Армения и Азербайджан: история вражды
Нагорный Карабах (или карабахский конфликт) - сложный этнополитический конфликт на территории Закавказья между Азербайджаном и Арменией. Этот конфликт имеет давние культурно-исторические корни, приобрёл новую остроту в годы перестройки СССР, начался резкий подъем национальных движений в обоих государствах.
История этого территориального конфликта берет свое начало в годы правления Екатерины II, она вместе с князем Потемкиным Г. А. собиралась составить проект о вхождение Карабахского Ханства в состав российской территории, однако, ей не удалось совершить задуманное.
Во второй половине XVIII в. Нагорный Карабах с преобладающим армянским населением вошёл в Карабахское ханство (его территория охватывла часть территории современного Азербайджана и части Армении), а в 1813 г. в составе Карабахского ханства по Гюлистанскому мирному договору - в Российскую империю (такой договор был заключён по окончании русско-персидской войны 1804 - 1813 г.г.).
Каждое, а тем более "современное" государство пропагандирует свою версию территорией Нагорного Карабаха.
В начале прошлого века Нагорный Карабах дважды (в 1905 - 1907 г.г. и 1918 - 1920 г.г.) становится центром кровопролитной войны в Закавказье.
После революционных событий в российской империи в Закавказье были провозглашенa сначала автономная Закавказская ДФР, а позже три независимых государства - Грузинская ДР, Республика Армении, Азербайджанская ДР.
Армянское население Нагорного Карабаха отказывалось подчиняться Азербайджанской ДР. В 1918 г. Нагорный Карабах провозгласил себя независимой административно-политической единицей и избрал собственное Народное правительство (Армянский национальный совет Карабаха).
Противостояние между азербайджанскими войсками и армянскими вооружёнными отрядами продолжалось в регионе вплоть до установления в Азербайджане советской власти. Вошедшие в Азербайджан в апреля 1920 г. части 11-й Армии РККА во взаимодействии с азербайджанскими войсками заняли территорию Карабаха, Зангезура (область в Восточной Армении), Нахичевана (территория Азербайджана). К середине июня 1920 г. сопротивление армянских вооружённых отрядов в Карабахе с помощью советских войск было подавлено.
В течение 1920 - 1921 г.г. вопрос о принадлежности Нагорного Карабаха решался согласно текущим внешнеполитическим целям советского руководства.
30 ноября 1920 г. Азревком своей декларацией признал Зангезур и Нахичевань частью Советской Армении и предоставил Нагорному Карабаху право на самоопределение. Решение карабахского вопроса в пользу Армении было подтверждено постановлением пленума Кавбюро ЦК РКП (б) от 3 июня 1921 г., однако окончательное решение было принято пленумом Кавбюро ЦК РКП (б), состоявшимся 5 июля того же года - "Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию". Существует мнение, что включение в состав советского Азербайджана региона, подавляющее большинство населения которого составляли армяне, могло быть обусловлено желанием большевистского руководства Советской России обеспечить политическое сближение с кемалистской Турцией. В июле 1923 г. районы Азербайджанской ССР с преимущественно армянским населением были объединены в автономное образование (Автономная область Нагорного Карабаха, с 1937 года - Нагорно-Карабахская автономная область).
Конституция Азербайджанской ССР 1937 г. провозгласила армянский язык языком судопроизводства в Нагорно-Карабахской автономной областм, закрепив также опубликование на армянском языке решений и распоряжений Совета депутатов трудящихся НКАО.
Вопрос о передаче Нагорного Карабаха Армении время от времени поднимался армянским руководством, но не получал поддержки в центре. В 1960-е годы социально-экономическая напряжённость в НКАО несколько раз перерастала в массовые общественные беспорядки. В адрес руководства Азербайджанской ССР высказывались обвинения в экономической дискриминации НКАО, а также в попытках изменить демографическую структуру автономной области, он проводил политику, направленную на изменение демографического баланса в регионе в пользу азербайджанцев. Де-факто карабахские армяне чувствовали себя ущемлёнными в культурно-политических правах на территории Азербайджана.
Однако, есть мнение, что положение карабахских армян было лучше и они обладали большими правами, чем азербайджанцы, компактно проживавшие на территории Армении, у которых вообще не было своей национальной автономии.
До середины 1980-х г. требования изменения статуса Нагорно-Карабахской автономной области становились достоянием широкой гласности, а любые действия в этом направлении резко государством подавлялись. В 1987 - 1988 г.г. в регионе усилилось недовольство армянского населения своим социально-экономическим положением, руководство Азербайджанской ССР обвиняли в сохранении экономической отсталости региона, пренебрежении развитием прав, культуры и идентичности армянского меньшинства в Азербайджане, создании искусственных преград для культурных связей между Нагорным Карабахом и Арменией.
