Депутаты Государственной думы: инструкция по применению

"Сегодня приехал из командировки заместитель по следствию. Вместо обещанной стажировки он получил разнос за то, что следак в течение месяца не выполнил ни одного следственного действия по уголовному делу, то есть просто валял дурака. Курирующий следствие зампрокурора Петров сказал Вовке: "Что делал целый месяц ваш следователь? Ничего не делал! А вы чем занимались целый месяц? Вы помогали ему ничего не делать!" А ведь Петров прав!" (Из тетрадки в линеечку, август 2003 года)
Какая может быть польза от депутата
В предыдущей статьемы с вами определились, что в современной России попытки отзыва вчерашними избирателями нынешних депутатов любого уровня – занятие бесперспективное, так как законодательно закреплённые механизмы воздействия избирателей на бездельников-депутатов до сих пор отсутствуют.
Кроме того, вывели несколько истин в отношениях между народными избранниками и их электоратом, а именно следующие:
- Избиратель нужен только до момента помещения им бюллетеня в урну для голосования.
- Депутат полностью независим от избирателей.
- Наказы избирателей для депутата необязательны к исполнению.
- Депутат никак не связан своими предвыборными обещаниями.
- Избиратели не имеют права отозвать депутата, даже в случаях пренебрежения им своими обязанностями.
Вместе с тем это ни разу не повод говорить о том, что депутатов надо оставить в покое, тем самым дав им возможность за счёт бюджета беспрепятственно жир на своих попках нагуливать.

Ибо даже от такой формы жизни, как депутат Государственной думы, каждый избиратель имеет право получить что-то полезное для себя.
Это реально доступное и полезное "что-то" – возможность привлечения депутата к рассмотрению обращения (жалобы) избирателя.
Обязан ли депутат рассматривать обращения граждан
Поскольку население в большей степени интересуют не мелкокалиберные депутаты регионального или местного уровня, а ставшие притчей во языцех депутаты Государственной думы, то достаточно просто знать, что рассмотрение обращений граждан производится депутатами ГД РФ в соответствии с целым рядом правовых актов:
- Конституцией Российской Федерации;
- федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
- федеральным законом от 08.05.1994 № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации";
- регламентом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации (утв. постановлением ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД);
- положением об аппарате Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации (утв. распоряжением Председателя ГД ФС РФ от 23.03.1996 г. № 112/1 р-1).
Читать все эти правовые акты гражданину совершенно не обязательно, зато он имеет полную возможность сослаться на них в своём обращении (жалобе), что никогда не бывает лишним.
А вот на перечисленные ниже статьи регламента Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации местный автор рекомендует вам обратить внимание исключительно для того, чтобы понять: кое-что депутат для населения делать всё-таки обязан.
Статья 75
"1. Депутат Государственной Думы поддерживает связь с избирателями на соответствующей территории или в субъекте (субъектах) Российской Федерации, определенном (определенных) в соответствии с частью первой статьи 8 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации": рассматривает обращения избирателей, лично ведет их прием в порядке и сроки, установленные настоящим Регламентом, но не реже чем один раз в два месяца, проводит встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода, осуществляет иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, обеспечивающие связь с избирателями".
Статья 76
"В период заседаний Государственной Думы формой работы депутатов Государственной Думы с избирателями является прежде всего рассмотрение поступивших предложений, заявлений и жалоб избирателей, по которым депутаты обязаны принимать меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации".
Статья 77.1
"1. Обращения, адресованные депутатам Государственной Думы, рассматриваются ими лично. Депутаты Государственной Думы вправе запрашивать документы, материалы и иную информацию, необходимые для подготовки ответов на обращения граждан, в комитетах и комиссиях Государственной Думы в соответствии с вопросами их ведения. Рассмотрение поступивших в Государственную Думу обращений граждан и проведение личного приема граждан в Государственной Думе осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Порядком рассмотрения обращений граждан в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и настоящим Регламентом".
Статья 77.2
"Регистрация обращений граждан, обеспечение рассмотрения обращений граждан и организация личного приема граждан в Государственной Думе осуществляются Аппаратом Государственной Думы".
Так что рассмотрение обращений граждан – не только право, но и обязанность депутатов Государственной думы. И заинтересованному гражданину остаётся определиться лишь с некоторыми моментами такого взаимодействия, чтобы получить в свои руки вполне работающий инструмент, с помощью которого он сможет решить множество своих проблем.
И в первую очередь это...
Как достучаться до депутата
Вариантов тут немного:
- обращение на личном приёме;
- письменное обращение в форме бумажного документа;
- письменное обращение в форме электронного документа.
Вы, разумеется, вольны использовать любой из этих вариантов исходя из своих личных предпочтений, однако думается, что письменное обращение к любому депутату ГД рациональнее делать через портал Государственной думы.
Сделать это можно двумя способами: через специальную форму обращения, либо из личного кабинета, который надо предварительно создать.
С точки зрения возможности гражданином осуществлять контроль за регистрацией и рассмотрением его обращения депутатом личный кабинет безальтернативен, поэтому имеет смысл пройти простенькую процедуру его создания.
В обращении в форме электронного документа гражданин указывает: фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, а также излагает суть обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме по почте.
Обращение в электронной форме может содержать вложенные документы и материалы в виде одного файла без архивирования. Допустимы следующие форматы файлов: .txt, .doc, .rtf, .xls, .pps, .ppt, .pdf, .jpg, .bmp, .png, .tif, .pcx, .docx, .xlsx, .tiff. Размер файла не может превышать 2 Мб.
После этого есть смысл ответить себе на следующий вопрос...
По каким вопросам можно обратиться к депутату?
По любым.
И это в буквальном смысле, ибо на момент написания данной статьи российское законодательство никак не ограничивает гражданина ни в тематике задаваемых депутатам вопросов, ни в их – вопросов – важности.
Единственное исключение – это обращения, в которых обжалуются законность и обоснованность судебных решений. Такие обращения депутаты всегда возвращают их автору, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
По получении депутатом обращения гражданина у него имеется два законных варианта поведения:
- Разрешить обращение самостоятельно либо в части, если поставленные гражданином вопросы либо часть их относятся к компетенции Государственной думы и её должностных лиц.
- Направить обращение в федеральные и (или) региональные органы исполнительной власти, к непосредственному ведению которых относится решение обозначенных заявителем вопросов, с уведомлением об этом автора обращений.
Есть и третий вариант – между строк: если депутат усмотрит в обращении гражданина, а особенно в обращении группы граждан (чем больше, тем лучше) перспективу самопиара с привлечением СМИ, то он возьмёт рассмотрение обращения под свой личный контроль, что сильно повышает результативность положительного разрешения проблем, поставленных заявителями жалобы.
В любом случае направление обращения депутату, в том числе помимо обращения собственно в федеральные и (или) региональные органы исполнительной власти, в компетенции которых находятся поставленные гражданином вопросы, заметно укрепляет позиции заявителя жалобы.
И не стоит гражданину ни копейки.
Что немаловажно.
Как направить жалобу депутату?
Для начала определитесь, кому именно из депутатов Государственной думы вы желаете направить обращение.
Депутатов своего региона легко найти на этой странице сайта Государственной думы: Найти депутата.
Выглядит она так:

