Дворцы Крыма (часть 2). Ханский дворец - жемчужина крымско-татарской культуры.
Есть в Крыму одно место, при посещении которого можно почувствовать себя героем восточной сказки. Ханский дворец в Бахчисарае (крымско-тат. Han Saray, укр. Ханський палац в Бахчисараї, Бахчисарайский дворец) или Хан-Сарай — бывшая резиденция крымских ханов, единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры. Особое внимание гостей привлекает его женская половина – гарем, что в переводе означает «запретное место».
Ханский дворец известен далеко за пределами Крыма. Это памятник истории и культуры общемирового значения, а к тому же единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры. Но мало кто знает, что в своё время Ханский дворец был полностью разрушен. То, что туристы видят сегодня, – восстановленный по описаниям дворец. Предполагают, что оригинал был и богаче, и красивее.
Очарование дворца сказывается во всем: в стройных минаретах и стрельчатых арках, в изящных росписях и радуге виражей, затейливости арабской вязи и кружевах деревянных решеток, в легкости колоннад и перепадах черепичных крыш, в увитых зеленью беседках и в журчании мраморных фонтанов.



В 1736 году произошла трагедия, связанная с захватом Бахчисарая войском фельдмаршала Миниха, который приказал сжечь город и дворец вместе с ним. Правда, прежде было сделано подробное описание дворцового комплекса, дошедшее до наших времен, согласно ему и восстанавливали практически уничтоженную достопримечательность.
Когда-то комплекс занимал 18 гектаров земли, сегодня в его ведении чуть более четырех, на которых размещается немало объектов, в числе оных: северные и южные врата, дворцовая площадь, главный корпус, гарем, конюшня, кухня, библиотека, мечеть, Персидский сад, тюрбе и ряд других. Практически все они открыты для посещения, наиболее известные стоит презентовать отдельно:
Северный портал дворца датируется 1611 годом, сделан из дерева и обит кованым железом. Обрамлен аркой, декорированной сплетением змеевидных существ. Сегодня является основным дворцовым входом. С левой и правой сторон соседствует со зданиями Свитского корпуса, которые в настоящее время приспособлены под аднимистративно-музейные помещения и выставочные залы.
Дворцовая площадь – центр резиденции, вокруг которого сгруппированы остальные объекты комплекса. Пространство вымощено и озеленено, в период правления крымских татар площадь была лишена всякой растительности. На песчаном участке собирались конные войска, дабы получить напутственные слова накануне военных походов, здесь же проводились торжественные мероприятия.
Большая ханская мечеть – одна из крупнейших в Крыму и одна из старейших в составе комплекса (16 век). Сооружение массивно, низ его представлен аркадой стрельчатой формы, а стены декорированный майоликовыми вставками. Четырехскатную крышу покрывает черепица карминового цвета, сменившая находившиеся здесь ранее купола. Начиняет мечеть вместительный зал с высокими колоннами, южную стену прорезают мозаичные цветные окна вкупе с михрабом. Верхний ярус окольцевали хоры, балкон застеклен и являет собой Ханскую ложу, расписанную и украшенную глазурованной плиткой. Сюда ведут винтовые ступени, попасть в ложу можно и со стороны двора.


Баня Сары-Гюзель или Желтой Красавицы напоминает турецкий хамам по своему образу и подобию. Использовалась по прямому назначению вплоть до 1924 года, а после помещение пришло в негодность. До сих пор ведутся реставрационные работы.

Ханское кладбище вмещает 98 мраморных и известняковых памятников. В его пределах похоронены ханы Девлет Первый Герай, Газы Второй Герай и еще семь последующих правителей. Посетители могут увидеть надгробия Мехмеда Четвертого Герая, Менгли Второго Герая и еще нескольких ханов. Члены семей владык также погребены здесь вкупе с представителями знати и приближенными ко двору людьми. Памятники похожи друг на друга и представляют собой саркофаги, обрамленные стелами. Наиболее примечательны, выбивающиеся из общей картины восьмигранные мавзолеи, построенные для Девлета Первого Герая и Исляма Третьего Герая.
Дюрбе Диляры-бикеч, приставка к имени которой указывает на благородное происхождение. Женщина являлась фавориткой среди жен гарема Крыма Герая. Строение венчает полумесяц, а «Фонтан слез», расположенный теперь в фонтанном дворике, раньше находился подле сего дюрбе, стены которого геометрично прорезают два аркадных ряда.


