Кто должен вернуть перерасчет пенсии - работник или работодатель?
199₽ VIP

• г. Красноярск

Пенсионера восстановили на работе по решению суда Пенсионный фонд потребовал с пенсионера вернуть перерасчет пенсии Кто должен вернуть эти деньги в пенсионный фонд? Работник считает, что он не виноват, и деньги должен вернуть работодатель. Прав ли работник?

Ответы на вопрос (14):

Прав работник. Ведь пенсия не подлежит возврату в силу ст 1109 НК РФ. Не добросовестное поведение пенсионера отсутствует.

Спросить
Пожаловаться

Здравствуйте

Следует напомнить, что взыскать излишне выплаченную заработную плату в порядке истребования неосновательного обогащения также не получится, поскольку в соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Данный вывод подтверждается судебной практикой (см. Определение Верховного Суда РФ от 28.05.2010 N 18-В10-16).

Спросить
Пожаловаться

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 11.03.2024) "О страховых пенсиях"

Статья 26.1. Выплата страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности

Из вашего вопроса можно понять, что пенсионеру после увольнения была произведена индексация пенсии в соответствии с частью 3 данной статьи.

Затем на основании решения суда пенсионер был восстановлен на работе При осуществлении индексации пенсии со стороны пенсионера не было ни каких признаков недобросовестного поведения, что согласно статьи 1109 ГК РФ является основанием не возвращать проиндексированную сумму .

Вины пенсионера здесь не усматривается, а поэтому не должен возвращать деньги. Выплаченные пенсионным фондом деньги пенсионеру сейчас являются убытками фонда ( ст 15 ГК РФ) Убытки возникли в связи с неправомерным увольнением пенсионера В этой связи пенсионный фонд вправе взыскать убытки с работодателя

Спросить
Пожаловаться

Уважаемая, Оксана! Согласно статье 1109 Гражданского кодекса РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:

Имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное.

Имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности.

Заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки.

Таким образом, Работник-пенсионер не должен ничего возвращать, а в случае если такие выплаты были произведены и связаны с неправомерным увольнением, соответственно предъявление и взыскание убытков пенсионным фондом возможно с работодателя

Спросить
Пожаловаться

По общим правилам, установленным пунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны (предоставления гражданином недостоверных сведений или ввиду несвоевременного их предоставления) и счетной ошибки, возврату в качестве неосновательного обогащения не подлежат.

Вместе с тем, частью 1 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, предоставляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии)

В Вашем случае вины пенсионера здесь не усматривается, а поэтому Вы не должены возвращать деньги. Выплаченные пенсионным фондом деньги пенсионеру сейчас являются убытками фонда ( ст 15 ГК РФ) Убытки возникли в связи с неправомерным увольнением пенсионера. В этой связи пенсионный фонд вправе взыскать убытки с работодателя.

Спросить
Пожаловаться

Согласно статье 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях":

В случае восстановления застрахованного лица на работе в период, за который ему была назначена страховая пенсия по старости или по инвалидности, выплата страховой пенсии приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором застрахованное лицо приступило к работе.

В этом случае перерасчет пенсии производится с учетом факта работы пенсионера.

Работодатель обязан удержать из заработной платы работника излишне выплаченную пенсию и перечислить ее в Пенсионный фонд.

Работник не виноват в том, что ему была назначена пенсия в период, когда он фактически работал. Поэтому он не должен возвращать перерасчет пенсии в Пенсионный фонд.

Спросить
Пожаловаться

В данном случае, согласно законодательству Российской Федерации, именно работник несет ответственность за возврат излишне уплаченных сумм пенсии. Это регулируется статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Согласно этой статье, если пенсионер получил перерасчет пенсии, который впоследствии был признан необоснованным, то он обязан вернуть излишне полученные суммы.

Работодатель не несет ответственности за возврат этих средств, так как он не является стороной в отношениях между работником и Пенсионным фондом. Он лишь предоставляет информацию о трудовой деятельности работника, которая может использоваться при расчете пенсии.

Спросить
Пожаловаться

"Вернуть перерасчет"- абсурдный набор слов, никогда так не выражайтесь.

Как установлено п.1 ст.28 закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии. Кроме того, работодатели отвечают за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.

На основании п.3 ст.28 закона, в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения этих обязанностей, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (то есть статей главы 60 ГК РФ о неосновательном обогащении).

Поскольку вы никаких документов в СФР не представляли, то и никакой ответственности за причинённый Фонду ущерб нести не можете.

Ваш работодатель также не допускал представления в СФР недостоверных сведений- сведения о стаже и заработке были достоверны на момент их подачи (в частности, вы действительно были уволены).

Использовать ли право на восстановление на работе в случае незаконного увольнения, решает работник, поэтому причинно-следственная связь между действиями работодателя и убытками у СФР отсутствует.

Работодатель нарушил нормы трудового, а не пенсионного законодательства.