Протестные настроения подогревались армянскими националистическими организациями, а действия зарождающегося национального движения умело организовывались и направлялись.
Первым государственным изданием, открыто поддержавшим в феврале-марте 1988 г. идею воссоединения Нагорного Карабаха с Армянской ССР, стал официальный печатный орган Нагорно-Карабахского обкома КП Азербайджана и Совета народных депутатов НКАО "Советский Карабах", имевший свыше 90 тыс. подписчиков. Эта газета стала трибуной, с которой идея воссоединения пропагандировалась интеллигенцией и партийным руководством НКАО.
Руководство АзССР и Коммунистической партии Азербайджана пыталось урегулировать ситуацию, задействовав привычные командно-бюрократические рычаги, которые в новой ситуации оказались неэффективными; правоохранительные органы Азербайджана оказались не готовы к событиям в НКАО и Армении, спровоцировавшим массовые выступления в Азербайджане, создавшие условия для неконтролируемого поведения толпы.
Советское партийное руководство интерпретировало требования карабахских армян и общественности Армении как проявления национализма, противоречащие интересам трудящихся Азербайджанской и Армянской ССР.
Затем в период 1987 г. в Нагорном Карабахе и Армении был проведён массовый сбор подписей под требованием о передаче Нагорного Карабаха в состав Армянской ССР, который его организаторы назвали "референдум ом", который был передан в приёмную ЦК КПСС в Москве.
Щел процесс лоббирования влиятельными научными, общественными деятелями Армении карабахского вопроса за границей. В ноябре 1987 г. в поддержку идеи переподчинения Карабаха Армении высказался советник Михаила Горбачёва Абел Аганбегян, председатель Экономического бюро Совета Министров СССР, а такое высказывание Азербайджаном было воспринято как свидетельство поддержки Горбачёвым армянской кампании.
В 1991 - 1994 г.г. эта конфронтация привела к масштабным военным действиям за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями.
В начале 1990 г. по решению Президиума Верховного Совета СССР в НКАО было введено прямое управление с образованием Комитета особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью под председательством А. И. Вольского. В январе этого года происходят взаимные артиллерийские обстрелы на армяно-азербайджанской границе.
С распадом СССР и вывод внутренних войск из Нагорного Карабаха ситуация в зоне конфликта стала неконтролируемой: азербайджанцы и армяне - стояли на пороге полномасштабной войны за Нагорный Карабах. Военный конфликт продолжается и по сей день, каждая сторона настаивает на свою позицию.
В 1993 г. Советом Безопасности ООН были приняты четыре резолюции по нагорно-карабахскому конфликту, но проблема заключается в том, что ни один из пунктов этих документов ни одной из сторон не выполнялся.
В 2008 г. в здании Майендорф (Московская область, Россия) президентами Азербайджана, России и Армении подписана декларация по Нагорному Карабаху. Лидеры Азербайджана и Армении заявили, что намерены способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе и обеспечению установления в регионе обстановки стабильности и безопасности путём политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе принципов и норм международного права и принятых в этих рамках решений и документов".
В Душанбе на 37-й сессии Совета министров иностранных дел - стран-участниц Организации Исламская Конференции принята резолюция, осуждающая агрессию Армении против Азербайджана, признающая действия против азербайджанских мирных жителей преступлением против человечности и осуждающая разрушение археологических, культурных и религиозных памятников на оккупированных территориях. Затем на пленарной сессии Европейского парламента принята резолюция № 2216, призывающая к выводу армянских войск со всех оккупированных территорий Азербайджана и возвращению туда беженцев и вынужденных переселенцев.
После всех договорённостей, соглашений не было достигнуто консенсунса. Азербайджанская сторона утверждает обратное, что столкновение в Нагорном Карабахе произошло из-за преувеличений и не правдивых фактов Армении, ведь земля никак не является их. Аргументируют следующим утверждением: Карабах является одним из старейших регионов Азербайджана. Он входил в государство Сефевидов, а позже стал независимым Карабахским ханство. Армения, наоборот, утверждает нагорно-карабахскую территориальность исконно своей.
Де-факто Нагорный Карабах - независимое государство, называющее себя Нагорно-Карабахской Республикой, хотя в мире де-юре не признано и считается частью Азербайджана.
Считаю, данную территорию необходимо признать самостоятельным государством без каких-либо привилигированных прав как для Азербайджана, так и для Армении. Нагорный Карабах исторически имеет корни самостоятельности и заслуживает быть отдельным государством на Южном Кавказе, а вопрос присоединения к иностранной территории - это исключительная прерогатива местного населения.
Мы должны помнить, юридически Карабах это территория Азербайджана, с автономией, но проживают на ней армяне, то есть формально Карабах принадлежит Армении.