В 1764 году по приказу хана Крым-Герея на гробнице его рано умершей жены Деляры Бикеч был создан знаменитый «Сельсибиль», известный теперь как «Фонтан Слез» - место паломничества тех, кто любит поэзию. Это уникальный памятник архитектуры, воспетый Пушкиным.

Попавший сюда в 1820-м году Александр Пушкин был удручён состоянием дворца, и поэма «Бахчисарайский фонтан» посвящена не столько истории любви, сколько золотому веку татарского владычества.
Впервые о создании здесь музея заговорили ещё до революции, но доступ к помещениям имело ограниченное число людей. Лишь после 1917-го года речь зашла об открытии заповедника крымско-татарской культуры, фактически он оформился только в 1960-е. Ремонтные и реставрационные работы, как снаружи, так и внутри, не закончены до сих пор, несмотря на это, дворцовый комплекс ежегодно принимает тысячи посетителей.

Попавший сюда в 1820-м году Александр Пушкин был удручён состоянием дворца, и поэма «Бахчисарайский фонтан» посвящена не столько истории любви, сколько золотому веку татарского владычества.
Впервые о создании здесь музея заговорили ещё до революции, но доступ к помещениям имело ограниченное число людей. Лишь после 1917-го года речь зашла об открытии заповедника крымско-татарской культуры, фактически он оформился только в 1960-е. Ремонтные и реставрационные работы, как снаружи, так и внутри, не закончены до сих пор, несмотря на это, дворцовый комплекс ежегодно принимает тысячи посетителей.
Благодаря стихам Пушкина весь мир знает о фонтане Слёз — небольшом чуде инженерной мысли, которое появилось благодаря персидскому скульптору Омеру в XVIII веке. По легенде, его возвели в память об одной из умерших наложниц хана Кырым-Гирея. Капающая из чаши в чашу вода символизирует безутешное горе правителя. Увековечили и сам пушкинский текст — теперь на вершине чаш всегда лежат две свежесрезанные розы — дань великому поэту.

Гарем
Сохранились три корпуса из 73 спален, где крымские правители предавались утехам с сотнями наложниц, снесены ещё в XIX веке. От них остался небольшой флигель из жилой, гостиной и буфетной комнаты, но даже этого хватает для воссоздания атмосферы. Оживляет антураж постоянная экспозиция с ростовыми манекенами.



Сестры, дочери и приближенные к падишаху женщины могли выходить в свет, присутствовать при некоторых мероприятиях. Родовитым крымчанкам предоставлялось право наблюдать за важными событиями из соседней комнаты через специальное окно. Иногда такими событиями были и казни.
Женщинам хана позволялось покидать дворец и ездить в свои загородные дома. Они занимались благотворительностью, жертвовали на строительство мечетей и участвовали в других богоугодных мероприятиях.
У наложниц таких прав не было. Их жизнь подчинялась расписанию, а прогулки разрешались только в гаремном саду. Но если девушка была умна и принадлежала к знатному роду, она могла возвыситься и приобрести огромное влияние. Живой тому пример – знаменитая Роксолана. В истории крымских татар тоже были подобные случаи, просто они не так широко известны.

В музейных выставках можно посмотреть утварь, оружие той эпохи, костюмы, украшения и самобытный быт.



С начала 2000 г. здание постепенно подвергается реставрации. Это необходимо для поддержания строения в первоначальном виде. Сейчас посетители видят лишь ту часть дворца, которая уцелела после пожара в середине 17 в.







Надеюсь небольшая экскурсия Вам понравилась и Вы захотите самостоятельно посетить этот уникальный памятник архитектуры.
С первой частью, Вы сможете ознакомиться: https://www.9111.ru/questions/777777777936793/
с третьей частью, Вы сможете ознакомиться по ссылке: https://www.9111.ru/questions/777777777936813/
Благодарю! Очень интересная статья!
Благодарю! Очень интересная статья!
Благодарю Вас Наталья Юрьевна
Был в восторге, когда в 1995 увидел это чудо своими глазами...
Интересная экскурсия!