Фильтров на этой странице, как видите, предостаточно: и фамилиям, и по субъектам РФ, по фракциям, по комитетам и просто по алфавиту, так что проблем с поиском и выбором депутата у вас точно не будет.
После этого решаете, станете ли вы регистрировать личный кабинет или ограничитесь одноразовым обращением без возможности отслеживания результатов его рассмотрения.
Как только определитесь – вам сюда: Создание обращения.

Интерфейс весьма понятный, так что в недрах портала Государственной думы, в отличие от интернет-тайги, по недоразумению носящей гордое имя "Госуслуги", вы точно не заблудитесь.
Данных для регистрации личного кабинета потребуется немного:
- фамилия;
- имя;
- страна;
- электронная почта;
- пароль (придумываете самостоятельно. – Прим. автора);
- согласие на обработку персональных данных.

Как видите, никаких сложностей не представляет ни создание личного кабинета, ни последующая подача обращения депутату Государственной думы, ни отслеживание процесса его рассмотрения.
Выводы
К сожалению, после проведения выборов российские избиратели полностью утрачивают контроль за своими депутатами, и пока что поделать с этим ничего нельзя.
Но вот заставить из исполнять хотя бы тот минимум общественно-полезных функций, закреплённый в действующем законодательстве, не просто можно, а архинеобходимо. Ибо современная Россия бардаком богата настолько, что нельзя пройти и десятка шагов, на него – бардак – не наткнувшись.
Так что вы имеете полное право обращаться к депутатам и ставить перед ними для разрешения любые вопросы, какие посчитаете нужным, в любом количестве и сколь угодно часто: никто вас в этом праве не ограничивает.
Во всяком случае тогда ни "народные избранники", ни царь не смогут сказать вам, что понятия не имеют о том, что в регионе существуют проблемы, в том числе жизненно важные для населения, о которых они даже не слышали – либо якобы, либо на самом деле.
По крайней мере, безнаказанно.
И депутаты со временем станут встречать своих избирателей соответственно, если
.Ваше мнение по данному вопросу?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
На самом деле мы этих депутатов не выбирали. Они выбирали себя сами для решения своих проблем. Отсюда представленная тема никакого практического значения не имеет.
Абсолютно ненужное стадо нахлебников бюджета.
Кого выбираем тот нас и имеет во все дыры.
Пытались найти помощь у слуг народа, не получилось. У них свои, более важные заботы. Прекрасная фото иллюстрация, спасибо!
Что бы что то изменилось к лучшему, нужно менять полностью всю систему.
Более того, особо активных недовольных начинают прессовать. Могут закрыть по статье какой нибудь или ещё каким нибудь не очень законным способом рот закрыть.. Весь Хабаровский край выразил несогласие и недовольство тем что происходит... Ну и как, услышала власть людей, приняла их мнение во внимание? Да как бы не так... Дегтярева с баснями про африканскую свинную чуму им отправили и успокоились.