложения к Постановлениям, а сами постановления. Там обычно написано, для кого приложение и в каких случаях применять. В данном случае адресат - оператор по обращению с ТКО. Адресовать третьим лицам - это как сказать, вот я с Колей договорился о машине, поэтому Дима, с тебя машина.
Еще в законах есть такой нюанс. В той же статья 153 часть 1: "Граждане и организации обязаны СВОЕВРЕМЕННО вносить..." Своевременно - это как? Истец, своевременно - это когда? Чего ты в суд пришел, разве время наступило?
Или вот статья 30 часть 5: "Собственники обязаны заключить договор с оператором..." Когда? Там не говорится, что "собственник обязан заключить до 10 января 2019 года."
Правильно не говорится, что собственник (потребитель) или уполномоченная им организация обязаны заключить, ведь договор заключается автоматически. И не понял я про Колю. Вы может не в курсе, но УК домов заключают договоры об обращении с ТКО в интересах потребителей (собственников жилья). И в статье именно даётся анализ Постановления "Об обращении с ТКО и внесении изменений в Постановление Правительства от 25.08.2008 г. номер 641". Это название документа полное причем здесь Приложения какие-то?
Куда же идти за правдой и где её искать? Меня просто убивают их расценки, ведь если бы они были реальными я думаю никто бы от оплаты не отказался. Мне ИП насчитали за Продовольственный магазин с общей площадью 60 кв.метр. По нормативу 5,94 и предъявили к оплате с января 2019 г по июнь 2020 г в сумме 10098 руб. Договор не подписывала, подали в Арбитражный суд. Что делать? Просто беда. К тому же я ежемесячно своими силами вывозила картон, макулатуру, полиэтилен, на базу вторсырья, есть договор, акты приёмки, но сказали что всё это ерунда.
Здравсивуйте, пишите в личное сообщение, я вам помогу.
Скажите пожалуйста, а вот эта лицензия № 077 232 выдана в Межрайонное управление Росприроднадзора по г. Москва и Калужской области действительна на территории Архангельской области? На сайте регоператора висит https://eco-tko.ru/about
Прокуратура г Котласа заявила, что лицензии у ООО «Экоинтегратор» нет. Правда тут же заявила, что лицензия ООО «Экоинтегратор» и не нужна?
Прокуратура Архангельской области высказалась в том же духе.
Росприроднадзор г. Москвы сообщил, что лицензия не переоформлялась.