Немного о дистанционном обучении
Краткое содержание :
Сегодня о проблемах российского образования не рассуждает, как говорится, только ленивый. Новостные передачи различных телевизионных каналов и просторы Интернета заполнены рассуждениями всевозможных знатоков самого разного уровня и социального статуса. Удручающая статистика провальных ОГЭ и ЕГЭ по математике и русскому языку только подливает масла в огонь. Естественно, весьма активно ведутся поиски виноватого.
А виноват, конечно, по уже сложившейся в обществе традиции учитель, который «не сумел», «не замотивировал» и еще много прочих «не».
Изрядно досталось и дистанционному обучению, на которое большинство образовательных заведений страны вынужденно перешли в текущем учебном году в условиях пандемии. Именно ему и отводится главная роль в резком падении уровня знаний и показанных на экзаменах результатов.
Новые общественные проблемы
Действительно, этот вынужденный маневр обозначил целый ряд существенных проблем, безусловно, повлиявших на привычное течение образовательного процесса российских школ. Однако так ли все однозначно. Попробуем разобраться и, возможно, найти некоторые «смягчающие обстоятельства» в пользу дистанта.
- Во-первых, наивно предполагать, что после распада великого и могучего государства и последовавшего после этого регресса практически во всех областях нашей жизни, именно образование останется тем единственным и незыблемым островком безопасности и стабильности.
Никто не сомневается в том, что аудиторные виды работы, к которым привыкло подавляющее количество преподавателей, дают большие возможности для разнообразия форм и методов взаимодействия с учеником, что, безусловно, повышает качественный уровень преподавания. С другой стороны, дистант позволяет сделать упор на наглядность, а это, согласитесь, также положительно влияет на уровень осмысления и понимания информации. Разумеется, учителю придется здорово поработать, чтобы продумать все эти новые возможности и грамотно их применить.
Теперь о сотрудничестве учителя и ученика. Вне всякого сомнения, в стенах родной школы и привычной аудитории оно намного «человечнее» и, следовательно, результативнее. Затруднительно в условиях Инета погладить по голове старательного ребенка или хлопнуть бездельника линейкой (шучу, конечно). Зато во многом решается застарелый и набивший оскомину вопрос дисциплины в классе.
Как видим, все имеет как положительные, так и отрицательные аспекты. А посему опять, как, впрочем, и всегда, все зависит от мастерства и профессиональности педагога, насколько велико будет его желание продолжать служить своему делу и дальше нести высокое звание нищего учителя России.
К тому же не следует забывать, что один учитель, даже мастер своего дела, даже обласканный всеми общественными благами (размечтался!), ничего не сможет сделать без ученика, замотивированного, как это принято сейчас говорить, на получение знаний. А такой ребенок хоть очно, хоть удаленно будет учиться несмотря ни на какие трудности.
Значит, нужно повышать престиж самого образования. Чтобы быть необразованным стало непрестижно. А это одному учителю не под силу. В верхах же вот уже тридцать лет продолжаются бесконечные разговоры и проводится видимость реформирования, что, на мой взгляд, только ухудшает положение.