Запуск интернет-магазина

Ощутимая разница
Запуск интернет-магазина требует запуска определенных процессов. Например, совершенно недостаточно для запуска интернет-торговли просто сменить в договоре место заключения договора с "город Москва" на "сеть Интернет" или просто выложить фотографии товара.
Нужно понимать, что в целом дистанционная торговля регулируется законодательством с определенным количеством особенностей.
Эти особенности касаются:
- порядка заключения договора при торговле через интернет-магазин;
- информации о товаре и продавце;
- порядка возврата товаров;
- сбора персональных данных;
- проведения рекламных рассылок.
Если эти особенности не учитывать, то как минимум можно получить огромное количество претензий со стороны потребителей и судов или как максимум финансовые потери и даже штрафные санкции.
Что делать
Итак, вы решили запустить интернет-магазин. Вы уже создали сайт и загрузили туда весь контент – фото и описание. Первое, что видит потребитель и что важно сделать, – это разобраться с той информацией, которая будет находиться на сайте с обязательной информацией из законодательства.
И под такой информацией закон понимает данные:
- о продавце;
- о потребительских свойствах товара – это собственно то описание товара, которое располагается рядом с фотографией, позволяющее воспроизвести информацию без искажения и составить достоверное представление о товаре;
- о месте изготовления;
- о цене.
Это обязательные вещи, которые должны быть у вас на сайте.
Подробный пакет документов для деятельности интернет-магазинов в целом законом отдельно нигде не оговаривается, т.е. нет такой нормы, где указывалось бы, какие правила должен располагать у себя на сайте интернет-магазин. Обязательным является размещение оферты и возможности ее акцептовывать.
Но если собрать вкупе все требования законодательства из разных нормативно-правовых актах, то как минимум для деятельности интернет-магазина обязательны следующие документы:
- договор купли-продажи (оферта) – это основной документ, который регулирует отношения интернет-магазина с потребителями в момент приобретения товара;
- политика обработки персональных данных – документ, который регулирует общие принципы работы интернет-магазина с персональными данными;
- согласие на обработку персональных данных – документ, в котором конкретный пользователь разрешает интернет-магазину обрабатывать конкретно его персональные данные именно с теми целями, которые прописаны в согласии, и разрешается делать с ними только то, на что получает разрешение интернет-магазин;
- согласие на рекламную рассылку.
Сразу обращу внимание, что, несмотря на то, что политика обработки персональных данных и согласие на обработку персональных называются достаточно похоже, это два разных абсолютно документа.
Данный перечень является неисчерпывающим, и многие интернет магазины для своих сайтов разрабатывают также пользовательское соглашение, договор по оказанию услуги доставки, договор присоединения и др.

С точки зрения информации, которая должна быть на сайте помимо документов, о которых сказано выше, имеет смысл отдельными разделами прописать следующее:
- Правила возврата товара. Безусловно, эти правила будут прописаны у вас в договоре купли-продажи, так как это предусмотрено законодательством. Но нужно отметить тот факт, что обычно договор потребитель читает в случае возникновения конфликтной ситуации, когда ему отказали и он считает, что это неправильно. Поэтому имеет смысл правила возврата дублировать в отдельном разделе сайта и более понятным языком, не противоречащим тому, что прописано в договоре, прописать каким образом и в какие сроки возвращается товар некачественный, в какие сроки – тот товар, который не понравился покупателя или не подошёл по каким-либо параметрам.
Это очень важно и в том случае, если возникнет спор и нужно будет доказать, что потребитель знал о порядке возврата и был уведомлен не только в договоре, но и отдельными правилами. В этом же разделе можно разместить образцы документов, которые потребитель должен заполнить при возврате, например, заявление о возврате или обмене.
- Правила доставки – также положения, которые перекочуют из договора-купли продажи в отдельный раздел на сайте, при этом они не должны друг другу противоречить. Здесь прописываются сроки и условия доставки, а также обязательства покупателя, которые он должен выполнить в момент доставки. Например, покупатель при курьере интернет-магазина обязан развернуть товар и осмотреть его на наличие внешних повреждений. При этом можно на осмотр выделяется достаточно времени в пределах разумного, чтоб покупатель мог его осуществить. Это необходимо для избежание спорных ситуаций. На практике довольно часто бывает так, что потребитель, получая товар, его оплачивает и зачастую не осматривает, а уже смотрит товар через какое-то время.
О том, как лучше акцептовать договор, как обезопасить персональные данные и о ряде других важных моментов, поговорим в следующих материалах.
Интересная тема публикации

Спасибо. Полезная информация.
Еще нужно, разместить сканы сертификатов или декларацию соответствия на товар. На сайте.
Пригодится!