Авторское право и актеры

Добрый день, уважаемые сударыни и судари!
Все мы любим смотреть художественные фильмы, в которых снимались очень популярные и не очень актеры. А задумывались ли вы когда-нибудь о том, как оплачивался труд актеров?
Имеют ли право актеры советских фильмов на процент от проката?
Правда, почему русские актеры, режиссеры и сценаристы не получают отчислений за прокат или трансляции фильмов, над которыми они работали, ведь, казалось бы, у них должны быть авторские права? В том, почему у наших артистов нет таких перспектив, как у того же Бельмондо, и о том, могут ли они побороться за причитающийся им процент, попытаемся разобраться в данной публикации.
Советское законодательство
Когда речь заходит о произведениях советской эпохи (т.е. созданных до перестройки), важно понимать, что в то время в нашей стране действовала распределительная система, и все блага, которые были даны гражданам, были даны им государством. Соответственно, когда люди снимали фильмы, писали сценарии и играли роли, все авторские права на результат их деятельности и на созданные ими произведения принадлежали СССР.
Актеры, снимаясь в фильмах, создавали произведения, и права на них принадлежали той студии, которая занималась субсидированием съемок и предоставляла места, транспорт, декорации и т.п. Были интеллектуальной рабочей силой и поэтому никаких прав на результаты своей деятельности не имели.
В таком же положении находились режиссеры, сценаристы, каскадеры и другие творческие работники, при помощи которых снимался фильм. Взамен своего участия они получали разовые гонорары.
А вот композиторы и художники того времени, в отличие от актеров, все же имели право на результат своей интеллектуальной деятельности. Композиторы, чья музыка звучит в транслируемых фильмах, получали 1% роялти от кассовых сборов.
Именно поэтому сегодня наши актеры не получают никаких отчислений и фактически не имеют юридических прав на картины, в которых они снимались. Но вопрос о том, законно ли это и действительно ли у них нет никаких прав, остается открытым. Чтобы дать на него однозначный ответ, нужно поднимать и изучать те договоры, которые были заключены с исполнителями в советское время.
Современное законодательство
Современное законодательство предполагает, что авторские права возникают автоматически, по факту создания произведения, и передаются лишь в том объеме, в котором это обозначено в договоре.
Безусловно, здесь есть предмет спора, и актер может отстаивать свои права в суде, требуя выплачивать ему проценты от трансляций или продаж копий картины – собственно, именно за счет этих отчислений и богатеют наследники западных звезд. Но при этом нужно понимать, что судиться с "Мосфильмом", "Ленфильмом" или другими крупными компаниями всегда тяжело и дорого.
Западным актерам в этом отношении повезло больше, например, доходы Элизабет Тейлор даже после ее смерти растут и измеряются миллионами долларов США, в то время как российские актеры на пенсии считают копейки.
Авторские права на кинокартину принадлежат продюсерам, которые финансировали съемки, платили гонорары в том числе. Им также принадлежат доходы от проката фильмов. Ну а кассовые сборы с лихвой покрывают все расходы, обеспечивая им безбедную жизнь. В то время как некоторые актеры влачат свое существование в нищете.
Актеры требуют обязать продюсеров делиться доходами от проката
Об уравнивании прав актеров и продюсеров позаботились чиновники Минкультуры: когда в 2012 году был подписан Пекинский договор, в нем было прописано, что «актеры, певцы, танцоры и другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, играют на музыкальном инструменте» имеют право на вознаграждение от проката.
Международная федерация актеров просила российских законодателей ратифицировать Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям, придать этому договору юридическую силу в России, что и было сделано 19 октября 2015 г. путем присоединения к вышеуказанному договору.
Пекинский договор
Что это такое, Пекинский договор? – спросите вы. Дипломатической конференцией по охране аудиовизуальных исполнений, которая состоялась в Пекине, 26 июня 2012 года был принят Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям. В договоре затрагиваются права интеллектуальной собственности исполнителей (как музыкантов, так и актеров) в части аудиовизуальных исполнений и затрагиваются права на воспроизведение, распространение, прокат и на эфирное вещание и сообщение для всеобщего сведения (вступил в силу 28 апреля 2020 года).
Административные функции договора возложены на Всемирную организацию интеллектуальной собственности.
Текст договора можно посмотреть здесь.
Вывод
Так как Пекинский договор уже вступил в законную силу, будем надеяться на то, что актеры будут получать роялти за трансляцию фильмов с их участием.
Надеюсь, что вам была интересна моя публикация.
Ваша Геннадьевна
Источник https://iz.ru/news/577293
Интересную тему затронули, это одна из причин почему у нас продюсеры богаче и круче всех, а бедные актеры умирают в нищете.
Спасибо за очень интересную статью, Анжелика Геннадьевна!

👍🔥🔥🔥
Спасибо за интересную тему статьи. Я считаю, что ВСЁ и всегда должно быть справедливо... как в актерской профессии, так и в жизни.
Спасибо! Я всегда думал, что либо процент с проката, либо гонорар за съёмку...