Ответственность же его перед СФР установлена только за нарушение порядка или сроков передачи отчетности о работниках- пенсионерах.

Поэтому оба (и работодатель, и пенсионер) заблуждаются, никто низ них ответственности перед СФР за излишние выплаты не несёт.

Спросить
Пожаловаться

Смотрите, в данном случае работник ничего возвращать по закону не обязан.

СФР может подать иск в суд, но ему должны отказать.

Заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны (предоставления гражданином недостоверных сведений или ввиду несвоевременного их предоставления) и счетной ошибки, возврату в качестве неосновательного обогащения не подлежат.

- см. ст. 1109 ГК РФ

Спросить
Пожаловаться

В данной ситуации ответ зависит от юридических норм и условий трудового договора между работником и работодателем. Обычно, если работник восстановлен на работе по решению суда, работодатель несет ответственность за выплату перерасчета пенсии, если это связано с ошибкой или некорректным проведением расчетов. В таком случае работник может обратиться к работодателю с требованием вернуть деньги в пенсионный фонд.

Однако, для точного ответа на данный вопрос рекомендуется обратиться за консультацией к юристу, специализирующемуся на трудовом праве, чтобы выяснить все юридические аспекты данной ситуации.

Спросить
Пожаловаться

Согласно закону, лица, предоставляющие документы для назначения и выплаты пенсии, несут ответственность за достоверность указанных данных. Работодатели дополнительно отвечают за корректность сведений, предоставляемых для учета в системах пенсионного и социального страхования.

Если из-за недостоверных сведений возникли излишние выплаты пенсии, работодатель или пенсионер обязаны возместить ущерб Пенсионному фонду.

Однако в вашем случае вы не предоставляли никаких документов в ПФР, поэтому не несете ответственности за излишние выплаты.

Ваш работодатель также не представил недостоверные сведения. Данные о вашем стаже и заработке были корректны на момент их подачи.

Работодатель нарушил трудовое законодательство, а не пенсионное. Его ответственность перед Пенсионным фондом возникает только в случае нарушения сроков или порядка предоставления отчетности о пенсионерах.

Таким образом, ни вы, ни ваш работодатель не несете ответственности перед Пенсионным фондом за излишние выплаты пенсии.

п.1 ст.28 закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях",

Спросить
Пожаловаться

Здравствуйте пенсионер не должен возвращаться пенсию.

Если пенсию рассматривает Фонд как неосноваиеоьное обогащение, то именно пенсия не подлежит такому возврату в силу действующих норм законодательства. Поскольку в данном случае недобросовестность пенсионера отсутствует.

См

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023)

ГК РФ Статья 1109. Неосновательное обогащение, не подлежащее возврату

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:

3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;

Спросить
Пожаловаться

Добрый вечер, Оксана.

1)По общим правилам, установленным пунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны (предоставления гражданином недостоверных сведений или ввиду несвоевременного их предоставления) и счетной ошибки, возврату в качестве неосновательного обогащения не подлежат.

2)Вместе с тем, частью 1 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, предоставляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

3)С учетом этого, отсутствует фактор недобросовестности, как со стороны пенсионера так и работодателя.

4)работодатель подал на последний момент верную информацию, так что никто ничего возвращать не должен, если обратиться в суд, то вы готовите возражение, выиграть тут будет не так сложно.

Спросить
Пожаловаться
Это лучший ответ (выбран автоматически)

Здравствуйте.

Работник ничего не должен возвращать. Как правило, в похожих ситуациях, госструктуры пытаются истребовать переплату как неосновательное обогащение, в судебном порядке.

Однако, в силу ст.1109 ГК РФ:

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:

...

3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;

То есть, критерия два. Первый - это пенсия, то есть, выплата в качестве средства к существованию. Второй - отсутствие недобросовестного поведения при получении этой выплаты.

На это неоднократно указывал Конституционный Суд РФ. Например, в Постановлении от 26.02.2018 N 10-П указано:

4. Гражданин, которому назначены пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата, не может ставиться перед безусловной необходимостью претерпевать всю полноту неблагоприятных последствий в случаях, если впоследствии выявляется незаконность принятого в отношении него решения, в том числе в связи с признанием представленной им справки об установлении инвалидности недействительной, - безотносительно к характеру нарушений, допущенных учреждением медико-социальной экспертизы, притом что сами эти нарушения не являются следствием противоправных действий гражданина.

А также Верховный Суд РФ. Например, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2023 N 5-КГ23-14-К2:

Исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, с гражданина, которому назначена мера социальной поддержки в виде региональной социальной доплаты к пенсии как неработающему пенсионеру, не может быть произведено взыскание излишне выплаченных ему денежных средств без установления факта недобросовестности в действиях такого гражданина. При этом бремя доказывания недобросовестности со стороны гражданина при получении им денежных сумм лежит на органе социальной защиты населения, принявшем решение об их возврате (удержании).

Таким образом, только недобросовестное поведение получателя выплат может служить основанием для взыскания излишне выплаченных сумм. А недобросовестное поведение должен доказывать в данном случае СФР (ранее ПФР). Но об этом и речи быть не может, поскольку добросовестное поведение презюмируется. Кроме того, работника восстановили на работе по решению суда - то есть, в отношении работника ранее было принято незаконное решение об увольнении, что возвращает нас к позиции КС РФ, приведенной выше.

С уважением.

Спросить
Пожаловаться

Не возвращает деньги! Срок был 2 недели прошло почти 3! решил подать в суд.

Я прошла медкамиссию по устройству на работу, если я увольняюсь не отработав испытательный срок, должен ли мне работодатель вернуть деньги за медкамиссию.

Скажите пожалуйста я отработал 1 год на железной дороге и хочу уволиться из-за переезда в другой город но говорят я буду должен работодателю вернуть деньги которые они потратели на мою учебу и спец одежду так это или нет?

У меня друг украл 170 тысячь у родителей и потратил их со всеми но со мной 140 тысячь что будет вообще виноват ли я и возврощять мне деньги.

Сегодня был день увольнения, я подозреваю, что мне повторно выплатили отпускные, которые уже ранее были выплачены. Потребуют ли у меня их вернуть? (около 5-6 тыс.)

// на потребуют ли ответили уже. подскажите, в течении какого время бывший работодатель обязан взыскать с меня деньги? Какой срок есть на это?

Можно потребовать у банка вернуть или компенсировать денежные средства перечисленные на сайт онлайн-казино, запрещенный в России (сайт есть в реестре запрещенных в России)? , получается банк должен был блокировать перевод денег начиная с мая месяца, а банк только в октябре начал блокировать переводы денег!

Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 358-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Я работала у ип год. 4 месяца как уволилась. Пришло мне письмо с налоговой о том что я должна денег. Позвонила туда, мужчина мне объяснил, что ваш работодатель неправильно удерживала налог. Вот вы или ваш работодатель должны вернуть эти деньги. Я позвонила в итоге хозяйке. Она ответила, что я не знала закон о матерях одиночках. Я думала ты ей счиаешься, а на самом деле нет и снимала у тебя неправильно деньги. Вот иди и оплачивай в Сбербанке. Так вот меня интересует. Должна ли я платить за чужие ошибки. Извините за много букв. Но я в замешательстве.

Работаю на скорой помощи, На территории установлен шлагбаум, ключ от него работодатель не выделяет, говоря что нет пультов, можно купить самому, его запрограммируют... Вопрос в том - должен ли я за свои деньги его покупать? Или работодатель должен вернуть деньги за него?

Вчера купила мультитерку. Сегодня она сломалась. Куда нести? В магазин? Должны вернуть деньги?

Я плету цветы из бисера на заказ! У меня заказали цветы и оплатили картой, посылку отправила, она дошла в срок. Но клиенту не понравились цветы! Говорит, что на фото лучше. Требует вернуть деньги. Но я же потратилась на бисер и другие материалы для заказа, на пересыл да и время своё на выполнение работы. Подскажите: имеет ли она требовать вернуть ей деньги?

Знакомая работает кассиром в игровых автоматах. Поставила на карту игроку в долг большую сумму. Начальник дал время возврата денег сутки. Иначе грозится посадить кассира в тюрьму. Что делать в данной ситуации? Что грозит кассиру?

Можно узнать на счет этого вопроса. Пристав отправил денежные средства 24 ноября работадателю. В течении какого времени работадатель должен мне их вернуть?

Я купила телефон Apple iPhone 4. в течение гарантийного срока были обнаружены дефекты, в частности перезагружается в приложениях, зависает в режиме ожидания, а также не работает сенсор (переодически зависает и не реагирует на нажатия). Думала что это может быть из-за приложений или попросту сбой ПО, самостоятельно делала сброс до заводских настроек, обновляла ПО. но дефекты все же остались в нем. пришла в магазин, приняли на ремонт, после получила телефон с актом о том, что заменен модуль и дефекты устранены. Забрала телефон, но обнаружила, что дефекты остались, более того к вышеупомянутым неисправностям добавился еще один (сбои при работе вай-фая). пришла в магазин с претензией, в которой требовала возврата денег (меня не устраивает пользоваться неисправным товаром за который были уплачены деньги), претензию не приняли, а приняли сам телефон на проверку качества (в заявлении указано 10 дней). спустя 6 дней мне приходит информация, что Проверка качества Вашего аппарата завершена, обнаруженный в аппарате недостаток является не существенным и может быть устранен на безвозмездной основе в максимально короткие сроки в условиях авторизованного сервисного центра. В ближайшее время аппарат будет отправлен в магазин, где он был сдан на проверку качества.

По факту получается, что дефект они подтвердили, но отказывают мне в возврате денег, ссылаясь на то что он не существенный.

Правомерны действия продавца?

Как можно вернуть деньги? Меня не устраивает бесконечная замена модуля.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение